Инвестиционная политика компании как одно из основных направлений управленческой деятельности
Задача судовладельца – эксплуатация флота с позиции наиболее эффективного использования наличного тоннажа. Наличный тоннаж подвержен естественному процессу старения и требует своевременного и рационального обновления. Судостроение, как единственная отрасль, обеспечивающая обновление флота судовладельцев, весьма капиталоемкая и трудоемкая, с длительным циклом выпуска готовой продукции, а следовательно – “связывания” средств. Финансирование судостроения всегда было достаточно рискованным и требует очень серьезных гарантий, защищающих заказчика и банки от всевозможных рисков в период строительства.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста среднего возраста флота, даже при условиях демонтажа, в первую очередь старых судов, и работы судостроительных верфей мира в полную мощь.
В таких условия особенно необходим тщательный анализ и обоснование возможных направлений инвестиций – приобретение нового тоннажа или ранее находившегося в эксплуатации, модернизация имеющихся судов. Как известно, новое судно гораздо более дорогое, чем бывшее в эксплуатации, но такие суда более привлекательные для инвесторов в случае использования внешнего капитала. Покупатель подержанного тоннажа зачастую должен оплачивать все расходы на приобретение или модернизацию судна из собственных средств, не рассчитывая на кредит или субсидии правительства для этих целей. В тех случаях, когда финансовые возможности компании ограничены, фактор стоимости может оказаться решающим. Стоимость подержанных судов не только значительно меньше, но и подвержена изменению в зависимости от спроса и предложения на подобные суда на рынке. Явное преимущество относительно подержанного тоннажа – возможность его использования для обеспечения интересов национальной торговли.
Что касается ситуации в Украине, то основной причиной, препятствующей возрождению национального флота, является отсутствие собственных инвестиционных ресурсов для приобретения судов, а также сложность привлечения заемных средств путем кредитования и лизинга.
В связи с этим представляется важным рассмотрение факторов, движущих инвестиционными потоками в судоходной отрасли, и условий, определяющих эффективность инвестиционной деятельности.
Какие же факторы риска существуют в отрасли?
В последние годы очень важным фактором стала грузовая база. Учитывая, что продукция транспорта, выраженная в единицах перевезенных товаров и грузов, существенно не отличается у различных перевозчиков, они больше зависят от уровня фрахтовых или арендных ставок. Тем не менее, процесс вложения денег в проекты развития флота судоходных компаний не только не прекращается, а постепенно увеличивается. Это объясняется тем, что такая сфера имеет множество положительных моментов при правильном управлении проектами.
В долгосрочном аспекте в судоходной отрасли доходы по инвестициям неадекватны уровню риска. Это отрасль с относительно низким ростом, судоходные компании редко имеют достаточную отдачу в виде эксплуатационной прибыли. Однако в краткосрочном аспекте, доходы могут быть очень высоки, если инвестиции осуществлены в удачное время, при высокой конъюнктуре на подъеме цикла.
Уровень риска при инвестировании в судоходную отрасль очень велик. Можно выделить следующие виды рисков, влияющих на инвестиции в судоходную отрасль.
1. Изменчивость фрахтовых ставок
На судоходных рынках ставки фрахта динамично изменяются. Например, в танкерном секторе стандартное ежедневное отклонение может составлять около 40% от среднерыночной ставки.
2. Изменчивость цен на суда.
3. Риск, связанный с принятием управленческих решений
4. Поставки новостроя.
Существует риск, связанный с избыточными поставками новых судов, что может привести к увеличению дисбаланса спроса/предложения тоннажа и снижению фрахтовых ставок.
5. Валютный риск.
6. Риск, связанный с государственным регулированием.
В целях охраны окружающие среды законодательно может быть ограничено использование определенных категорий судов, как в отдельных регионах, так и по всему миру. Отдельные секторы судоходства могут быть в определенной степени освобождены от требований антитрестовского законодательства (например, линейные перевозки) и испытывать негативное воздействие из-за отмены соответствующих законодательных актов.
7. Использование «удобных» флагов приводит к снижению не только эксплуатационных расходов судовладельцев, но и качества услуг.
Использование «удобного» флага связано с такими видами рисков: заработная плата экипажа в большинстве случаев устанавливается на уровне ниже национальных стандартов оплаты труда (Украина – исключение), квалификация моряков зачастую низкая. На уровень инвестиционных доходов влияют и так называемые «закрытые» рынки (например, каботажные перевозки, законодательно закрепленные за национальным флотом), в отношении которых используется протекционное регулирование.
8. Изменения в менеджменте
9.