Бюджетный процесс, его стадии. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации
Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджетов начиная с момента разработки до утверждения отчета об исполнении.
Участники бюджетного процесса:
· президент РФ, глава муниципального образования
· законодательные и исполнительный органы гос. власти и местного самоуправления
· ЦБ РФ
· органы фин. контроля
· органы управления гос. внебюджетными фондами
· главные распорядители (орган гос. власти, орган управления гос. внебюджетными фондами, орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями или получателями бюджетных ср-в) и распорядители бюджетных ср-в
· главные администраторы (орган гос. власти, орган местного самоуправления, ЦБ, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета или администраторов источников финансирования дефицита бюджета) и администраторы (гос. власти, орган управления гос. внебюджетными фондами, орган местного самоуправления, ЦБ, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или взысканных платежей, пеней, штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ или осуществлять опреации с источниками финансирования дефицита бюджтеа) доходов бюджета и источников финансирования дефицита
· получатели бюджетных ср-в (гос. власти, орган управления гос. внебюджетными фондами, орган местного самоуправления, находящееся в ведении главного распорядителя/распорядителя бюджетных ср-в бюджетное учреждение ,имеющие право на принятие или исполнение бюджетных обязательств за счет ср-в соответствующего бюджета).
Бюджетные полномочия МинФин:
1. Принимает нормативные акты
2. участвует в разработке проектов бюджетов
3. разрабатывает направления бюджетной и налоговой политики
4. разрабатывает программы заимствований
5. организует исполнение фед. бюджета.
Стадии бюджетного процесса:
1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ (проект разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития для финансового обеспечения расходных обязательств. Проект фед. бюджета и бюджетов гос. внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на 3 года, бюджеты субъектов – на 1 год (среднесрочный фин. год), либо на 3 года. Непосредственное составление проектов осущ-ет МФ).
2. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТОВ (В законе утверждаются основные хар-ки: объем доходов и расходов, дефицит или профицит, нормативы распределения доходов между бюджетами, перечень администраторов, объемы межбюджетных трансфертов, источники финансирования дефицита, пределы внутреннего и внешнего долга и др. Одновременно с проектом о бюджете рассм. документы:1)основные направления ден-кредитной, бюджетной, налоговой политики; 2)итоги и прогноз соц-эконом развития; 3)проекты законов о бюджетах гос. внебюджетных фондов. На федеральном уровне законопроект о бюджете направляется правительством РФ в Гос. Думу, где законопроект рассм. в 3-х чтениях. Далее направляется в Совет Федерации, если законопроект одобряется то президенту на подпись).
3. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ (обеспечивается правительством РФ на основе сводной бюджетной росписи – это документ, который составляется и ведется фин. органом в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита; и кассового плана– это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем фин. году).
4. ПОДГОТОВКА, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖТЕТА (Бюджетная отчетность вкл. 5 документов: 1)отчет об исполнении бюджета; 2)баланс исполнения бюджета; 3)отчет о фин. результатах деятельности; 4)отчет о движении ден. ср-в; 5)пояснительная записка).
Главной задачей реформирования бюджетного процесса яв-ся создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами гос. политики. Одна из задач этой реформы закл-ся в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и решения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных ср-в в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Основой новой организации бюджетного процесса должна стать модель «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования».
Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:
1. реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета, т.е приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов
2. выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств, т.е. обеспечение повышения надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов
3. совершенствование среднесрочного финансового планирования
4. совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования т.е. формирование оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования к бюджетному планированию
5. упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета
40----
41.Сущность и значение государственного кредита, его функции, особенности.
Гос. кредит – это совокупность экономических отношений ,складывающихся между гос-м и ЮЛ и ФЛ, иностранными гос-ми, Международными фин. организациями по поводу движения ден. ср-в на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.
Функции кредита:
1. распределительная – путем перераспределения части вновь созданной стоимости на принципах срочности, платности и возвратности;
2. регулирующая – способствует формированию основных общеэконом. пропорций;
3. контрольная – контроль за целевым и рациональным использованием привлеченных ср-в.
Особенности кредита, отличающие его от финансов:
1. имеет добровольный хар-р
2. возвратный и зачастую безвозмездный хар-р
3. фин. потоки при кредитовании движутся в прямом и обратном направлении
4. существование кредита ограничено конкретным сроком
5. разовый хар-р
6. избирательный хар-р
42.Государственный долг, его разновидности. Формы долговых обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципалитета.
В соответствии с БК к гос. долгу относят долговые обязательства перед ФЛ, ЮЛ, иностранными гос-ми, Международными фин. орг-ми, возникшие в результате гос. заимствований, а также обязательства по гос. гарантиям, предоставленным РФ.
Долговые обязательства РФ сущ-ют в формах:
1) кредиты, привлеченные РФ как заемщиком;
2) гос. ценных бумаг, выпущенных от имени РФ;
3) бюджетных кредитов, привлеченных из др. бюджетов бюджетной системы РФ;
4) гос. гарантий и иных формах.
Обязательства субъектов РФ могут существовать в этих же формах кроме последней. Долговые обязательства муниципальных образований по аналогии с субъектами.
По видам долговые обязательства могут быть:
· краткосрочными (менее 1 г.)
· среднесрочными до 5 лет
· долгосрочными (до 30 лет включительно для РФ и субъектов, до 10 лет- для муниципальных образований)
В зависимости от валюты обязательств долг делится на:
Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностр. валюте, кроме обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ в рамках использования целевых иностр. кредитов.
Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и и муниципальных образований перед РФ в рамках использования целевых иностр. кредитов.
В объем гос. внутреннего долга РФ вкл.:
1) номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам;
2) объем основного долга по кредитам;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам;
4) объем обязательств по гос. гарантиям ;
5) иные долговые обязательства.
Для субъектов РФ аналогично + обязательства перед РФ в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов. Для муниципальных образований аналогично РФ.
В объем внешнего долга вкл.:
1) номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам;
2) объем основного долга по полученным кредитам;
3) объем обязательств по гарантиям, выраженным в иностр. валюте.
Для субъектов РФ аналогично + иные обязательства. Для муниципальных образований внешнего долга нет.