Принципы и структура формирования финансов

Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц - удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Некоммерческая организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Как и другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:

1. формирование первоначального капитала (имущества и денежных средств);

2. процедура создания юридического лица;

3. порядок осуществления хозяйственной деятельности;

4. реализация права собственности на имущество;

5. порядок распределения прибыли;

6. порядок управления юридическим лицом;

7. объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядок ликвидации юридического лица.

Финансы коммерческих организаций основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление предпринимательской деятельности:

- самофинансирование;

- самоокупаемость;

- саморегулирование;

- материальная и финансовая ответственность;

- коммерческая тайна.

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу источнику финансирования;

6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.

Финансовые отношения некоммерческих организаций возникают по следующим основаниям:

1) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

3) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;

4) между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу

предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;

5) между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;

6) между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности5.

Финансовые риски

Финансовое обеспечение устойчивого развития некоммерческих организаций в условиях переходного периода - особенно сложная практическая задача, требующая и специального методического обоснования, поскольку на общие риски рыночного характера вкладываются специфические риски переходного периода, которые необходимо учитывать для минимизации возможных потерь. Однако эта задача еще более усложняется в связи с тем, что в российской науке в области рисков решаются главным образом математические задачи по оценке вероятности наступления того или иного события и в меньшей степени анализируются отраслевые особенности проявления рисков. Анализ соответствующей литературы показывает, что практически нет публикаций по сравнительной оценке рисков различных форм предпринимательской деятельности и совсем не изучены особенности рисков некоммерческих организаций.

Так как риски - форма проявления неблагоприятных факторов, влияющих на деятельность субъекта предпринимательской деятельности, при анализе рисков некоммерческих организаций необходимо определять факторы, и условия, которые могут обеспечить устойчивое функционирование организационных структур данного типа. Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций, - это внешние и внутренние факторы. И те и другие могут образовывать и разные подгруппы, связанные с разными аспектами деятельности некоммерческой организации.

Условия же успешного функционирования таких организаций на разных уровнях экономики можно свести к следующим.

На макроуровне это - наличие потребности общества в деятельности межкоммерческих организаций, устойчивое функционирование экономической системы, устойчивость финансовой системы и ее подсистем (налоговой, банковской), устойчивость правового регулирования статуса некоммерческой организации.

На микроуровне к таким условиям относятся: наличие документов, регламентирующих деятельность некоммерческой организации, финансовых ресурсов для организации ее деятельности, материально-технической базы, управленческого персонала и методики финансового планирования этой деятельности.

Внешними рисками при этом являются риски, обусловленные отсутствием или снижением спроса на услуги некоммерческой организации, риск форс-мажорных обстоятельств - при резком изменении экономической ситуации в стране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежной системе и в принципах правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные недостаточной компетентностью руководства, ошибками в финансовом планировании и в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, риски, связанные с проблемами финансирования деятельности некоммерческой организации и развития их материально-технической базы.

В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она может быть ликвидирована по течению суда. В случае форс-мажорных обстоятельств организация несет существенные потери (из-за невозможности получить дополнительные финансовые ресурсы от спонсоров и членов некоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротства банков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового или гражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет за собой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планировании могут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учете ведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, к потере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечет за собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современной материально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничивает возможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов и при их использовании.

Риск ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск -основные риски некоммерческих организаций.

Другие рыночные риски, имеющих финансовую форму, связаны с тем, что некоммерческие организации могут иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки (в соответствии со ст. 25 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Риск в этом случае состоит и в том, что у этих активов может быть снижена или утрачена и рыночная стоимость вследствие изменения рыночной конъюнктуры, наступления форс-мажорных обстоятельств, мошеннических операций.

Учитывая, что каждая группа рисков приводит с определенной вероятностью (Р(Ар)) к определенным потерям (При) и предполагает затраты для преодоления последствий наступивших рисков (Зрн), обобщенную формулу оценки потерь некоммерческой организации, обусловленных финансовыми рисками, можно представить в следующем виде:

3=Р(Ар)*(Прн+Зрн),

где 3 - потери некоммерческой организации в результате наступления

рисковых ситуаций;

Р(Ар) - вероятность наступления рисковой ситуации Ар;

Прн - потери в результате наступления рисковых событий;

Зрн - затраты, связанные с преодолением последствий рисковых событий.

Деятельность некоммерческих организаций характеризуется высоким уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости от внешних источников финансирования.

Поскольку финансовый риск можно трактовать как вероятность финансовых потерь в процессе деятельности субъекта экономики, финансовые риски некоммерческих организаций - это вероятность недополучения финансовых ресурсов для осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь в процессе деятельности. Как показывает анализ публикаций по проблемам рисков, статистический метод их оценки приемлем в условиях устойчивой экономики и при достаточной информации о финансовых затратах и результатах. Трудность заключается лишь в том, существует ли репрезентативная статистическая база.

Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков, позволяющий оценить уровень риска как для отдельных проектов и направлений деятельности, так и для всей организации в целом. Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческая организация в состоянии учитывать лишь посредством процедур страхования активов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при диверсификации своей деятельности.

Важнейшими резервами в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций являются: формирование финансовой политики, соответствующей специфике деятельности организации; разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать источники финансовых ресурсов и направления их использования с целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей; совершенствование системы финансово-организационных отношений по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровне.

Система управления финансовыми рисками может быть встроена в систему финансового, менеджмента либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком. При этом создание системы управления финансовыми рисками требует дополнительных затрат, а деятельность по сбору информации о факторах, влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализу их специфики может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточную сложность управления финансовыми рисками6.

Наши рекомендации