Современные тенденции развития и проблемы оценки налоговой нагрузки в России и за рубежом

Существенное влияние на современное состояние налоговой нагрузки в России оказала налоговая реформа конца XX – начала XXI вв. Она способствовала снижению тяжести налогообложения, о чем свидетельствуют исследования Мирового банка, опубликованные в 2000 г. и констатировавшие, что налоговая нагрузка в России несколько ниже, чем в среднем у стран с тем же уровнем душевого дохода. В странах Восточной Европы в среднем выплачивалось столько же налогов, сколько в России, при стандартных ценах на нефть уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации был бы даже несколько ниже. В странах Европейского Союза в 2000 г. средний уровень налоговых доходов составил 42 процента, что намного выше, чем в России.

В современной российской экономике значительный позитивный эффект на снижение тяжести налогообложения оказало снижение в 2001 г. оборотных налогов – на содержание жилищного фонда и на пользователей автодорог. Оно облегчило налоговое бремя в промышленности на 8,5% добавленной стоимости, в строительстве – на 7,3%, на транспорте – на 5,8%.

Реформа налога на прибыль привела к тому, что фактические выплаты налога в 2002 г. снизились на 1,4% ВВП. Особенно существенное сокращение произошло для транспорта и связи (7,3% добавленной стоимости) и промышленности (3,3%). Наибольший выигрыш получили топливная промышленность (6,8%), электроэнергетика (4,3%), металлургия (4,1%).

Введение в 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых, заменившего плату за недра, привело к увеличению поступления налогов на 1,5% ВВП. В результате укрепилась связь между налоговой нагрузкой и мировыми ценами на нефть.

В 2001-2005 гг. были существенно снижены ставки налогов: налог на прибыль с 35% до 24%, НДС – с 20% до 18%, ЕСН – с 35,6% до 26%. Введена унифицированная ставка в 13% налога на доходы физических лиц. Количество налогов сократилось с 54 до 19. В среднем налоговое бремя в последние годы уменьшалось в среднем на 1% ВВП.

В целом в результате налоговой реформы снизилась общая нагрузка на частный сектор, нагрузка несколько перераспределилась с обрабатывающих отраслей на сырьевые. Были ликвидированы наиболее искажающие налоги, улучшено определение базы налога на прибыль. Налоговая система стала более справедливой вследствие отмены многих произвольно предоставлявшихся льгот.

Современная позиция российского правительства, направленная на снижение налоговой нагрузки, в существенной степени базируется на результатах налоговой реформы начала XXI в. Результатом последовательного снижения тяжести налоговой нагрузки явилось то, что в 2007 г. налоговая нагрузка на бизнес составила 35 процентов от уровня ВВП. В зависимости от отрасли этот показатель варьировался от 62% у нефтяников до 39% у газовиков, в остальных отраслях налоговая нагрузка находилась в районе 29%.

По утверждению Минфина РФ, налоговая нагрузка на экономику в 2002 г. снизилась на 204,2 млрд. руб., в том числе за счет федерального бюджета – на 164,3 млрд. руб. В 2008 г. налоговая нагрузка уменьшилась на 1% ВВП.

Основные современные тенденции налоговой нагрузки на национальную экономику отражены в следующих документах:

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007-2009 гг. Минэкономразвития РФ, одобренный на заседании Правительства РФ 7.06.2006 г.

Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 гг. от 3.03.2007 г.;

Основные направления налоговой политики на 2008-2010 гг., утвержденные Письмом Минфина России от 2.03.2007 г. № 03-11-02/62.

В «Прогнозе социально-экономического развития РФ» предполагается, что налоговая нагрузка снизится с 39,3% ВВП в 2005 г. до 33,7% в 2009 г. Минэкономразвития полагает, что снижение налоговой нагрузки на экономику и совершенствование налоговой системы выступают одним из важных факторов поддержания экономического роста и создания благоприятного инвестиционного климата.

В прогнозе отражены следующие мероприятия, направленные на снижение налоговой нагрузки:

сохранение до 2009 г. действующей ставки НДС при введении заявительного порядка возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами (отметим, что переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС осуществлен с 1 января 2007 г.: отменена отдельная декларация по НДС по налоговой ставке 0% и утверждена единая форма налоговой декларации по НДС, на основании которой налогоплательщики одновременно с предоставлением пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, получили право предъявить к вычету экспортируемой продукции);

отмена действующей «зачетной» системы уплаты акцизов и установление порядка уплаты таких акцизов предприятиями – производителями нефтепродуктов;

пересмотр ставок акцизов на нефтепродукты с установлением более низкой налоговой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества;

индексация в 2009 г. ставок акцизов в соответствии с темпами инфляции 2008 г. (по сигаретам предполагалась индексация в 2007 г – на 30%, 2008-2009 гг. – на 20% к предшествующему году);

сохранение по акцизам на табачную продукцию смешанной системы комбинированных ставок, предполагающей наличие специфической составляющей, определяемой по фиксированной ставке в рублях за тысячу штук табачных изделий определенного класса и вида, и адвалорной компоненты, исчисляемой процентом от отпускных цен производителей, а с 2008 г. – от розничной цены сигарет в торговой сети, как это принято в странах ЕС;

уменьшение по налогу на прибыль в полном объеме уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году;

при определении налогооблагаемой прибыли включение расходов по НИОКР в состав расходов в течение одного года;

стимулирование разработки новых нефтяных месторождений и повышения эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности посредством введения нулевой ставки НДПИ на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках, расположенных на территории Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (Якутия, Иркутская область, Красноярский край); установление понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки (свыше 80% выработанности).

После одобрения прогноза социально-экономического развития РФ на 2007-2009 гг. Правительство России выдвинуло еще ряд инициатив в области налоговой нагрузки. В частности, Минфин России предложил продлить до 2017 г. действие специфической ставки по нефти, привязанной к мировым ценам.

Еще одна инициатива Правительства в области налоговой политики – установление специального налогового регулирования для групп компаний и интегрированных бизнес-групп. По мнению МЭРТ, для группы связанных лиц необходимо установить специальный налоговый режим и рассматривать ее как одного налогоплательщика, независимо от количества юридических лиц, входящих в группу.

Министерство экономического развития предлагает также ряд налоговых мер по стимулированию выплат дивидендов акционерными обществами путем снижения налогов на ту часть доходов, которая идет на выплату дивидендов. МЭРТ считает необходимым внести в налоговое законодательство поправки, направленные на исключение двойного налогообложения дивидендов, выплачиваемых обществами, входящими в состав интегрированных бизнес-структур.

Концепция снижения налоговой нагрузки на экономику России существенное развитие получила в «Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 3.03.2007 г. В послании подведены итоги налоговой реформы:

налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Остались в прошлом все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками;

установлена регрессивная шкала ставок ЕСН, осуществлено дальнейшее снижение этого налога, отменен налог на наследование;

снижена ставка налога на прибыль при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков, отменены многочисленные льготы по налогу на прибыль;

снижена ставка НДС, порядок взимания налога приближен к принятому в мировой практике;

введен налог на добычу полезных ископаемых, налоговая база данного налога в части, касающейся углеводородного сырья, привязана к объемным показателям добычи и не допускает манипуляций;

принято решение о дифференциации НДПИ, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах;

введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственные пошлины;

приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при осуществлении деятельности в сфере информационных технологий, а также в рамках Российского международного реестра судов;

проводилось упорядочивание ставок таможенных пошлин и совершенствовался порядок их взимания. По ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно снижены. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части конъюнктурных сверх доходов от ее экспорта;

принят Федеральный закон (2006), призванный обеспечить повышение качества и объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным для налогоплательщиков.

В «Бюджетном послании» отмечено, что в результате принятых мер сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

В «Бюджетном послании» определены дальнейшие пути снижения налоговой нагрузки на экономику, которые конкретизированы в предложениях В.В.Путина в должности премьер-министра.

О важнейшем направлении снижения налоговой нагрузки В.В. Путин заявил, представляя 8 мая 2008 г. в Госдуме свою экономическую программу в должности премьер-министра, - снижение налоговой нагрузки по НДПИ. Увеличение налогооблагаемого минимума с 9 до 15 долларов с каждой добытой тонны нефти приведет к снижению нагрузки по НДПИ в 2009 г. более чем на 100 млрд. руб., а в 2010 – 110 млрд. руб. Объективной необходимостью данного шага, как отметил премьер-министр, явилось то, что налоговая нагрузка на нефтяные компании подошла к критическому уровню 70 процентов от их прибыли.

«Основные направления налоговой политики на 2008-2010 гг.» в основном повторяют изложенные выше меры регулирования налоговой нагрузки.

В трехлетней перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов России. Налоговую политику предлагается развивать в направлении контроля за трансфертным ценообразованием, налогообложения дивидендов и освобождения от такого налогообложения дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российских или иностранных юридических лицах.

Предполагается совершенствовать регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний, решать проблемы определения налогового президентства, ввести институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль, совершенствовать НДС и налогообложение по налогу на прибыль и доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами, совершенствовать систему вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.

Планируется изменение в налоговом законодательстве в связи с созданием целевого капитала некоммерческой организации и создание благоприятных условий для их функционирования в социально значимых областях.

Предполагается совершенствование законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков, введение понятия индексируемой налоговой единицы, создание новых стимулов для осуществления инновационной деятельности, реформирование налога на игорный бизнес и совершенствование порядка налогообложения при легализации концессионных соглашений.

Основные перспективные направления государственного регулирования налоговой нагрузки на экономику России представлены на рис. 2.

Современные тенденции развития и проблемы оценки налоговой нагрузки в России и за рубежом - student2.ru Современные тенденции развития и проблемы оценки налоговой нагрузки в России и за рубежом - student2.ru Рис. 2. Перспективные направления государственного регулирования налоговой нагрузки на экономику России

Остановимся на некоторых актуальных проблемах, связанных со снижением налоговой нагрузки. До настоящего времени остается нерешенной проблема сбалансированности налоговой нагрузки по отраслям (табл. 10).

Таблица 10

Налоговая нагрузка на ВВП, создаваемый в отраслях экономики, %

Отрасль
Базовые отрасли экономики 25,9 30,0 34,6 34,6 33,8
Промышленность 40,5 48,9 59,1 58,9 57,4
Сельское хозяйство 3,2 2,9 2,8 3,0 3,2
Строительство 19,2 19,5 21,2 22,7 18,4
Транспорт 42,2 46,9 55,2 50,8 43,1
Торговля, общественное питание, МТС и сбыт 10,1 10,4 10,9 10,0 12,4
Остальные отрасли экономики 15,2 14,5 15,8 16,6 17,8

Наибольшая нагрузка на ВВП характерна для промышленности (свыше 50%), транспорта (свыше 40%), наименьшая – для сельского хозяйства (около 3%), торговли, общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта (около 10%).

Более полное представление о дифференциации налоговой нагрузки по отраслям экономики дают относительные уровни налоговой нагрузки (табл. 11). Относительный уровень налоговой нагрузки в табл. 11 исчислен как отношение доли отрасли в налоговых поступлениях к доле отрасли в добавленной стоимости (выпуске).

Таблица 11

Наши рекомендации