Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации

До принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной сис­темы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. БК РФ закрепил вышеназванные принципы построения и функционирования бюджетной системы, раскрыл их содержание, а также включил в перечень принципов бюджетной системы прин­ципы, ранее не предусмотренные бюджетным правом России.

Принцип единствабюджетной системы Российской Федера­ции — это единство бюджетного законодательства Российской Фе­дерации, принципов организации и функционирования ее бюд­жетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Феде­рации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной сис­темы Российской Федерации и бюджетных учреждений.

Принцип разграничениядоходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законода­тельством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, определение полномо­чий органов государственной власти (органов местного самоуправ­ления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельностибюджетов означает:

— право и обязанность органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сба­лансированность соответствующих бюджетов и эффективность ис­пользования бюджетных средств;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подле­жащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджет­ной системы Российской Федерации;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно опреде­лять формы и направления расходования средств бюджетов;

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации, му­ниципальных образований — это определение бюджетных полно­мочий органов государственной власти субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления, установление и исполнение рас­ходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, оп­ределение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требования­ми, установленными БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондовпроявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, опреде­ленные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных вне­бюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетавыражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответство­вать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из ис­точников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюдже­тов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных резуль­татов с использованием наименьшего объема средств или достиже­ния наилучшего результата с использованием определенного бюд­жетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходовозначает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита.

Принцип гласностизаключается в следующем:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержден­ных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представле­ния информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступ­ность иных сведений по решению законодательных (представи­тельных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по про­ектам бюджетов;

Принцип достоверности бюджетаозначает надежность показате­лей прогноза социально-экономического развития соответствую­щей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средствза­крепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обо­значением направления их на финансирование конкретных целей.

Наши рекомендации