Формы государственных заимствований

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, которые классифицируются по самым различным основаниям.

1. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему.

2. По сроку заимствования займы могут быть краткосрочными (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).

3. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами; внутренние займы – перед резидентами.

4. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы могут быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Беззакладные займы не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.

5. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала), дисконтные (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).

6. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства (займы) с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

7. По признаку держателей ценных бумаг различают займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.

8. По субъектам эмитентам государственные займы классифицируются, например, на займы, выпускаемые правительством и местными органами управления.

9. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же на другие нужды.

На территории Республики Беларусь в соответствии со ст. 52 БК право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь.

Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.

Ст. 53 БК определяет, что долговые обязательства Республики Беларусь могут осуществляться в формах:

- кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

- договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;

- займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

- договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

- договоров о получении бюджетных кредитов.

Обязательства в форме кредитных соглашений (договоров) наиболее активно используются в последнее время в контексте необходимости создания соответствующих условий для преодоления кризисных явлений в экономике.

В отношениях по заключению кредитных соглашений (договоров) в роли заемщика выступает Республика Беларусь в лице соответствующих органов. Возникающие при этом отношения наряду с нормами финансового права регулируются международным правом, в рамках которого, в частности, определяется правовой статус международных финансовых организаций, порядок, условия предоставления, использования и погашения денежных средств, выданных этими организациям.

Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Привлечение внешних государственных займов Правительством Республики Беларусь, резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительством Республики Беларусь и резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления займов (кредитов) заемщикам на условиях переуступки осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

Внешние государственные займы, предоставленные резидентам Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к внешним государственным займам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. № 1388 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк» полномочий банка-агента на обслуживание внешних государственных займов» открытому акционерному обществу «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк» предоставлены полномочия банка-агента на обслуживание внешних государственных займов.

Цель привлечения внешнего государственного займа указывается в решении о его привлечении в соответствии с основными целями заимствований, предусмотренными Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

Порядок привлечения внешних государственных займов установлен Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах).

Привлечение внешних займов осуществляется:

- Республикой Беларусь - для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;

- Правительством Республики Беларусь - для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ, а также иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;

- резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь – для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки: для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики; для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики; для иных целей в соответствии с законодательными актами.

Решение о привлечении займа Республикой Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь; Правительством Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь; резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь, являются одной из самых распространенных форм долговых обязательств Республики Беларусь.

Государственными ценными бумагами в соответствии со ст. 56 БК являются государственные ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов от имени Республики Беларусь.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь» государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде:

- государственных краткосрочных облигаций со сроком обращения до одного года (ГКО);

- государственных долгосрочных облигаций со сроком обращения один год и более (ГДО).

Выпуск данных облигаций осуществляются с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Облигации эмитируются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов.

Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке.

По каждому выпуску облигаций Министерство финансов принимает решение, которое должно содержать сведения о виде облигаций, дате выпуска и погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, их условиях размещения, выплатах процентного дохода (для процентных облигаций), досрочном погашении и обмене облигаций.

Размещение облигаций среди юридических лиц осуществляется путем:

- продажи на аукционе: проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона, утверждаемым этим банком по согласованию с Министерством финансов; проводимом Министерством финансов через открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа» по правилам проведения аукциона, утверждаемым данным Министерством;

- прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, утвержденных этим Министерством;

- их передачи или продажи банкам для их последующей реализации.

Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов.

В целях привлечения временно свободных валютных средств юридических лиц для финансирования дефицита бюджета используются государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте(далее – облигации), порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929.

Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных Законом Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Облигации выпускаются в виде записей по счетам.

Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не могут обращаться на вторичном рынке.

Очередной выпуск облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов об объеме выпуска, номинальной стоимости, валюте номинала, сроке обращения, датах выпуска и погашения, порядке выплаты дохода, а также других условиях, объявляемых юридическим лицам - резидентам и нерезидентам Республики Беларусь не позднее чем за три дня до даты выпуска облигаций.

Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в сроки, указанные в глобальном сертификате, который оформляется на каждый выпуск облигаций, в свободно конвертируемой валюте, в которой выражен номинал облигации, и поручает Министерству финансов не позднее чем за два рабочих дня до установленных сроков погашения и выплаты дохода по облигациям перечислять Национальному банку необходимые для этого денежные средства в полном объеме.

С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь, которые определяют порядок выпуска, обращения и погашения облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь (далее - облигации).

Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы.

Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год и могут уточняться при его исполнении. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Основные условия каждого выпуска облигаций (объем эмиссии, дата выпуска, порядок и сроки погашения облигаций, их номинальная стоимость, сроки размещения и обращения, размер процентного дохода и другие условия) определяются Министерством финансов.

Предъявителям облигаций предоставляется право на получение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые выплачиваются при их погашении. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигаций.

Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены их владельцами в банки для получения процентного дохода и номинальной стоимости в течение 6 месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. По истечении указанного срока требование по погашению облигаций подлежит исполнению Министерством финансов независимо от сроков обращения собственника или иного законного владельца облигаций.

Министерство финансов обязано в установленные им сроки перечислять банкам денежные средства для выплаты процентного дохода и номинальной стоимости облигаций в полном объеме.

Правительство Республики Беларусь гарантирует по истечении срока обращения облигаций выплату их номинальной стоимости и процентного дохода.

К разновидностям государственных займов относятся облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, номинированных в иностранной валюте (далее – облигации), порядок выпуска, обращения и погашения утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627.

Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме. Они размещаются на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов.

Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и могут уточняться при его исполнении.

Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов утверждает условия и устанавливает в них: объем эмиссии, дату выпуска, дату погашения, срок обращения, дату выплаты дохода, номинал, процентную ставку дохода, сумму начисленных процентов, подлежащую розыгрышу, количество тиражей выигрышей, объемы выигрышей, наименование валюты займа и другое.

Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, являющиеся агентами Министерства финансов (далее - банки-агенты), в течение срока обращения облигаций по курсовой стоимости. Величина курсовой стоимости облигаций устанавливается Министерством финансов и зависит от времени их приобретения.

Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей.

Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены их владельцами в банки-агенты для получения процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости в течение 6 месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. По истечении указанного срока требование по погашению облигаций подлежит исполнению Министерством финансов независимо от сроков обращения собственника или иного законного владельца облигаций.

Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций по истечении срока их обращения, а также выплату процентного дохода и выигрыша по ним.

Многообразие правовых норм в сфере государственных заимствований посредством выпуска государственных ценных бумаг, а также необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг способствуют в последнее время появлению в финансово-правовой науке подхода по вопросу формирования в рамках финансового права самостоятельного института правового регулирования рынка ценных бумаг – фондового права. Так, Э.Э. Эмирсултанова констатирует, что правовое регулирование рынка ценных бумаг (фондовое право) можно представить как относительно (поскольку нельзя упускать из виду комплексный характер данного института) самостоятельный институт отрасли финансового права, включающий финансово-правовые нормы, регулирующие отношения по образованию, распределению и использованию финансовых фондов между субъектами, оформившими свои обязательства посредством ценных бумаг» [Эмирсултанова Э.Э. К вопросу об определении правового регулирования рынка ценных бумаг (фондового права) как финансово-правового института // Финансовое право. – 2005. – № 2. – С. 14].

Следует заметить, что в контексте все большего внимания ученых [Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: учеб. пособие. – М., 2004; Калимов Д.А. Фондовое право: (Правовое регу­лирование рынка ценных бумаг). – Минск, 1996; Мороз Л.Н. Правовые основы рынка ценных бумаг: учеб. пособие. – Минск, 1996; Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. – 2005. – № 7. – С. 27–29; Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг: учеб. пособие. – М., 2004] и государственных органов (с организационно-прикладной точки зрения) к вопросам финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг, в отдельных учебных пособиях по финансовому праву наряду с правовыми аспектами государственного кредита освещаются вопросы правового регулирования рынка ценных бумаг [Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. – М., 2006. – С. 184–207; Покачалова Е.В. Государственно-правовое регулирование организации рынка ценных бумаг // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4–е изд. – М., 2008. – С. 740–754; Хейло Д.Л. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. – М., 2009. – C. 554–579; Шохин С.О. Финансово-правовое обеспечение и регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации // Финансовое право: учебник / Под. ред. О.Н. Горбуновой. 3–е изд. – М., 2005. – С. 569–585].

В настоящее время финансово-правовые положения, касающиеся регулирования сферы рынка ценных бумаг, «рассыпаны» по нескольким разделам финансового права (бюджетное, налоговое, валютное), что указывает на комплексный характер финансово-правового регулирования данной группы финансово-правовых отношений. В то же время, базовые элементы рынка ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке. В связи с этим научные дискуссии о смешении финансового и гражданского права в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг не только имеют научно-методологические основания, но и подтверждают тезис о комплексном (межотраслевом) характере правового регулирования фондовых правоотношений.

Государство в долговых отношениях может выступать не только как заемщик и кредитор, но и как гарант. Участие государства в роли гаранта погашения соответствующего обязательства приветствуется кредитором, т.к. он получает еще одного надлежащего должника.

В соответствии со ст. 2 БК гарантия Правительства Республики Беларусь – обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком – резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита).

Государственная гарантия как форма государственного долга, применяемая в финансовом праве и регулируемая им, в своей основе базируется на общих нормах гражданского права Республики Беларусь, которые регулируют отношения по обеспечению исполнения обязательств. В то же время следует отметить, что нормы финансового права играют главенствующую роль в регулировании государственных гарантий.

Особенностью положения государства как гаранта по долговым обязательствам третьего лица является то, что государство в данном случае не занимает денежные средства, а лишь дает гарантии исполнить обязательство третьего лица при неисполнении или ненадлежащем исполнении его последним. В этой связи отдельные авторы рассматривают государственную гарантию как «условный долг». Как отмечает ЭХ. Шохина государственный долг по государственной гарантии можно назвать «условным долгом», который зависит от исполнения получателем гарантии своих обязательств перед третьими лицами [Шохина Э.Х. Правовое регулирование государственного кредита: учеб. пособие. – М., 2007. – С. 99].

Мировая практика также воспринимает государственные гарантии как общепринятую форму условных обязательств, как «потенциальные» долги, которые образуются за при наступлении определенных обстоятельств – невозможности получателя гарантии выполнить обязательства перед третьими лицами.

В тоже время отдельные авторы государственную гарантию не относят к институтам государственного кредита. В этой связи А.И. Худяков отмечает: «То, что предоставление гарантии порождает долг публичного образования, сомнения не вызывает. Однако включение долгов, возник­ших в результате этих гарантий, в состав института «публичный кре­дит» неоправданно. К данной категории могут быть отнесены лишь те обязательства публичного образования, которые вытекают из публич­ных займов, т.е. возникли в рамках кредитных отношений. Обязатель­ства, вытекающие из публичных гарантий, в состав института «пуб­личный кредит» входить не могут, поскольку возникли в рамках отно­шений, которые не являются кредитными» [Худяков А.И. Государственное (муниципальное) заимствование // Финансовое право: учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – 3–е изд. – М., 2009. – С. 548].

Гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним государственным займам резидентам Республики Беларусь предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (в 2009 году Плата за предоставление гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выданным банками, уплачивается в размере не более 1,5 процента от суммы, обеспеченной гарантией; плата за гарантию Правительства Республики Беларусь по внешним государственным займам (кредитам) уплачивается в размере, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, но не более 1,5 процента от суммы, обеспеченной гарантией, если иное не установлено законодательными актами).

Предельный размер указанных гарантий устанавливается ежегодно законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (в 2009 году – 500 млрд. руб.). В предельном размере обязательств не учитываются гарантии Правительства Республики Беларусь, предоставленные в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по договору внешнего государственного займа осуществляется Правительством Республики Беларусь.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитному договору, выдаваемому банком Республики Беларусь, осуществляется Министерством финансов по поручению Правительства Республики Беларусь после принятия Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) решения о предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь.

Гарантии Правительства Республики Беларусь не предоставляются по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, не выполнивших своих обязательств по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также не выполнивших своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетным ссудам, бюджетным займам либо выполнивших указанные обязательства за счет бюджетных средств.

В случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и предъявления банком в установленном порядке требований к Правительству Республики Беларусь об исполнении выданной им гарантии Правительство Республики Беларусь в установленном порядке производит платежи по гарантии.

Порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, а также возмещения в бюджет расходов, понесенных Правительством Республики Беларусь при исполнении обязательств гаранта, установлена Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь».

На уровне местных органов власти, так же как и на республиканском уровне, возможно использование механизма гарантии. В соответствии со ст. 2 БК гарантия местного исполнительного и распорядительного органа – обязательство областного (Минского городского), районного и городского (города областного подчинения) исполнительного комитета как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком – резидентом Республики Беларусь обязательств по возврату кредита, выданного банком Республики Беларусь.

Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, предоставляются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, организациям коммунальной формы собственности, а также организациям, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, и негосударственным организациям местными исполнительными и распорядительными органами на платной основе в пределах сумм, утвержденных решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Размер платы за предоставление гарантии местного исполнительного и распорядительного органа устанавливается решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов не предоставляются по займам (кредитам) резидентов Республики Беларусь, имеющих задолженность, по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, не выполнивших своих обязательств по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также не выполнивших своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетным ссудам, бюджетным займам либо выполнивших указанные обязательства за счет бюджетных средств

В случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и предъявления банком в установленном порядке требований к местным исполнительным и распорядительным органам об исполнении выданных ими гарантий местные финансовые органы в установленном порядке производят платежи по гарантиям.

Суммы средств местных бюджетов, уплаченных в связи с исполнением местными исполнительными и распорядительными органами гарантийных обязательств, взыскиваются со счетов заемщиков местными финансовыми органами в бесспорном порядке.

Порядок предоставления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов, а также возмещения в бюджет расходов, понесенных местными исполнительными и распорядительными органами при исполнении обязательств гаранта, устанавливается Правительством Республики Беларусь с учетом требований БК и на условиях, аналогичных условиям, определенным Президентом Республики Беларусь для гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Правовое регулирование предоставления бюджетного кредита как формы государственных заимствований (долговых обязательств) осуществляется ст. 67 БК. Одновременно бюджетный кредит используется и как способ достижения сбалансированности бюджетов, о чем речь шла ранее.

Бюджетному кредиту как форме долговых обязательств присущи основные принципы государственного кредита, а именно: возмездность, целевая направленность, срочность, возвратность. Именно названные признаки позволяют выделить бюджетный кредит из других видов финансовой помощи (бюджетный заем, бюджетная ссуда) и обосновать их принадлежность к государственному кредитованию.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Отношения по предоставлению бюджетных кредитов из бюджета ведут к возникновению государственного долга перед Республикой Беларусь, что подтверждается ст. 65 БК, в соответствии с которым в объем долга органов местного управления и самоуправления включаются договора о получении бюджетных кредитов.

Бюджетный кредит предоставляется после заключения договора, который действует с момента его заключения и до полного исполнения кредитополучателем своих обязательств по возврату бюджетного кредита и уплате процентов за пользование бюджетным кредитом.

Срок пользования бюджетным кредитом исчисляется со дня перечисления денежных средств на счет кредитополучателя или в оплату обязательств кредитополучателя перед поставщиками товаров (работ, услуг) до полного исполнения кредитополучателем своих обязательств по погашению бюджетного кредита и выплате процентов за пользование бюджетным кредитом.

Бюджетный кредит предоставляется областному бюджету и бюджету г. Минска на основании договора, заключаемого с Министерством финансов, на покрытие временного кассового разрыва и для реализации инвестиционных проектов и программ.

Бюджетный кредит предоставляется бюджету базового и первичного уровней на основании договора, заключаемого с вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом, исполняющим соответствующий бюджет, на покрытие временного кассового разрыва и для реализации инвестиционных проектов и программ.

Для реализации инвестиционных проектов и программ местный бюджет имеет право получать бюджетные кредиты, предоставляемые из вышестоящего бюджета, на срок до пяти лет.

Бюджетный кредит для реализации инвестиционных проектов и программ не предоставляется местному бюджету, имеющему просроченную задолженность по погашению ранее предоставленных бюджетных кредитов.

За пользование бюджетным кредитом устанавливаются проценты в размере ставки, определяемой законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год для бюджетных кредитов, предоставляемых из республиканского бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, и решением местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год для бюджетных кредитов, предоставляемых из местных бюджетов.

Проценты за пользование бюджетными кредитами для реализации инвестиционных проектов и программ устанавливаются в размере не менее 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день начисления процентов за пользование бюджетным кредитом.

Кредитополучатель несет ответственность за целевое использование бюджетного кредита, своевременность его возврата и ежемесячно представляет отчет в государственный орган, принявший решение о выдаче кредита, в соответствии с законодательством и договором.

Порядок предоставления бюджетных кредитов из республиканского бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и порядок их возврата определяются Правительством Республики Беларусь в соответствии с БК.

Наши рекомендации