Федеральное Собрание РФ и его роль в управлении финансами
4. Функции и полномочия Федерального Собрания и Министерства финансов РФ
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство Финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
Основные задачи Министерства финансов РФ:
*совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
*разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
*концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
*разработка проекта федерального бюджета;
*составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
*разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
*подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
*участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
*участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
*участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
*разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;
*разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;
*исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
*осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.
В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения:
1). департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.;
2). департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи;
3). департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
4). департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;
5). департамент управления государственным внешним долгом, который производит выпуск внешних займов - евробондов и их погашение;
6). департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.
Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
5. Деятельность специализированного органа финансового контроля. Государственный таможенный комитет РФ
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
*действовать в строгом соответствии с законодательством;
*осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
*вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
*проводить проверки налогоплательщиков;
*ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
*информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
*осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
С деятельностью Министерства РФ по налогам и сборам тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой полиции - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами.
В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Такие изменения направлены на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должны повысить собираемость налогов.
Государственный таможенный комитет РФ.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:
*проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
*проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
*приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
*проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Основная задача финансового менеджмента в условиях перехода на рыночные отношения - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
В условиях административно-командной системы, централизованно планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.
Основными методами финансового менеджмента являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.
6. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии
Руководитель Казначейства России: Р.Е.Артюхин.
Для финансовой системы 2009-й был достаточно непростым годом. В этих условиях казначейская система показала свою надёжность.
Достаточно сказать, что ни одно публично-правовое образование не потеряло ни одного рубля, а реализация предложений Казначейства России антикризисной программе Правительства РФ дополнительно принесла государству более 100млд. руб.
Несмотря на вызовы времени и общества, Казначейство России является одной из самых современных структур, отвечающей требованиям 21века в области информационных технологий и стратегического менеджмента, чувствительной к быстро меняющимся потребностям общества и мобильной в вопросах модернизации и оптимизации деятельности.
В 2009г. основой для Казначейства России являлся План деятельности Федерального казначейства на 2009год, утверждённый министром финансов РФ, а приоритетные, первоочередные стратегические цели и задачи, вытекающие из него, выделены условно в «12 главных дел»:
1. Совершенствование системы бюджетных платежей;
2. Прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов;
3. «Электронное казначейство»;
4. Разработка и внедрение административных регламентов;
5. Кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов;
6. Завершение проекта «Модернизация казначейской системы РФ»
7. Концепция безопасности Казначейства России;
8. Мониторинг функциональной деятельности Казначейства России;
9. Технологическая регламентация;
10. Управленческий учёт по главе 100 «Федеральное казначейство»;
11. Эффективная кадровая политика;
12. Оптимизация деятельности.
Комплексная реализация всех упомянутых направлений и каждого из них в отдельности были направлены на то, чтобы превратить огромные массивы поступающих данных в полезную информацию, а системы, процессы и инфраструктуру Казначейства России сделать более производительными и быстро реагирующими на изменения.
Так, к примеру, вступление Казначейства России в 2009г. в систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) сократило до 1 минуты время провидений операций со средствами федерального бюджета между счётом Федерального казначейства и счетами Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.
Существенным для обеспечения ликвидности единого счёта федерального бюджета стало привлечение средств со счётов по приносящей доход деятельности и средств, находящихся во временном распоряжении.
В Краснодарском крае эксперимент по минимизации наличного денежного обращения позволил перейти к полномасштабному электронному документообороту при исполнении федерального бюджета. Денежные чеки и объявления на взнос наличными заменены при этом на более современные и актуальные инструменты - расчётные (дебетовые) банковские карты. Этот эксперимент «сэкономил» для бюджетополучателей порядка 67млн. руб. на горючесмазочных материалах, транспортных и иных расходах. По расчётам в масштабах страны это принесло бы более 2 млрд. руб. экономии бюджетных средств.
Современное «электронное казначейство» характеризуется электронным документооборотом, охватывающим всё новые и новые направления. В настоящее время системой электронного документооборота охвачено более 50% всех клиентов Казначейства России от их общего числа, превышающего 200 тыс. организаций. В ближайшее время будет обеспечен приём бюджетной отчётности за 2009г. в электронном виде с применением электронной цифровой подписи от главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Сокращение ручного труда даёт возможность оптимизации функций Казначейства России и его сети. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в 2009г. в Архангельской и Самарской областях, участвовавших в эксперименте. Этот опыт лёг в основу проекта Концепции оптимизации структуры и функций Казначейства России. В ближайшие 2-3 года стоит задача провести оптимизацию функций Казначейства России.
В условиях совершенствования казначейской системы следует задумываться о Казначействе, обладающем интеллектуальным лидерством и способностью обмениваться передовыми практиками. Для этого реализован масштабный проект под названием «Обучение базовым компьютерным навыкам функциональных специалистов и обучение IT-специалистов». Разработан электронный курс «Повышение уровня базовых навыков использования информационных технологий персоналом Федерального казначейства» для обеспечения постоянного самостоятельного обучения на местах. Начато комплексное обучение функциональных специалистов методической базе, передовому международному опыту организаций процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов, применению международных бухгалтерских стандартов для общественного сектора; внутреннему контролю и аудиту, бюджетированию, ориентированному на результат, навыкам руководящей деятельности. Проведено повышение квалификации по программам противодействия коррупции. Таким образом, Казначейство России сознательно инвестирует в будущее.
Ориентируясь на лучшие мировые практики, изучение передового зарубежного опыта, анализируя те достижения, которые могут принести реальную практическую пользу в современном, быстро меняющемся мире информации, которая устаревает, обновляется и увеличивается ежедневно, крайне можно найти своё место, понять значимость и ту пользу, которую федеральная служба может принести обществу.
17 лет Казначейство занимает важнейшее место в системе общественных финансов страны, обеспечивая реализацию финансовой политики государства, и сегодня Федеральное казначейство делает ставку на стратегическое управление, формулирование собственного предназначения, определение направлений дальнейшего развития.
Опираясь на передовой российский и мировой опыт корпоративного управления и используя модель сбалансированной системы показателей, была создана Стратегическая карта Казначейства России на период до 2015года.
В ней Казначейство России представлено как динамично развивающаяся, надёжная и передовая казначейская система. Предназначение, миссия Казначейства России заключается в том, чтобы способствовать укреплению устойчивости, надёжности и прозрачности финансовой системы, а также обеспечивать сохранность финансовых средств публично-правовых образований и этим служить нашему государству.
Федеральное казначейство определяет, каким образом собственный потенциал, а также внешняя среда повлияют на качество его деятельности. У общественности и власти должно укрепиться мнение о том, что Казначейство России является важным элементом в системе государственного управления финансами страны, эффективно и результативно выполняющим возложенные на него функции, что оно достигает максимальных результатов, используя минимальные финансовые и трудовые ресурсы. Внутренние функциональные и управленческие процессы должны таким образом быть организованы оптимально, с ориентацией на клиента, учитывая инновации в различных сферах.
Путь Казначейства России по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов лежит через развитие и продвижение информационных систем, где производитель и потребитель информации тесно взаимосвязаны. Системы, инфраструктура и процессы, на которых основано функционирование бизнеса и общества, становятся цифровыми, взаимосвязанными, интеллектуальными. Самые современные инструменты позволяют извлекать ценность из информации. По мере того, как системы становятся умнее, Федеральное казначейство стремится, шагая в ногу с прогрессом, найти новые и значимые возможности для того, чтобы поднять свою деятельность на новый, более высокий уровень «интеллектуальности», сделать её лучше, эффективнее, продуктивнее.
Ежедневно в информационных системах Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы. Накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства России и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счётной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти.
Перед Федеральным казначейством стоит задача завершить проект «Модернизация казначейской системы» и внедрить с 2010г. прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» (АС ФК), которое уже переведено в постоянную эксплуатацию в Саратовской, Самарской, Ульяновской и Владимирской областях. Благодаря централизованной установке современных аппаратно-программных комплексов на уровне Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ АС ФК позволяет избежать необходимости размещения и обслуживание сложных серверных комплексов и баз данных в их подведомственных отделениях. Таким образом, контроль основных операций централизован и осуществляется в режиме online. При использовании системы управления эксплуатацией (СУЭ) организован постоянный контроль за состоянием основных технических компонентов АС ФК в соответствии с требованиями мировых стандартов (ITSM), что повышает качество и оперативность обслуживания пользователей, прозрачность в вопросах обоснования потребностей, бюджетирования и управления информационно-технической инфраструктурой.
Работники Казначейства России понимают, что умная база данных-это движущий фактор преобразований, который меняет правила игры, поэтому предъявляют самые высокие требования и возлагают большие надежды на АС ФК.
Пройдя определённый путь развития собственных информационных систем, Федеральное казначейство может отметить, что со всей остротой встаёт вопрос необходимости построения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами. Построение такой общей системы возможно на базе информационных ресурсов Казначейства России, позволяющих обеспечить интеграцию информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, создать единое информационное пространство. Функционирование единой информационной системы должно стать инструментом для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования. Единая Информационная система управления государственными финансами на основе портальных решений должна охватить все процессы составления и исполнения бюджетов, бюджетного учёта и подготовки финансовой отчётности публично-правовых образований. Появится возможность осуществления платежей в бюджетную систему РФ и из бюджетной системы путём применения современных банковских и иных технологий, включая использование возможностей сети Интернет. Станет возможным оперативно, в режиме, приближённом к «реальному времени», обеспечивать администраторов доходов бюджетов бюджетной системы персонифицированной информацией о платежах каждого плательщика налогов, сборов и иных обязательных платежей. Заработают механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований. Первым шагом к построению Единой информационной системы управления государственными финансами может стать открытый с 2011г. в сети Интернет Единый официальный сайт РФ по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Функционирование этого сайта должно создать условия для интеграции процессов управления государственными закупками и исполнения бюджетов бюджетной системы с целью получения практически любой информации о размещении заказов. Проводником такой интеграции может стать Казначейство России. Так, например, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд необходимо обеспечить переход к открытым аукционам в электронной форме. В настоящее время определено пять электронных площадок, на которых могут проводиться электронные аукционы для заказчиков федерального уровня. Для работы на электронных площадках требуется применение государственными заказчиками электронной цифровой подписи. Для этого Казначейство России как орган, имеющий крупнейшую систему удостоверяющих центров на всей территории РФ, выдаёт сертификаты открытых ключей ЭЦП. Таким образом, Казначейство России работает «на опережение», готово к интеграции с другими системами. Ещё одной новой для него функцией Казначейство России наделено уже с 2010г. Речь идёт об учёте операций со средствами юридических лиц и их обособленных подразделений, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, получателями средств федерального бюджета. Первым опытом в этой области стала вновь созданная Государственная компания «Российские автомобильные дороги», обслуживаемая с 2010г. в Управлении Федерального казначейства по городу Москве. Это даёт дополнительные возможности по обеспечению ликвидности единого счёта федерального бюджета, размещению средств на депозиты.12 февраля текущего года в Государственное Думе принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий перевод значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с финансовым обеспечением за счёт субсидий. И перед Казначейством России стоит задача обеспечить обслуживание бюджетных учреждений с 2011г. с учётом изменения их правого статуса. Также предстоит обеспечить в текущем году нормативно-правовое регулирование по кассовому обслуживанию бюджетов государственных внебюджетных фондов. Очевидно, что, принимая на себя новые функции, Казначейство России гарантирует качественное выполнение существующих, достигая этого через внедрение новых, самых прогрессивных технологий. Федеральное казначейство старается очень чутко относиться к мировым тенденциям, в частности в области современных платёжных технологий. В зарубежной практике широко используются различные платёжные системы, электронные кредитовые и дебетовые переводы, корпоративные карты. Появились новые каналы доставки платёжных услуг: Интернет и мобильные средства. Следует внимательно относиться ко всему новому, передовому в технологиях и инструментах платёжных систем и задумываться о нововведениях в обозримом будущем, анализируя в настоящее время степень эффективности и безопасности существующих систем. Задача Федерального казначейства - улучшить качество услуг в платёжной сфере, сократить сроки на осуществление платежей, а также почтовые расходы, уменьшить бумажную работу, и соответственно , административные затраты, увеличить безопасность, исключить потери, снизить бюджетные затраты за счёт уменьшения ручных операций у администраторов и плательщиков.
Поводя итог, можно отметить, что первоочередной задачей Казначейства России было и остаётся постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через максимальную автоматизацию процессов, применение самых передовых и востребованных в мире технологий, упрощение административных и технических процедур. Благодаря этому, в настоящее время уровень развития Казначейства России уже довольно высок, следуя международным критериям оценки уровня развития Казначейства, разработанным специалистами Мирового банка.
Федеральное казначейство знает о текущих проблемах, размышляет, ищет пути их решения. Ещё более важным является план стратегического развития Казначейства России. Задача каждого руководителя в органах Казначейства России - стремиться так, организовать работу, чтобы каждый сотрудник знал свою миссию и свой вклад в общий результат. Обладая нынешним массивом информации, накопленных знаний и опыта, а также бесценными по своим возможностям техническими и кадровыми ресурсами, очевидно, что информационные и аналитические возможности Казначейства России способны обеспечить единое информационное пространство финансовой деятельности публично-правовых образований, незаменимое при управлении общественными финансами.