Международные корпорации: эволюция, виды, общая характеристика. Роль ТНК в современной мировой экономике

Важной тенденцией развития мировой экономики является процесс ее транснационализации. Международные корпорации и финансовые группы играют все большую роль в современных мирохозяйственных связях. Активы крупнейших, современных корпораций и финансовых групп превышают ВВП многих средних и малых государств мира.

Принципиальное отличие финансовых групп от международных корпораций состоит, во-первых, в более тесных административных и экономических связях в рамках корпораций по сравнению с группами. Во-вторых, в состав современных финансовых групп входят финансовые структуры банковского и небанковского типа.

В свою очередь, банковские учреждения, как правило, не интегрированы в качестве дочерних структур в состав промышленных и торговых корпораций и, наоборот, в составе банковских корпораций в основном не участвуют в виде дочерних подразделений промышленные и торговые фирмы.

Наконец, в-третьих, финансовая группа – понятие более широкое и в ее организационную структуру преимущественно входят несколько промышленных и финансовых корпораций банковского и небанковского типа.

Международные фирмы по проис­хождению капитала можно разделить на 3 группы:

1.Транс­национальные компании (ТНК). Это фирмы национальные по ка­питалу, но интернациональные по сфере действия. К их числу отно­сятся американские и японские фирмы: "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС", "ФОРД", "ИБМ", "МИЦУБИСИ" и так далее.

2. Многонациональные корпорации (МНК). К ним относят­ся фирмы интернациональные как по капиталу, так и по среде их действия, то есть капитал такой фирмы формируется за счет участия не менее двух стран. К ним можно отнести западноевро­пейские компании, такие, как англо-голландская "Юнилевер", (пищевая промышленность), "Роял-Датч-Шелл" (нефтедобыча и переработка).

В качестве примера может служить также фирма "Филипс", которая является крупнейшей МНК. Объем ее продаж превышает 30 млрд. долл., на ней занято 240 тыс. человек. Корпорация включает 346 заводов, расположенных в 46 странах. Около 1/4 производственных мощностей сосредоточено в Голлан­дии, 49% - в других странах Западной Европы, 12% - в США. Кон­церн имеет филиалы в Африке, Азии, Новой Зеландии и Австралии. Появились его филиалы в Польше, Чехии. В России пока имеется лишь торговый дом этой компании - "АЛИСА".

3. Глобальные корпорации. Это фирмы или их объединения, многонациональные по капиталу, деятельность которых носит глобальный характер и способна оказать сильное воздействие на мировую экономику. Будущее мировой экономики в условиях глобализации – за такими корпорациями.

Фактически ТНК начали свою деятельность с конца XIX столетия и претерпели за этот продолжительный период значитель­ную эволюцию:

· первое поколение ТНК: действовали, как правило, в гра­ницах существовавших тогда колониальных империй (или "сфер влияния") и были ориентированы, прежде всего, на выкачивание из них сырьевых ресурсов (колониально-сырьевые ТНК);

· второе поколение ТНК активизируется между двумя миро­выми войнами, они специализируются, прежде всего, на произ­водстве вооружений (многие из них сохранили свою мощь и после второй мировой войны);

· начиная с 60-х годов обозначилось третье поколение ТНК, их деятельность ориентирована на широкое использование достиже­ний НТП для завоевания рынков сбыта (прежде всего, продукции массового потребления), источников сырья, новых сфер приложения капитала путем создания интеграционных объединений. В отличие от "традиционных", "обычных" ТНК здесь мы имеем дело с ТНК интегрирующего типа.

· в 80-е годы деятельность ТНК привела к тому, что были созданы экономические предпосылки формирования действительного международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг. Таким образом, стали зарождаться глобальные ТНК. Стратегия этих ТНК характеризуется особым динамизмом и агрессивностью международной экономической деятельности, постоянным совершенствованием, как своей структуры, так и форм и направлений производства товаров и услуг. При этом их целью становится завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции в мировом масштабе. Глобальные компании действуют во всем мире на основе единых концепций управления и централизованных структур. Формированию таких ТНК способствуют следующие факторы:

а) при выборе отдельных видов продукции (например, бытовой техники) потребители в любой стране мира ориентируются на единые критерии;

б) потребители высоко ценят стандартный уровень качества продукции и ее обслуживания;

в) конкуренты ориентированы не на узкие рыночные ниши, а действуют на основе глобальных целей и стратегий;

г) массовый выпуск продукции с высоким уровнем стандартизации обеспечивает ощутимую экономию на масштабах производства.

В деятельности глобальных компаний выделяют две особенности:

· во-первых, глобальные стратегии базируются на технологическом лидерстве в области конечной продукции и производственных процессов;

· во-вторых, на должности высших менеджеров региональных отделений назначаются сотрудники центральной штаб-квартиры, обеспечивающие реализацию общекорпоративной стратегии глобализации. В таких компаниях создаются единые мировые системы транспортировки и телекоммуникаций.

Особую роль в механизме функционирования современных ТНК играют мощные финансовые институты (осуществляющие многомиллиардные операции на международных рынках ценных бумаг, финансирующие гигантские сделки по слиянию с другими компаниями, по лизингу, кредитованию и инвестированию в меж­дународном масштабе).

Характерно, что в последние годы волна слияний и поглощений приняла в значительной степени глобальные масштабы. Важным фактором развертывания процессов транс­национализации в мировой экономике становится формирование и развертывание деятельности транснациональных банков (ТНБ).

О масштабах деятельности ТНК (МНК) свидетельствует следующее. По имеющимся данным, в мире насчитываются 53 тыс. таких корпорации, имеющих 450 тыс. филиалов. На долю ТНК приходится от 1/3 до 1/2 мирового производства ВВП в мире и свыше 50% мирового внешне­го товарооборота.(3). Примерно 60% ТНК функционирует в сфере обрабатывающей промышленности, 37% в сфере услуг и 3% в до­бывающей промышленности и сельском хозяйстве.

На долю ТНК приходится 80% всего внешнего товарооборота на рынке новых технологий и патентов. О роли ТНК в развитии экономики отдельных стран свидетельствуют следующие данные: в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Сингапуре и Швеции они производят более 50% ВВП, в Австралии, Германии, Италии и Франции - более 30%, в Бразилии, Нигерии, США и Тай­ване - более 40%.

На долю 5 крупнейших ТНК в автомобильной промышлен­ности приходится 60% мирового производства этой продукции, в производстве персональных компьютеров – 42%, средств связи – 40%, в сфере страхования – 27% всего объема этих услуг.

По размерам в роли ТНК выступают, как правило, крупные компании олигополистического типа, но это могут быть и средние и даже небольшие фирмы, особенно венчурные или консалтинговые.

13.2. Проблема транснационализации российского капитала.

В дореволюционной России, несмотря на са­мый высокий в то время уровень концентрации производства и капитала, фактически не было ТНК. Иначе говоря, не было традиций транснациональной деятельности.

Транснационализация международной экспансии, свойственная ТНК первого поколения, так называемым колониаль­но-сырьевых компаниям Великобритании, Франции, Бельгии, Гол­ландии, наконец, США, не получила сколько-нибудь серьезного развития в российской экономике.

В условиях глобализации про­цессов производства, миграции капиталов, товаров, услуг, рабочей силы и управленческого опыта международные корпорации играют исключительно важную роль в становлении новой современной мировой экономики, где кооперация и специализация связаны с созданием новых общемировых телекоммуникационных связей, постоянным ростом объемов продукции высоких технологии и со­путствующих услуг.

В этих условиях российское государство и частный сектор сталкиваются, по сути, с новой ситуацией: недостаточно восстано­вить прежние мирохозяйственные позиции, а необходимо разрабо­тать и реализовать новую стратегию включения в современную мировую экономику путем усиленной транснациона­лизации как государственного, так и частного капитала.

Для этого необходимо четко определить сферы и направления этого процесса, сделать его комплексным, очертить круг тех зарубежных партнеров, в первую очередь ведущих международных компаний, с которыми необходимо войти в стратегические альянсы или союзы для созда­ния плацдармов включения в современную мировую экономику.

Из компаний четвертого поколения, активно действующих ныне в России, следует назвать АББ, "Хьюлетт Паккард", "ИБМ", "Полароид", "Амоко", "Кока-кола", "Марс-Мастерфуд" (две по­следние построили большие предприятия в России по выпуску своей продукции). Характерно, что зарубежные инвесторы проводят строго селективную политику, вкладывая капиталы в топливно-сырьевые отрасли или в те, где можно получить быструю отдачу при относительно небольших первоначальных затратах.

Серьезной проблемой, кроме отраслевой, региональной, страновой ориентации российских компаний, является относитель­ная слабость национального банковского сектора и его практиче­ское отсутствие на мировом рынке капитала (лишь несколько рос­сийских банков входят в первую тысячу банковского рейтинга Запада).

Что касается фондового рынка для ведущих зарубежных инвесторов, то он представляется либо "черной дырой", либо сфе­рой скупки за бесценок российских, прежде всего топливно-энергетических, металлообрабатывающих производств (достаточно напомнить, что РАО "Норильский никель" обеспечивает одну пя­тую потребности мирового рынка никеля, кобальта, производит 40% металлов платиновой группы).

Дилеммой российской действительности является выбор стратегии транснационализации капитала. С одной стороны, ре­альной становится угроза превращения России в «младшего партне­ра» ведущих западных международных компаний, уготовивших Рос­сии роль сырьевого придатка и рынка сбыта своей продукции. Это своеобразный вариант замены бывших колониальных и зависимых стран, находящихся в зоне догоняющего экономического развития и стремящихся включиться "на равных" в современную мировую эко­номику, используя растущую силу своих ТНК. С другой стороны, в России происходит процесс зарождения и развития крупных корпоративных интегрированных структур.

Транснациональной корпорацией можно назвать нефтяную компанию «Лукойл», которая из года в год открывает свои предприятия за рубежом. Имея нефтеперерабатывающие заводы в странах СНГ, Болгарии и Румынии, «Лукойл» приобрела австрийскую компанию «Аванти гроуп», владеющую сетью автозаправок в Европе.

Другим примером российской международной компании может служить «Русский алюминий», представляющий собой объединение четырех крупнейших алюминиевых заводов (БрАЗа, КрАЗа, СаАЗа и НкАЗа), ряда предприятий поставщиков глинозема (в том числе зарубежных) и заводов, занимающихся вторичным переделом алюминия. В планы этой компании входит строительство заводов высокого передела алюминия в Западной Европе, т.е. достижения уровня мирового лидера - корпорации «Алкоа». Через одну из своих групп («Сибирский алюминий») «Русский алюминий» приобрел крупные пакеты акций Горьковского и Павловского автозаводов. "Стартовыми площадками" для осуществления будущих транснациональных и глобальных проектов российских фирм могут стать государства СНГ. Сюда следует отнести Межгосударственные финансово-промышленные группы (МФПГ) типа «БелРусАвто», «Аэрофин» и др. А ушедшие за рубеж российские капиталы могут быть использованы как опорные точки интеграции России в мировую экономику в странах дальнего зарубежья. Все это свидетельствует о возможности и необходимости вовлечения российских предприятий в систему международного бизнеса.

Наши рекомендации