Роль государства в финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий
Несостоятельность и разорение предпринимателей препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.
Наличие в правовой системе государства института конкурсного права имеет огромное значение, как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.
В истории развития российского института банкротства исследователи выделяют три этапа: дореволюционный, советский, современный.
Современный этап развития института банкротства в России начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур».
19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным наряду со многими другими процедурами проведение конкурсного процесса.
В 1993 г. для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (постановление Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926). Впоследствии оно было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий.
В дальнейшем приоритетной задачей ФСДН становится финансовое оздоровление предприятий-должников, что нашло свое отражение в Положении о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301, а также отразилось в уточнении названия Федеральной службы. Согласно этому положению. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) представляла собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Федеральная служба осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.
Федеральная служба вела учет платежеспособных крупных, а также экономически или социально значимых организаций, формировала перечни таких организаций, анализировала их финансовое состояние и представляла в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций.
Для обеспечения единого методологического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также в целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральная служба разработала и утвердила:
• Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации (от 23 января 2001 г. № 16);
• Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса (от 12 августа 1994 г. № 31-р);
• типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядок его согласования и методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления (от 5 декабря 1994 г. № 98-р).
Перечисленные материалы содержат методику расчета показателей, включенных в систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, и оценки реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятий, а также определяют некоторые методические подходы к анализу структуры баланса и оценки финансового состояния предприятий.
• Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией процедур банкротства, был создан Специализированный фонд Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Федеральная служба России проводила работу по изучению и обобщению отечественной и зарубежной практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), участвовала в разработке международных договоров по проблемам несостоятельности (банкротства).
ФСФО информировала общество о своей деятельности, выпуская официальное издание «Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству».
На этапе становления института банкротства в современной России ФСФО выполнила свою организующую роль и была упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Ее функции переданы Федеральной налоговой службе РФ.
Важное место в институте банкротства занимает арбитражный суд как правоприменительный орган, реализующий законодательство о банкротстве в рамках правового поля.