Тема : Российский рынок слияний и поглощений

Слияние – реорганизация юр. лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юр. лицу, а акционеры приобретаемой компании сохраняют свои права на акции, но уже нового ОАО. Поглощение – поглощающая компания выкупает у акционеров поглощаемой акции, т.е. акционеры приобретаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой компании. Тенденции в мире: укрепление компаний, т.е. слияние и поглощение. В мировой экономике 4 из 5 долларов инвестиций вкладываются не в новое строительство, в организацию новых структур, а в приобретение уже существующих

Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
Самый сильный мотив – стремление получить синергитический эффект, т.е. эффект который возникает в результате совместных действий.
К синергитическому эффекту относятся следующие мотивы:
1) экономия, обусловленная масштабами компании
2) финансовая экономия за счёт издержек
3) комбинирование взаимодополняющих ресурсов
5) область НИОКР – взаимодополняемость в области НИОКР
Другие мотивы слияния и поглощения:
- повышение качества управления, в том числе установление неэффекивности в управлении
- налоговые мотивы
В настоящее время определяющим моментом при слиянии и поглощениях как раз ставятся эти мотивы, которые выражаются:
во-первых, в получении выгоды за счёт снижения налоговой нагрузки
- диверсификация производств избыточных ресурсов и др. мотивы.

Общемировые объёмы сделок, слияний и поглощений.
2009 г.- 1,2.трлн. евро

2010 г. – 1,6 трлн. евро

Число сделок в мире по слияниям и поглощениям:

2009 г.- 10,1 тыс. сделок

2010 г. – 12, 4 тыс.

Приблизительно половина сделок приходится на США.
Российский рынок слияний и поглощений

Статьи
Объём российского рынка слияний и поглощений (млрд. руб) Количество сделок с участием российских участников рынка     Средняя сумма сделки (млн. доллр).   Закрытость информации (процент кол-ва сделок)     46%   235 67, 75% 52,09   Рост на 4% по сравнению с 2009 годом   235 69,9%

В 2010 году активнее всего шли процессы слияний и поглощений в 5 отраслях:

1) телекоммуникационный сектор
2) финансовый

3) энергетика

4) производство

5) строительство

В этих отраслях уровень прозрачность ещё ниже – 26 %.

Торговля.

За 2,5 года кризиса часть торговых сетей ушла с рынка.

Раньше в России работало 2,1 тыс. сетей, сегодня осталось приблизительно 900.

Разорились как совсем мелкие, так и крупные.
Одновременно шёл и процесс укрупнения разницы.
В 2011 году – этот процесс продолжится.
Эксперты считают, что пик сделок по слиянию и поглощению в торговле ещё не пройден.
Тем более, что сейчас самой благоприятное время для приобретения активов, т.к. кризис опустил цены на активы, в ближайшее время они точно начнут расти, а кол-во объектов на продажу всё время сокращается.
На продуктовом рынке РФ уровень консолидации считается невысоким.
На долю 10 крупнейших операторов на многочисленным оценкам приходится около 15-17% оборота розничного продуктивного рынка, а международных компаний контролируют 7% продуктов рынка.
Оборот в 2010 году – 16, 4 трлн. руб.
Особенности финансирования сделок по слиянию и поглощениям в РФ:
1) приобретение компаний: в процессе приватизации – это первый механизм слияния и поглощения
2) аккумулирование долгов поглощаемой компании и их конвертация в её акции в процессе банкротства
3) участие в корпорации управлении компании цели
Эти 3 механизма явл. не рыночными, имеют нерыночный характер
4) явл. рыночными – приобретение долей в уставный капиталах компании – он явл. основным в странах с рыночной экономикой и становится преобладающим в РФ.
Методы оплаты слияний:
1) денежнВыми средствами
2) обыкновенными акциями
Эти 2 метода широко распространены в мировой практике.
Важным вопросом при слиянии и поглощении явл. определение выгодности сделок с учётом средней нормы доходности на акции (т.е. рассчитывается рост цены акции относительно среднего значения для соотв. отрасли).

Периоды времени Варианты сделок
  С выкупом акций за счёт денежных средств Финансированность частично денежными средствами, а частично - акциями Реализованные путём обмена акциями без денежной составляющей
Через год после 15,1% 3,9% - 2,1%
Спустя 2 года 27,5% 9,8% + 3,6%

Вывод: выгоднее всего вариант сделки с выкупом акций за счёт денежных средств, т.к. через год после сделки – 15,1%, а спустя 2 года – 27,5%.
Процесс укрупнения российских компаний привёл к возникновению ТНК, т.е. таким, которые осуществляют основную часть своих операций за пределами страны, в которой они зарегистрированы.
Транснационализация российских компаний может быть двоякой:
1-ый вариант - они могут выступать в качестве младших партнёров мирового транснационального бизнеса.
2-ой – самостоятельно интегрироваться в мировые экономич. процессы.
Второй путь явл. наиболее предпочтительным, но и более сложным и длительным.
Гос-во должно поддерживать такие компании, т.к. во-первых, - это выход страны на международный рынок, во-вторых, - транснационализация компаний предполагает более высокие национальные стандарты.
Выход российских компаний в США произощёл в 2000 году.
Вышел ЛУКОЙЛ.
В 2003 году – выходит Норильский никель.
До кризиса выход российских компаний активно продолжался.
К концу 2008 года зарубежные активы наших ТНК (20 ведущих) достигал 118 млрд. доллр., в том числе ЛУКОЙЛ – 23,5 млрд, Газпром – 21 млрд.
И даже во время кризиса рост активов зарубежных у российских компаний продолжается (сохранился).
Зарубежные активы выросли на 13%, а общие уменьшились на 7%.

В РФ эти ТНК начали сокращать штаты ещё до кризиса, а численность зарубежного персонала возрастала ещё в 2008 году.

Около 0,5% зарубежных активов 20-ти крупнейших ТНК РФ располагаются в Западной Европе.

В странах СНГ – 23%.

В Сев. Америке – 17%.

В отношении остальных районов проявляется некоторая осторожность.

Во 2-ой половине 00-х годов появляются в широкой практике очень сильные гос-ые инвестиционные фонды и др. инфраструктуры, контролируемые гос-ми.

Общее мнение перед кризисом было такое – эти гос-ые фонды понесут за собой истинно революционные явления в сфере слияний и поглощений.

Предсказывались серьёзные перемены на этом рынке.

Н. Кондратьев:
«Период регрессий в экономике наступает тогда, когда в гос-ой экономике появляются новые игроки».

Эксперты предсказывали, что эти пифы – серьёзная угроза для мирового господства экономики США.

Революционные изменения предстоят.

Финансовые проблемы малого и среднего предпринимательства.

С 2007 года в РФ малый и средний бизнес разграничивается на 3 категории:

1-ый вариант – микробизнес (до 15 человек на предприятии и 60 млн. руб. оборот).
2-ой вариант – малое предприятие (до 100 человек, оборот – 400 млн. руб.).

3-ий – средний бизнес – относятся компании, где до 250 человек и оборот до 1 млрд. руб.

В Евросоюзе стандарт малого бизеса – до 250 работников, годовой оборот до 50 млн. евро.

США – малое предпринимательство – до 500 человек, годовой оборот – десятки млн. доллр.

В РФ малый бизнес:

1) Более 1,6 млн. предприятий

Кол-во занятых:

- 11 млн. занятых (1 февр.)
- 16,5 млн. занятых (конец декабря)

Оборот – более 17 трлн. руб.

350 млрд. руб. инвестиций в развитие и модернизацию.

Структура по отраслям.

42% предприятий –торговля
18% - работают с недвижимостью
12% - в строительстве
10% - занимаются производством
Гос-во по идее должно было очень заинтересовано в развитии этого предпринимательства, т.к. возрождение после любого кризиса везде начинается, как правило, со становления малого бизнеса, который в перспективе явл. основой для зарождения крупного.
Гос-во должно, обязано и вынуждено поддерживать этот бизнес, т.к. решаются 3 задачи, важных для гос-ва:
1) политическая, т.к. формируется средний класс
2) социальная, т.к. создаются рабочие места
3) экономическая, т.к. расширяется налогооблагаемая база
Преимущества малых предприятий
1) в совеем большинстве они мобильны и занимают наиболее привлекательные рыночные ниши 2) сравнительно легко находят партнеров, и по поставкам комплектующих, таки по сбыту 3) создание одного рабочего места гораздо дешевле, чем в крупном бизнесе 4) окупают затраты быстрее, чем при создании крупных предприятий.

Для соизмерения развития этой сферы по странам применяются 2 основных показателя:

1)доля этого бизнеса в ВВП страны.

В развитых странах – это на уровне 50,60, а может и 70% ВВП созд. мировой бизнес.

В РФ в силу историч. и неисторич. причин это доля 12, 18% (около 20%).

2)доля занятых.

В ведущих странах – больше 50%.

В РФ – 22% с учётом тех, кто наиболее в теновом секторе.

Наши рекомендации