Тема 3.2 Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохрананности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе Исполнения федерального бюджета возникает необходимость ми типизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой информационной технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

• централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

• централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

• ежедневное отражение в Главной книге казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Главная книга - синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета данного учреждения.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме.

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подлежащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так н регулирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Регулирующие налоги - все виды налоговых поступлений, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов.

Таким образом, в УФК объединяются четыре действующих в настоящее время доходных лицевых счета и закрываются лицевые счета по учету доходов на уровне ОФК.

Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов. После этого перечисляет их по электронным каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Ежедневно УФК передают ОФК информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета перечисляются Главным управлением Федерального казначейства в пределах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, которые зачисляются на счет УФК в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России.

Операционный день - часть рабочего дня финансово-кредитной организации, отведенная для работы и обслуживания клиентов.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распорядителями бюджетных средств через органы казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельные лицевые счета для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им средств в соответствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня перечисляет на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «обнуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно ГУФК перечисляет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге казначейства, которая является основным учетным регистром.

Переход на новую информационную технологию в условиях единого казначейского счета позволяет:

• исключить возможность открытия счетов казначейства по учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;

• с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;

• сконцентрировать в УФК все операции по расходование средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;

• в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств. Расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства;

• при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъекта Федерации.

Наши рекомендации