Производственные и внепроизводственные затраты
Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции.
Внепроизводственные затраты состоят из коммерческих и административных расходов. Это издержки, которые нельзя проинвентаризировать.
Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам. К такому типу затрат относят: материальные затраты, затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию и др. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким их представителем являются общепроизводственные расходы, в которые входят практические все экономические элементы затрат. В зависимости от периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные. К текущим относятся затраты на производство и продажу продукции в отчетном (плановом или анализируемом) периоде. Единовременные расходы связаны с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели (например, оплату отпусков, ремонт основных средств).
Переменные, постоянные и смешанные затраты. Переменные затраты в сумме изменяются прямо пропорционально по отношению к изменению объема производства (уровня деловой активности), 6 но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянными. Примером таких затрат могут служить затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу, зависят от изменения уровня производства. Полупеременные затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема произ водства, а часть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и и длительности междугородних и международных телефонных переговоров.
7. Прибыль как конечный финансовый результат коммерческих предприятий
Основная цель деятельности любого коммерческого предприятия – прибыль, получение которой выступает основным мотивом предпринимателя и собственника. Прибыль может быть стратегической целью предприятия. Ее размер используется при расчетах цены на продукцию и обосновании эффективности инвестиционных проектов. Однако необходимо постоянно знать размер прибыли. Более того, необходимо знать возможность ее увеличения, факты положительного и отрицательного воздействия на нее. Прибыль предприятия в финансовой науке представляется финансовым результатом, который, помимо прибыли, может иметь форму убытка.
Прибыль (убытки) формируется как сумма финансовых результатов основной (обычной) и операционной (финансовой) деятельности предприятия; от внереализационных операций;от действия чрезвычайных обстоятельств.
Анализ финансового результата ведется по следующим направлениям.
Анализ формирования и использования прибыли. В рамках данного направления определяются абсолютные суммы средств, выплачиваемых из прибыли, их динамика и структура.
По Налоговому кодексу Российской Федерации налог на прибыль уплачивается в бюджет не со всей суммы прибыли отчетного года, а с так называемой «налоговой прибыли» (налогооблагаемой). Чтобы ее рассчитать, необходимо из прибыли отчетного года исключить некоторые доходы, облагаемые по иной ставке, чем налог на прибыль (операции с ценными бумагами), или которые носят характер льгот. Полученная таким образом расчетная величина прибыли служит основой для взноса налога на прибыль.
После уплаты налога на прибыль оставшаяся сумма считается чистой прибылью. В данном направлении анализируются пути распределения прибыли. В качестве таковых могу рассматриваться:
– выплата дивидендов по ценным бумагам;
– образование резервного фонда;
– образование фондов специального назначения;
– внесение в бюджет штрафных санкций и расходов по возмещению ущерба из-за нарушения требований охраны окружающей среды;
– другие отвлечения.
Распределение прибыли в эти фонды осуществляется на основе заранее разработанных, согласованных и утвержденных смет расходов. Размер расходов в данных сметах планируется исходя из плановых значений чистой прибыли и нужд предприятия.
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов. По данным формы № 2 бухгалтерского баланса проводятся горизонтальный и вертикальный анализы показателей прибыли.
Горизонтальный анализ– оценка изменений показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и процентах. Он позволяет проследить тенденции в изменениях показателей прибыли.
Вертикальный анализ– оценка изменений структуры показателей прибыли.
Считается, что горизонтальный анализ проводится самим предприятием, а вертикальный – внешними пользователями.
Финансовый результат предприятия – результативный показатель, поэтому на его значение могут оказывать влияние разные факторы. Для того чтобы их выявить, проводится факторный анализ. При этом используются методы элиминирования, выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия.
Факторный анализ проводится по таким показателям, как:
– валовая прибыль;
– прибыль от реализации;
– результаты прочей реализации.
8. Виды прибыли, факторы ее увеличения
Прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов, независимо от их организационной формы. Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Имеет место балансовая, валовая, налогооблагаемая и чистая виды прибыли.
· Балансовая:
Включает прибыль от реализации продукции, иных материальных ценностей, от внедрения внереализационных операций. К данным операциям относятся:
- долевое участие в совместных предприятиях,
- сдача имущества в аренду,
- дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащих предприятию и другого рода деятельности.
· Валовая:
Валовая отличается от балансовой прибыли тем, что при включении в валовую прибыль прибыли от реализации Основных Фондов и иного имущества, учитывается превышение между продажной ценой и первоначальноё или остаточной стоимостью этого имущества. При этом указанная первоначальная или остаточная стоимость умножается на индекс инфляции. В прибыль валовую, в отличие от балансовой, так же включается сумма превышения расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, над их нормируемой величиной.
· Налогооблагаемая:
Часть прибыли предприятия, облагаемая налогом в соответствии с законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой или валовой прибыли вычесть льготы по налогу на прибыль, отчисления на прибыль в страховой или другие аналогичные по назначению фонды, а так же прибыль (доход), облагаемый налогом в ином законодательном порядке[1].
· Чистая:
Прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов, акцизов и платежей в государственные и местные бюджеты. Для определения чистой прибыли из баланса предприятия вычитается налог на прибыль, налог на рекламу и другие налоги и платежи, оставшаяся разница в виде чистой прибыли используется предприятием по своему усмотрению. 1Отдельно от налога на прибыль предприятия уплачиваются налоги от доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, выпускаемых на территории Российской Федерации, доходы от казино, видеосалонов облагаются налогом поставке 70%, доходы с денежным выигрышем по ставке 90%, прибыль от концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках - 50%, от коммерческих и посреднических услуг - 45%.
Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации ТП, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации ТП как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы. Важная роль в системе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.
неэффективных изделий.
Существует три основных источника получения прибыли:
Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.
Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
9. .Распределение и использование прибыли в условиях современной системы налогообложения