Тема «Разработка, позиционирование и внедрение нового страхового продукта»
Маркетинговая стратегия страховщика реализуется в:
• разработке набора условий страхования (линейки, гаммы);
• ценовой политике;
• организации системы продаж (выбор и подготовка каналов продаж, обучение персонала и т.д.);
• поддержании контактов с потребителями (личные, корпоративные, общественные связи, реклама).
В современном маркетинге продуктом называют все, что может быть предложено к потреблению на свободном рынке и предназначено для удовлетворения определенных нужд, поэтому термин «страховой продукт» постепенно заменяет термин «страховая услуга». Страховые услуги со стандартными наборами условий и дополнительных сервисных услуг для различных клиентских групп получили название страховых продуктов. Страховой продукт — набор основных (страховых) и вспомогательных услуг, предоставляемых страховой компанией за определенную плату клиенту с целью удовлетворения его потребностей. Функционально представляет собой вариацию правил страхования (одних или нескольких) путем полной или частичной конкретизации всех или некоторых сущностей (права, обязанности, объекты, риски, исключения и т.д.).
В структуре страхового продукта выделяют ядро и оболочку. Ядро содержит основные характеристики продукта:
• технические — страхуемые риски, уровень гарантий (страховые суммы, франшизы, особые условия и т.п.), условия выплаты страхового возмещения;
• экономические — цена (тариф), индексация страховой суммы, бонус, малус;
• дополнительные услуги.
Оболочка продукта выражает содержание ядра и включает:
• страховой договор (полис), правила страхования;
• реклама страхового продукта; ft
• порядок действий и тип продавцов (представителей страховщика) по предложению продукта потенциальным клиентам (каналы продаж), заключению договора, его обслуживанию;
• порядок расследования и урегулирования страхового случая.
Оболочка продукта содержит рекламную и справочную информацию. Именно из нее потенциальный страхователь получает сведения о потребительских свойствах страхового продукта (услуги). Поэтому особое значение при создании оболочки имеют дизайн и имя (торговая марка, бренд) страховщика.
Характерными особенностями страхового продукта, влияющими на выбор страхователя, являются:
• престижность и качество продукта;
• цена продукта;
• надежность обещаний страховщика;
• дополнительный сервис.
Эти характеристики можно рассматривать как критерии выбора страховщика и его услуг. Значимость их различается для разных потребительских сегментов. Для предприятий и организаций большее значение обычно имеют цена продукта и надежность страховщика, для физических лиц часто на первый план выходят имидж страховщика и понятность условий страхования. Немалое значение для них имеют рекомендации знакомых, профессионализм и внешний вид продавца.
Поэтому номенклатура (линейка) страховых продуктов и услуг должна быть ориентирована на целевые группы потенциальных клиентов, иметь характерные отличия от аналогичных продуктов конкурентов и обеспечивать возможность ее быстрого изменения в зависимости от конъюнктуры рынка. Необходимость разработки новых страховых продуктов и услуг может возникнуть вследствие:
• необходимости освоения нового для страховщика сегмента страхового рынка при невозможности использовать опыт других страховщиков;
• желания выйти в лидеры на данном сегменте, используя в качестве инструмента прорыва новый, незнакомый клиентам страховой продукт.
В остальных случаях страховщики обычно копируют удачные разработки конкурентов или модернизируют имеющиеся продукты.
Разработка новых продуктов и услуг обычно включает следующие этапы:
1) предварительная разработка: маркетинговое исследование страхового рынка для выявления и определения потребности в новых продуктах; поиск идеи и разработка концепции нового продукта и ее экономический анализ; поиск целевого сегмента для нового продукта; актуарные расчеты для оценки перспективности выбранного сегмента;
2) превращение идеи продукта (услуги) в концепцию — разработка технического ядра продукта и его рекламной оболочки: корректировка правил страхования (при необходимости); уточнение тарифов, условий, бонусов; составление и реализация плана рекламной компании (выбор технических средств, составление бизнес-плана, отбор рекламных агентов).
3) разработка маркетинговой стратегии продвижения на рынке нового продукта (стратегическая и предпринимательская функции маркетинга): уточнение клиентской группы; выбор каналов продаж; организация продаж (создание инфраструктуры, подбор и обучение персонала и т.д.).
Идея продукта базируется на внешней информации (например, информация о массовом строительстве коттеджей может стимулировать появление страхового продукта для их владельцев) и анализе тенденций собственного развития страховщика.
При разработке новых продуктов и услуг необходимо учитывать критерии мотивации потенциальных клиентов на их приобретение.
С точки зрения реализации страховая услуга имеет следующую структуру:
• сама услуга, заключающаяся в гарантии предоставления страховой защиты на случай оговоренных рисков («продажа обещаний»);
• форма услуги (страховой продукт, полис, договор) с общими и индивидуальными условиями ее оказания;
• обеспечение услуги (доставка клиенту, порядок рассмотрения претензий, сроки урегулирования).
Оказание страховой услуги только начинается с продажей полиса (подписания договора) и продолжается весь период его действия. Важнейшей завершающей стадией оказания страховой услуги является страховая выплата. Качество обслуживания страхователя на этой стадии во многом определяет успех развития страховой деятельности компании.
Важным направлением страхового маркетинга практически во всех странах является упрощение и стандартизация условий страхования. Это Позволяет отказаться от дорогих каналов продаж, например от агентской сети, и распространять простые полисы через сетевые банки, магазины, почту России, через Интернет.
В последние годы наметилась тенденция разработки комплексных (пакетных) продаж, т.е. предложение страховых услуг, состоящих из нескольких логически связанных между собой (по риску или объекту) страховых продуктов (пакетная гамма продуктов), например страхование автокаско вместе со страхованием водителя и пассажиров от несчастного случая и медицинским страхованием. Комплексный подход выражается и в разработке линейки (веерная или ассортиментная гамма страховых продуктов), нацеленной на удовлетворение клиентов с разными экономическими возможностями (от простых дешевых продуктов до дорогих, включающих дополнительный сервис). Применительно к предприятию комплексный продукт называют еще программой страхования, которая обычно включает подробное описание объекта страхования, перечень приоритетных, наиболее важных опасностей (рисков), наиболее вероятные места возникновения аварий (проявлений рисков), сценарии развития аварий с оценкой ожидаемого ущерба как для самого предприятия, так и третьих лиц, перечень мероприятий по снижению вероятности наступления страховых случаев и последствий их наступления. Применение подобных программ позволяет предприятию оптимизировать затраты на страхование.
Пакетная гамма страховых продуктов и услуг должна учитывать их совместное маркетинговое воздействие. Для этого страховые продукты (услуги) делят на:
• страховые продукты-лидеры, которые обеспечивают страховщику наибольшую часть страховых премий и часто наибольший доход. Для граждан — это страхование недвижимости и автотранспорта, для предприятий — страхование от огня;
• страховые продукты-магниты, направленные на то, чтобы обратить внимание потенциального клиента на данную страховую компанию и облегчить первую покупку полиса. Для граждан в качестве магнита может служить страхование автокаско, в первую очередь — от угона, для предприятий, при правильном подходе — обязательное страхование ответственности в связи с эксплуатацией опасных объектов. Многие страховщики занижают тариф по продуктам-магнитам, обеспечивая сбалансированность своего портфеля за счет менее рисковых видов, например страхования жилья;
• страховые продукты будущего, которые еще не востребованы рынком, но могут получить распространение в перспективе, например страхование ответственности нанимателей офисных помещений. Продуктами будущего могут быть и варианты продуктов-лидеров, предназначенные для продажи по новым, еще не освоенным каналам;
• тактические страховые продукты — направлены на противостояние конкурентам на тех сегментах рынка, где не планируется доминирование, но необходимо и достаточно простого присутствия данного страховщика, а также для своевременного реагирования на изменения рынка.
Комплексные, пакетные продажи снижают относительные издержки страховщика, экономят агентское вознаграждение и способствуют фиделизации (закреплению) клиента. Некоторые специалисты считают, что вероятность потери клиента, имеющего один договор страхования, достигает 70%, два договора — 40%, три — не более 10%. Большое количество договоров позволяет установить с клиентом доверительные отношения. Кроме того, клиенты с большим количеством договоров страхования становятся добровольными рекламными помощниками страховщика, распространяя о нем положительную информацию, привлекающую новых клиентов.
Успех продаж во многом определяется динамическим соответствием спроса и предложения. Поэтому гамма продуктов должна меняться в зависимости от конъюнктуры рынка и стратегий развития страховщика.
Таким образом, специфическими инструментами страхового маркетинга, определяющими его успех, являются:
• специфические привлекательные свойства страхового продукта (набор страхуемых рисков, размер и условия уплаты страхового взноса, условия страховой выплаты);
• имидж страховой компании, обеспечивающий в глазах страхователя надежность страховой защиты;
• профессиональная грамотность и деловая культура персонала страховщика, с которым сталкивается страхователь;
• удобная система доставки страховых услуг до страхователя.
Кроме того, страхователь сам оказывает активное влияние на процесс реализации страховой услуги, оговаривая те или иные условия ее реализации.
Таким образом, в современных российских условиях страховая маркетинговая стратегия должна включать исследование потребительских ориентиров и финансовых возможностей и выделение потенциальных страхователей, разработку ориентированных на эту группу программ и условий страхования, выбор оптимальных каналов продаж и стимулирование потенциальных клиентов за счет разъяснительной рекламы.