Мировые модели финансирования культуры
Типология X. Чартранда и С. Мак-Кафи (1985 г.).
Критерий — роль государства, обусловленная политическими традициями. Четыре роли государства: Вдохновитель, Патрон, Архитектор, Инженер.
Государство — Вдохновитель. Государство не вмешивается в содержательные процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Таким образом, госбюджет, в основном, опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств. Инструменты управления в данном случае ограничены определением размеров налоговых льгот.
Государствоа — Патрон. Государство финансирует культуру "на расстоянии вытянутой руки". Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведает независимая от правительства организация (Совет, Фонд и т.п.)
В отличие от Вдохновителя, Патрон, пусть "на расстоянии вытянутой руки", но все же влияет на культурную деятельность, устанавливая общий размер финансирования независимой организации.
Государство — Архитектор. Эта роль предполагает еще большую меру воздействия государства на культуру. Архитектор поддерживает культуру и искусство через свои правительственные организации —
i
Министерства или отделы культуры. Решение о субсидиях, их размерах и адресности принимают правительственные чиновники. Архитектор финансирует культуру в соответствии с выработанными социальными стандартами.
Государство — Инженер. Государство финансирует культуру для образования и эстетического воспитания населения. Как и Архитектор, Инженер поддерживает культуру и искусство с помощью аппарата управления, который принимает решения о размерах и адресности выделяемых бюджетных средств.
Типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева.
Критерий — источники финансирования культуры. Три типа финансирования культуры: романский, германский, американский.
В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом — лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов — 35-40%21.
Сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция.
9.1.2. Место России в типологиях стран по роли государст
венного финансирования культуры.
Постоянная государственная поддержка культуры в России. Государственное финансирование — основа государственных гарантий сохранения и развития культуры22.
Роль государства — Инженера. Промежуточное положение между романским и германским типом финансирования.
9.1.3. Тенденции финансирования культуры в России.
Основные тенденции финансирования культуры до конца 80-х го
дов XX века:
А) Централизованное финансирование (движение денежных потоков сверху вниз).
21 Дымникова А. И. Проблемы финансирования культуры. Лекции по курсу, "Осно
вы экономики культуры и искусства". СПб., 1998. С.26.
22 Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", ст. 45.
Б) Планирование средств на культуру в общей сумме затрат на так называемый "соцкультбыт".
В) Остаточный принцип финансирования, базирующийся на представлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах общества.
Новые тенденции в финансировании культуры (с конца 80-х — начала 90-х гг. XX века).
А) Децентрализация финансирования культуры (связана с принятием законодательных актов о местном самоуправлении). Разграничение организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закрепление за бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). Из средств Федерального бюджета финансируются федеральные культурные программы и проекты, а также объекты культуры, находящиеся в федеральном ведении.
Финансирование остальных организаций, культурных программ и проектов за счет средств региональных и местных бюджетов.
Положительные стороны процесса децентрализации финансирования:
— усиление адресности поддержки культурной деятельности;
— появление у регионов и муниципалитетов возможности прово
дить самостоятельную культурную политику, более полно учитываю
щую их культурную и национальную специфику.
Отрицательные стороны:
— локализация социально-культурного развития регионов, что
может привести к разрушению единого культурного пространства стра
ны;
— развитие культуры стало зависеть от возможностей регио
нальных и местных бюджетов, а нередко и от отношения соответст
вующей администрации.
Перераспределение части средств Федерального бюджета между регаонами через дотации Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Конечной целью перераспределения средств на финансирование культуры из ФФПР является реализация конституционных прав граждан на пользование услугами культуры независимо от места их проживания. К основным задачам можно отнести обеспечение хотя бы минимального уровня бюджетного финансирования культуры в регионах; выравнивание бюджетной обеспеченности, снижение дифференциации в уровне расходов на культуру в субъектах РФ при
сохранении многообразия их национальных, культурных и исторических традиций.
Аналогичны цели, задачи и механизмы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект РФ — муниципальное образование.
5,1 Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культуру при формировании бюджетов всех уровней. Появление в бюджетах отдельной строки "Культура, искусство и кинематография".
В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования культуры. Закрепление в "Основах законодательства Российской Федерации о культуре" норматива бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование культуры, — не менее 2% средств из федерального бюджета и не менее 6% средств из региональных и местных бюджетов. Сохранение остаточного подхода к финансированию культуры, невыполнение указанных нормативов как на стадии формирования бюджетов, так и на этапе распределения бюджетных средств23. Приостановка действия норматива ассигнований на культуру из федерального бюджета, начиная с 2001 года, путем ежегодного принятия федеральных законов по внесению изменений в "Основы законодательства РФ о культуре".
Тенденция постоянного недофинансирования культуры как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Перевод учреждений культуры на казначейское исполнение бюджетов. Потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов.
Г) Переход к многоканальной системе финансирования.
Возможность объединения средств бюджетов разных уровней.
Появление альтернативных, внебюджетных источников финансирования.
9.1.4. Основные направления расходования средств на развитие культуры и искусства в России:
Традиционное:
— финансирование организаций непосредственного ведения;
Фактические расходы на культуру, искусство и кинематографию из федерального бюджета в 1993-1998 гг. были ниже запланированных.
Целевое:
— выделение средств на реализацию целевых программ и прове
дение культурных акций;
— поддержка деятелей культуры (государственные, губернатор
ские и т.п. стипендии, премии);
— поддержка творческих проектов в области культуры и искус
ства, в том числе проектов ведущих музыкальных коллективов и орга
низаций (президентские, губернаторские и т.п. гранты)24.