Прочая дебиторская задолженность

По данным аналитического учета следует подробно рассмотреть прочую дебиторскую задолженность. Она состоит из различных статей расчетов товарного и нетоварного характера.

В частности, она включает:

§ расчеты с покупателями и заказчиками по плановым платежам и прочим расчетам;

§ задолженность за подотчетными лицами по выданным им денежным средствам на служебные командировки, административно-хозяйственные расходы и проч.;

§ задолженность квартиросъемщиков по квартирной плате и коммунальным услугам и др.

Для оптимизации величины дебиторской задолженности большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров.

Анализ дебиторской задолженности можно осуществлять либо сплошным, либо выборочным методом. Это зависит от размеров задолженности, от количества расчетных документов и от количества самих дебиторов.

Существует ряд показателей, как абсолютных, так и относительных, характеризующих дебиторскую задолженность.

Прежде всего, здесь используется абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности, приводимый в приложении к балансу (ф.5). Просроченной принято считать такую задолженность, по которой истек трехмесячный срок с момента наступления даты ее погашения.

Важным показателем является оборачиваемость дебиторской задолженности, определяемая последующей формуле:

Выручка от реализации продукции, работ, услуг при последующей оплате (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) делить на среднюю величину дебиторской задолженности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает количество оборотов, совершаемых этими средствами за отчетный период (как правило, за год).

Следующим показателем является период ее погашения.

Период погашения дебиторской задолженности = число дней в период (в году — 360) делить на оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за данный период).

Необходимо принять во внимание, что чем больше период просрочки дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения.

Тенденция к увеличению этого показателя свидетельствует о снижении ликвидности.

Управление дебиторской задолженностьювключает в себя сле­дующие направления деятельности:

- контроль за образованием и состоянием дебиторской задол­женности;

- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);

- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных исто­рий);

- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просро­ченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);

- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на ос­нове коэффициентов инкассации);

- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, применяемых ныне является факторинг, форфейтинг и учет векселей.

Факторинг – способ кредитования торговых операций, при котором специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика все права, возникающие с момента поставки товара покупателю, и сама взыскивает долг.

Фактор-фирма в течение 2-3 дней предоставляет фирме-поставщику 60-90% покупаемой дебиторской задолженности в форме кредита. Оставшаяся часть 10-40% суммы придерживается для покрытия риска неоплаты до момента получения денег от должника.

После платежа от фирмы-покупателя блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы выплачивается поставщику в срок, определяемый фактор-соглашением, причем независимо от текущего финансового состояния покупателя.

Фактор-фирма взимает с клиента:

- проценты за немедленное предоставление денежных средств;

- премию за риск;

- административно-управленческие расходы:

- за ведение учета,

- страхование от появления сомнительных долгов,

- плата за учет счетов-фактур.

Преимущества факторинга:

- улучшается кассовое положение предприятия-поставщика;

- снижается риск возможных неплатежей;

- сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов;

- поставщик получает возможность расплачиваться по своим счетам в кратчайшие сроки и приобретать сырье и материалы со скидками.

Недостатки факторинга:

- дорогая для предприятия-поставщика сделка – потери могут составлять до 50% от суммы дебиторской задолженности;

- ослабляются взаимосвязи с контрагентами – покупателями.

Форфейтинг – финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка с уплатой комиссионного вознаграждения банку.

Последствия форфейтинга:

I. Для продавца:

- получает деньги в начале сделки;

- устраняет риск отказа покупателя от платежей;

- устраняет риск колебаний процентных ставок по кредиту;

- сокращает дебиторскую задолженность.

II. Для покупателя:

- приобретение продукции в кредит;

- долг погашается равномерно, в заранее известные сроки.

III. Для банка:

- диверсификация портфеля векселей банка;

- расширение масштабов банковской деятельности;

- получение процентов за предоставленный кредит в виде учетной ставки по векселям.

Наши рекомендации