Экономические принципы
Принцип справедливости означает, что каждый гражданин должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам.
Принцип соразмерности предполагает, что при налогообложении должен соблюдаться баланс интересов государства (в части наполнения доходной части бюджета) и налогоплательщика (в части неблагоприятных последствий).
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика. Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принцип экономичности (эффективности) означает, что сумма собранного налога должна превышать затраты на его сбор.
Юридические принципы.
Юридический принцип равного налогового бремени предполагает равенство налогоплательщиков перед законом и обязательность уплаты налогов. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
Принцип установления налогов законами означает, что только представительные органы могут устанавливать налоги. При этом не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
Принцип отрицания обратной силы налоговых законов означает, что введенные законами новые налоги или измененные налоговые ставки уже действующих налогов не могут распространяться на отношения, возникшие до принятия этих законов.
Принцип приоритета налогового законодательства предполагает, что в случае возникновения конфликта законов применяются прежде всего положения налогового законодательства.
Принцип однократности взимания налогов указывает на однократное взимание налога за один налоговый период.
Принцип сочетания интересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления и налогоплательщика предполагает неравенство субъектов налоговых правоотношений, что особо проявляется при взыскании недоимок и штрафов.
В Налоговом кодексе РФ продекларированы следующие принципы:
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством РФ.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.
Налоговый механизм включает в себя перечень налогов и сборов, специальные налоговые режимы, ставки налогов, льготы по налогам и т.д. Основой правового обеспечения является Налоговый кодекс.
Кредитный механизм:
Следует различать кредитный механизм макро и микро уровня. На макро уровне за счет этого механизма происходит финансирование дефицита бюджета, кредитование государством других государств, юридических лиц. Государство может выступать кредитором, гарантом и заёмщиком.
Кредитный механизм основан на принципах срочности, возвратности, платности.
Исторически в отношениях государственного кредита государство выступало преимущественно как заемщик. Это связано с необходимостью:
ü финансирования дефицита бюджета;
ü покрытия временных разрывов в поступлении доходов;
ü рефинансирования уже имеющихся задолженностей;
ü финансирования целевых программ.
Займы являются альтернативой повышения налогов при недостаточности бюджетных средств, поэтому целесообразность использования государственного кредита определяется политическими и социально-экономическими факторами.
Источниками государственного кредита, когда государство выступает в качестве заемщика, служат временно свободные средства юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, иностранных государств.
Государственный кредит оказывает влияние на:
ü величину бюджетного фонда;
ü структуру расходов;
ü условия воспроизводства.
Государственный кредит может существовать в денежной и товарной форме. Товарная форма предполагает либо заем, либо погашение обязательств товарами. Примером может служить товарный заем 1990 года. Преобладающей формой государственного кредита является денежная.
Отношения государственного кредита предполагают, что заемщиком кредитором и гарантом может выступать: государство в целом, т.е. Российская Федерация; субъекты РФ. Поэтому различают государственный кредит федерального уровня и государственный кредит субъектов РФ. Кроме того существует муниципальный кредит – отношения, в которых заемщиком, кредитором и гарантом выступают муниципальные образования.
Инструментами кредитного механизма выступают бюджетные кредиты, гарантии и займы.
Бюджетный кредит - это форма осуществления бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.
Финансовые кредиты - кредиты в денежной форме. Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
В рамках государственного кредита существуют государственные и муниципальные гарантии. Это - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Особым инструментом являются займы в форме государственных и муниципальных ценных бумаг. Государство выпускает (эмитирует) долговые ценные бумаги с целью привлечения финансовых средств.
Различают следующие виды государственных ценных бумаг:
ü краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
ü обращаемые (рыночные) и необращаемые (нерыночные);
ü с процентным (купонным) доходом и дисконтным доходом;
ü целевые и нецелевые.
К основным отечественным государственным долгосрочным облигациям относятся ОФЗ (облигации федеральных займов), ГСО (государственные сберегательные облигации), предназначенные для юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации государственные ценные бумаги для населения не выпускаются.
Основой правового обеспечения кредитного механизма является Бюджетный кодекс.
Особым механизмом является механизм формирования и финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который использовался в конце первого десятилетия ХХI века в России.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
С 2008 г. на федеральном уровне формируются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Страховой механизм.