Интеграционные объединения в Южной Америке
Интеграционные процессы в Южной Америке представляются интересными как с теоретической точки зрения, так и с практической. Многие специалисты полагают, что данный опыт можно спроецировать на постсоветские условия. На наш взгляд это не совсем так, поскольку страны СНГ имеют совершенно разные потенциалы и уровень развития.
В силу исторических и географических причин экономика стран Южной Америки на протяжении многих десятилетий развивалась преимущественно на побережье. Это связано с тем, что экономика данных стран формировалась на основе потребностей метрополий и поэтому оказалась неприспособленной к внутриконтинентальной торговле. В этой связи часто упускается из виду тот факт, что одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (Кордильеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями.
По мнению южноамериканцев, все это разительно отличается от условий Западной Европы, чья компактная территория легко позволяет создать разветвленную транспортную систему. Наследие прошлого не способствовало интеграции, так как национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.
Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать производственный потенциал, не принес им существенного успеха в 80-х годах. Попытки увеличить физические объемы экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырье, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.
С учетом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого «открытого регионализма», т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.
Активную роль в экономике региона играет Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданный в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось создание в субрегионе зоны свободной торговли к 31 декабря 1994 года (обеспечение свободного движения капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок определения происхождения товаров).
Органами управления интеграцией в МЕРКОСУР являются Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка — исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.
Договор МЕРКОСУР предусматривает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Эта работа проводится специальным Комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям.
Согласно Договору, с 1 января 1995 года на внешних границах МЕРКОСУР стали действовать общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен особый порядок формирования общего таможенного тарифа: товары инвестиционного назначения — ставка общего таможенного тарифа 14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов Аргентины и Бразилии до 2001 года, Парагвая и Уругвая — до 2006 года; продукция информатики и телекоммуникаций — ставка общего таможенного тарифа 16% до 2006 года для всех четырех стран. За каждым из государств - членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима общего таможенного тарифа в целях наиболее адекватной адаптации некоторых секторов экономики к новой конкурентной среде.
Развитие интеграции в рамках МЕРКОСУР имеет свои сложности. Так, несмотря на поставленные цели, страны—члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1 января 1995 года) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле. Участники МЕРКОСУР договорились временно на переходный период (до 2000 года) сохранить значительное число изъятий из общего режима, которые варьируются для каждой из четырех стран. В частности, Уругвай получил право на наиболее обширный список временных исключений из беспошлинной торговли между странами—членами МЕРКОСУР — 950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 года, Аргентина — 221 позицию до 1999 года, Бразилия — 28 позиций до 1999 года, Парагвай — 272 позиции до 2000 года. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не менее, сторонами согласован график, в соответствии с которым предполагается ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.
К серьёзным сложностям развития интеграции в рамках МЕРКОСУР следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства, проблемы, связанные с так называемым распределением преимуществ интеграции.
Однако, несмотря на сложности процесса интеграции, МЕРКОСУР является наиболее динамичным в регионе. Можно отметить роль МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран блока. Так в начале 90-х годов регулирование тарифной политики, увеличение импорта способствует сдерживанию темпов инфляции и темпов экономического спада. В целом перспективы развития МЕРКОСУР оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные.
Интеграционные объединения в Северной Америке
Существующие на сегодняшний момент экономические отношения в регионе, охватывающем территорию государств Северной Америки (Канады, США, Мексики) осуществляются в рамках Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA. North American Free Trade Association). Соглашение вступило в силу 1 января 1994 года, обозначив создание, по словам премьер-министра Канады Б. Малруни, «одного из крупнейших в мире либерализованного рынка».
Интеграция в Северной Америке осуществляется согласно всем вышеперечисленным признакам международной интеграции. Следуя принципам, ставящими степень интеграции государств в зависимость от способности каждого элемента, каждой составной части к данным отношениям, закономерными становятся и характерные специфические особенности, которые в рамках организационных аспектов управления интеграционной деятельностью обозначили свой собственный международный режим, то есть «четко выраженные, достигнутые в ходе переговоров многосторонние договоренности по какой-либо проблеме или в какой-либо сфере международных экономических отношений, основанные на взаимоприемлемых нормах для разработки правил и процедур».
В качестве стратегических целей были выбраны две, отражающие с одной стороны, традиционный вектор развития страны, а с другой - жесткую необходимость на тот момент осуществления этих целей. Этими целями являются обеспечение экономического роста, макроэкономических показателей, выравнивание пропорций секторов экономики.
Стратегия для осуществления первой цели: чтобы ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран, выровнять производственный потенциал, необходимо устранить высокие пошлины в торговле с ведущим партнером, при этом, по возможности, создав условия для заимствования экономической модели США путем унификации норм, правил, мобилизуя все свои ресурсы. Быстрее всего привести в исполнение данный план можно в сфере торговли и обращения. (Для этой цели движение к политической интеграции не исключается).
Стратегия для осуществления второй цели сохранить свою политическую независимость, предполагает придерживаться прежнего курса, при этом пытаясь уменьшить влияние, как внутренних сторонников интеграции, так и влияние США, обязательным условием также должно стать укрепление экономики. (Политическая интеграция исключается, но сохраняется возможность экономической интеграции).
Пересечение этих двух стратегий - экономическая интеграция с США при изменении в благоприятную сторону экономической и в большей степени политической конъюнктуры в обеих странах. Разработанная модель трехсторонних экономических взаимоотношений между США, Канадой и Мексикой целиком отражена в Договоре NAFTA.
NAFTA - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров в самых разнообразных (практически всех) отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, таким образом, общего рынка.
NAFTA полностью вступает в действие в течение 15-летнего срока с момента подписания договора. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми "чувствительными" (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется отсрочка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики.
Естественное противостояние государственности и наднациональности, выраженное преимущественно интересами транснациональных компаний, а также сформированные стратегии стран получили свою интерпретацию в рамках Соглашения. В сфере управления структура NAFTA выглядит следующим образом.
Центральным институтом NAFTA являетсяКомиссия по свободной торговле, которая состоит из представителей трех государств министерского уровня. Комиссия наблюдает за осуществлением и развитием соглашения и помогает решению споров, возникающих в результате интерпретации этого соглашения. Она наблюдает за работой Комитетов NAFTA, рабочих групп и других вспомогательных органов. Собрание членов Комиссии осуществляется раз в год.
Под эгидой NAFTA были установлены более чем 30 рабочих групп, комитетов и других вспомогательных органов, чтобы облегчить торговлю и инвестиции, а также гарантировать эффективное их выполнение,. Ключевые области, где эта работа предпринимается, охватывают торговлю товарами, правила происхождения, таможенные правила, торговлю сельскохозяйственными товарами, субсидии, стандарты, государственные закупки, инвестиции и услуги, международное движение деловых людей, а также альтернативное решение споров.
Рабочие группы и комитеты NAFTA также помогают осуществлять выполнение Соглашения и созывать форумы для исследования путей дальнейшей либерализации торговли между членами. Например, под эгидой Комитета по торговле товарами были проведены два раунда ускоренного снижения тарифов. Рабочие группы и комитеты обеспечивают также аполитичную арену для обсуждения проблем путем раннего диалога о спорных моментах, таким образом, предотвращая возможные споры. Так, Консультативный комитет по частным международным спорам относительно сельскохозяйственных товаров создал механизм для решения споров в торговле скоропортящимися плодами и овощами.
Политическое руководство рабочими программами обеспечивается министрами через Комиссию NAFTA. Кроме того, заместители министров торговли встречаются дважды в год, чтобы обеспечить контроль над рабочими группами и комитетами.
Ежедневное управление рабочими программами, а также выполнение Соглашения более широко выполняется "координаторами" NAFTA - три старших должностных лица торгового департамента, выбираемые каждой страной.
Секретариат NAFTA включает канадскую, американскую и мексиканские секции. Он был создан в соответствии со статьей 2002 Соглашения. Его функция - управление урегулированием споров по Соглашению. Мандат Секретариата включает также условие помощи Комиссиям и поддержки различным, несвязанным обсуждениями, комитетам и рабочим группам. Управление осуществляется согласно главам четырнадцать, девятнадцать и двадцать договора NAFTA. Каждая национальная секция поддерживает схожую с судебной (court-like) регистрацию, касающуюся группы, комитета и слушаний трибунала.
* США остается основным торговым партнером Канады и Мексики
* Канада является крупнейшим торговым партнером США
* Мексика является вторым после Канады рынком для американских товаров
* Канада - второй после США рынок для мексиканских товаров
За годы существования Соглашения:
· Мексиканско - американская торговля увеличилась приблизительно вдвое (в среднем по 17% за каждый год)
· Канада и США упрочили свои и так основательные торговые связи, средний ежегодный уровень роста составил почти 10%
· Канадо - мексиканская торговля увеличивалась почти на 13% ежегодно
Соглашение о создании северо-американской зоны торговой торговли создала благоприятные условия для инвестиций. С 1994 года инвестиции в канадскую, американские и мексиканские экономики значительно выросли.
* страны - участницы вложили 262 млрд. кан. $ (US$169млрд) в экономики друг друга, а общее число прямых иностранных инвестиций в страны NAFTA достигло 1,2 трл. кан.$ (US$ 864 млрд)
* в целом прямые иностранные инвестиции в Канаду за 1997 год составили 187 млрд. кан. $ (US$ 135млрд.), примерно 70% из которых пришли из США и Мексики. С тех пор, как NAFTA вступила в силу, капиталовложения из США и Мексики увеличились более, чем на 43%
NAFTA помогла создать интегрированный рынок в Северной Америке. Соглашение усилило торговлю посредством устранения торговых барьеров и гарантированного доступа к рынкам каждой из стран. Данная ситуация позволяет предприятиям принимать решения, основываясь на эффективном использовании ресурсов, и поощряет развитие АО, производственный процесс которых теперь может беспрепятственно функционировать на территории всего региона.