Государственный кредит – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а с другой – юридические и физические лица
Государственный кредит отличается от банковского принципом обеспеченности. Если для банковского кредита предусмотрена система материального обеспечения, существующего в виде залогов, гарантий, поручительств и т.д., то по государственным займам обеспечением кредита служит имущество, находящееся в собственности государства, имущество данной территориальной единицы или какой – либо её доход.
Если государство является кредитором, то оно направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене, а также защиты политических интересов государства ( кредиты на покупку нашего вооружения развивающимся странам). Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно Министерством финансов, либо через коммерческие банки.
Если государство является гарантом, то оно делает это на платной основе в зависимости от объёма занимаемых средств и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Гарант несёт ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.
В настоящее время РФ выступает как гарант по следующим направлениям:
1) по вкладам населения в Сбербанке до 1 января 1992 года;
2) различного рода значимым для экономики народнохозяйственным проектам;
3) по вкладам населения в коммерческие банки (не более 100 тыс. руб. на вклад). Если государство является заёмщиком средств.
Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг как сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты).
Государственный долг – это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определённому моменту времени.
Вопрос 2. Классификация государственных займов.
Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.
I. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства перед нерезидентами, а внутренние – это обязательства перед резидентами.
II. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги – привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.
III. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (более 5 лет).
IV. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся назакладные и беззакладные. Закладные займы – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким – либо имуществом). Беззакладные займы – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, так как государство считается обычно надёжным заёмщиком.
V. По уровню эмитента в трёхуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
VI. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть:
· Процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга;
· Дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который эти средства были предоставлены заёмщиком;
· Выигрышные займы, выплата дохода по которым осуществляется на основе тиражей выигрыша, они наименее привлекательны для инвестора, так как не предоставляют гарантированного дохода к определённому моменту времени;
· Индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретённых инвестором ценных бумаг.
VII. По принципу наличия обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения займа.
· Обязательства с правом досрочного погашения. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заёмных ресурсов на рынке ссудного капитала.
· Обязательства без права досрочного погашения.
VIII. По способу погашения задолженности
· Займы, подлежащие оплате единовременно;
· Займы, подлежащие оплате частями.
IX. По виду предлагаемого инвестору дохода
· Займы с постоянным, фиксированным уровнем доходы;
· Займы с переменным уровнем дохода. Эти займы могут применяться в связи с изменением конъюнктуры рынка. В этом случае уровень дохода может зависеть от какого-либо экономического индикатора, например, ставки по межбанковским кредитам в стране.
X. По направлениям использования заёмных средств:
· Целевые;
· Нецелевые.
Государственные бумаги считаются надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны прежде всего для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получить относительно небольшой, но гарантированный доход. В России, как и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой является облигация.
Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, которая является долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённой срок основную сумму долга и проценты.
Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок.
Вопрос 3. Управление государственным долгом.
Зависимость внешнего долга в % от ВВП: Франция, примерно 1%, США примерно 9%, Германия, около 13,%%, Швеция, около 30% и Бельгия, около 40%, Россия около 85% от годового ВВП, рядом с Эквадором и Панамой (примерно 140 млрд. долл.).
Цель управления – обеспечение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению и погашению.
Управление государственным долгом может осуществляться посредством следующих методов:
- Рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
- Конверсия – изменение доходности займа;
- Консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приёма связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
- Новация – соглашение между государством – заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
- Отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
- Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.
Современный внешний долг РФ складывается из трёх составляющих:
I.Долги перед кредиторами из западных стран, можно в свою очередь разделить на четыре группы:
1) задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, то есть перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности такого вида является компетенцией Парижского клуба, особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов.
2) Кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, то есть без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков – кредиторов.
3) Кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.
4) Кредиты, предоставленные различными международными валютно-финансовыми организациями (МВФ, Международный банк реконструкции и развития и т.д.)
II.Долги перед некоторыми странами – бывшими членами СЭВ. К ним относятся Венгрия, Чехия, Словакия.
III. Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.
Раздел 2. Налоги