Кредитная система Российской Федерации
Историю кредитной системы Российской Федерации можно разбить на три крупных этапа: 1) дореволюционный; 2) "социалистический"; 3) современный – этап перехода к рыночной экономике.
Долгое время в России преобладал ростовщический кредит, а первые кредитные учреждения появились только к середине XVIII в. В 1733 г. была создана монетная контора, в 1754 г. учреждены государственные дворянские земельные банки в Москве и Петербурге. Позднее открыты эмиссионные и ассигнационные банки. Первые банки были государственные. Основная их цель заключалась в обслуживании потребностей казны и дворянства. Импульсом для развития банковского кредита, тесно связанного с промышленным капиталом, послужила аграрная реформа 1861 г. Экономические кризисы (1873–1875 гг.; 1899 г.) способствовали концентрации производства и капитала.
Считается, что система финансового капитала в России окончательно сложилась в первом десятилетии ХХ в. Характерной особенностью финансового капитализма в России являлось существенное влияние иностранных финансовых групп, которые действовали организованно и оптом приобретали контрольные пакеты акций банков и промышленных предприятий. Иностранных инвесторов привлекала существовавшая в России высокая норма прибыли, поэтому иностранный капитал всегда составлял значительную конкуренцию внутренним накоплениям. Их рост особенно усилился после проведения в 1897 г. денежной реформы и установления системы золотого монометаллизма. Увеличение иностранных капиталов превысило рост капитализации русских акционерных обществ почти в 2 раза. Наибольшую активность в сфере вложений в экономику России проявляли Франция, Бельгия и Германия. Экономический подъем с 1909 по 1914 г. укрепил позиции финансового капитализма в России и способствовал успешному развитию банковской системы.
Государственный банк Российской империи (Госбанк), учрежденный в 1860 г., в течение первых 30 лет своей деятельности практически не проводил учетно-ссудных операций. За счет притока вкладов и текущих счетов, а также банкнотной эмиссии Госбанк финансировал казну и накапливал свой золотой запас, который к 1895 г. увеличился по сравнению с 1861 г. более, чем в 11 раз и составил 911 млрд р. Проведение денежной реформы 1897 г. стало важной вехой в деятельности Госбанка, которому созданная устойчивая система золотого обращения позволила развивать активные операции по кредитованию торговли и промышленности. Особенностью деятельности Госбанка был значительный объем кредитования хлебозаготовок и организации хлебоэкспорта, который поддерживал активное сальдо торгового баланса. Значительный объем кредитов был предоставлен коммерческим банкам, что свидетельствует об активизации функции Госбанка как "банка банков", которая заметно усилилась вплоть до Первой мировой войны.
На 1 января 1914 г. в России насчитывалось 53 коммерческих банка. Кроме того, существовали общества взаимного кредитования, система городских общественных банков, организации ипотечного и крестьянского кредитования. Среди учреждений мелкого кредита наиболее значительную роль играли кредитные кооперативы (товарищества). В состав кредитной системы России также входили ломбарды, сберкассы, частные банкирские конторы. Развитая система коммерческих банков постепенно вытесняла частных банкиров с денежного рынка, их роль как финансовых посредников была незначительна.
Кредитная система социалистического типа. После Октябрьской революции 1917 г. государственная монополизация банков была осуществлена раньше, чем промышленности, что говорит о значимости кредитной системы. 14 декабря 1917 г. был подписан Декрет о национализации кредитной системы и образовании Единого народного банка российской республики, объединяющего все существовавшие на тот момент государственные, акционерные и частные банки. Позднее капиталы банков были конфискованы, а банковское дело объявлено государственной монополией. Кредитная система была практически ликвидирована. На банки были возложены учетно-организационные функции, а операции по аккумулированию и перераспределению денежных средств ими практически не осуществлялись и считались неактуальными в условиях военного коммунизма. В течение нескольких лет (с 1917 г. по 1920 г.) советским правительством был принят ряд мер по ликвидации денежного обращения. С января 1920 г. до середины 1921 г. в стране не существовало банков. Единый народный банк сначала превратился в расчетное учреждение, а затем слился с Центральным бюджетно-расчетным управлением Народного комиссариата финансов.
Ситуация изменилась с переходом к «новой экономической политике». 15 октября 1921 г. был основан Государственный банк РСФСР, основные цели деятельности которого заключались в восстановлении денежного обращения и контроле за его осуществлением, а также в содействии развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота. Кредитная система росла быстрыми темпами. За два года (с 1923 по 1925 г.) сводная валюта баланса кредитных организаций, как и объем учетно-ссудных операций, увеличилась в 5 раз.
Кредитная система СССР в 1923–1925 гг. имела следующую структуру:
Кредитные организации | 01.10.1923 | 01.10.1925 |
Всего: в том числе: кредитная сеть Госбанка акционерно-коммерческие банки учреждения коммунального кредита кооперативные банки общества сельскохозяйственного кредита общества взаимного кредита |
Кредитная система выполнила поставленные перед ней задачи восстановительного периода: 1) было возобновлено денежное обращение и создана денежная система на основе новой валюты – банкнот Госбанка; 2) произошло снижение темпов инфляции, а расширение денежной массы соответствовало товарному обороту; 3) с помощью банковского контроля за соблюдением расчетно-платежной дисциплины была налажена работа предприятий; 4) многие отрасли получили необходимую кредитную поддержку; 5) отсутствие территориальных границ для банковского капитала оказало большую помощь в восстановлении экономической целостности страны.
Достигнутые успехи позволили в 1926 г. начать активные действия по обобществлению промышленности, торговли, а затем и кредитной системы. Ресурсная база негосударственных кредитных организаций резко сократилась. Структура кредитной системы на 01.10.1929 г. выглядела следующим образом:
Кредитные организации | Краткосрочные операции | Долгосрочные операции | ||
Млн р. | % | Млн р. | % | |
Госбанк СССР Акционерные банки Банк долгосрочного кредитования промышленности Кооперативные банки Система коммунального кредита Система сельскохозяйственного кредита Общества взаимного кредита | 140.2 - 270.7 360.3 275.6 16.4 | 79.1 2.7 - 5.3 7.1 5.4 0.4 | 114.4 1766.1 136.9 1389.7 902.7 - | 2.6 0.3 40.9 3.2 32.1 20.9 - |
ИТОГО | 5106.2 | 3421.8 |
Кредитная система СССР была представлена в основном банковскими учреждениями. Кредитные организации небанковского типа и парабанковские кредитные организации, такие, как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита и другие, были ликвидированы в процессе социалистических преобразований кредитной сферы. Специальных финансово-кредитных организаций – страховых компаний, инвестиционных фондов, пенсионных фондов – в СССР не было, поскольку системы страхования и пенсионного обеспечения имели государственный характер и были составной частью государственных финансов.
Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства. Концепция реорганизации банковской системы, разработанная в 1987 г., предусматривала создание двухуровневой системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР, а нижний – вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк). На эти банки возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народно-хозяйственных комплексов. Госбанк должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики. Принципиальных изменений в кредитной сфере в результате реорганизации не произошло: сохранилось централизованное распределение ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному принципу, не были созданы условия для свободного перелива капитала и развития финансового рынка. Госбанк СССР, подчиняясь Правительству, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.
В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. Решающее значение для создания паевых и акционерных банков имели законы СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI "О кооперации в СССР" и от 30 июня 1987 г. № 7284-XI "О государственном предприятии". Закон "О кооперации" фактически отменил государственную монополию банковского дела. К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого периода характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков.
Специальное банковское законодательство включало принятые Верховным Советом РСФСР законы РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и № 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР". В настоящее время действуют новые редакции законов – "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности".
Современная кредитная система Российской Федерации. Российское законодательство дает узкую трактовку кредитной организации. Согласно закону "О банках и банковской деятельности" кредитная организация, это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Из этого определения следует, что российским законодательством кредитными организациями признаются лишь те, которые имеют лицензию Банка России на проведение банковских операций. Прочие организации, предоставляющие займы в различных формах и другие услуги, аналогичные кредитным (лизинговые, факторинговые и др.), но не имеющие лицензии Банка России на осуществление банковских операций, кредитными не считаются. Кредитные организации бывают двух видов – банки и небанковские кредитные организации.
Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом допустимые сочетания банковских операций для таких кредитных организаций должен устанавливать Банк России. В настоящее время Банк России выделил три типа небанковских кредитных организаций – расчетные, депозитно-кредитные небанковские кредитные организации и небанковские кредитные организации инкассации. Из данного перечня следует, что ни факторинговые, ни лизинговые, ни другие подобные им организации, ни кредитные кооперативы не отнесены к кредитным небанковским организациям.
Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение – обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг, проводить расчеты по пластиковым картам, инкассировать денежные средства, платежные и расчетные документы, осуществлять кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами. Эти организации представляют отчетность в Банк России и их деятельность регулируется последним, как деятельность банков. Учет всех своих операций они также осуществляют как банковские кредитные организации. Например, небанковская кредитная организация ЗАО "Петербургский расчетный центр (ПРЦ)" выполняет на основании договора с Банком России функции расчетного центра ОРЦБ (организованного рынка ценных бумаг) и обеспечивает денежные расчеты участников биржевых торгов по заключенным сделкам.
Небанковские кредитные организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. В настоящее время в РФ функционируют две небанковские кредитные организации инкассации. НКО РОСИНКАС (Российское объединение инкассации) выполняет государственный заказ по обеспечению налично-денежного обращения в стране. Для ее решения Объединение и входящие в него управления инкассации производят перевозку ценностей резервных фондов Банка России, инкассацию денежной выручки в городах и других населенных пунктах РФ, оказывают услуги по перевозке ценностей и охране объектов, обслуживанию сетей банкоматов. В его круг задач входит также подкрепление наличностью предприятий и учреждений для выплаты заработной платы.
Небанковские депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от последних, обеспечивать доверительное управление денежными средствами и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. При этом запрещены следующие банковские операции: 1) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; 2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 3) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 5) купля-продажа иностранной валюты в наличной форме; 6) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 7) осуществление перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Этим организациям не разрешено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом. Банк России осуществляет надзор за их деятельностью, устанавливает обязательные экономические нормативы и требования по созданию резервов и ограничению рисков.
По содержанию своей деятельностик кредитным организациям могут быть отнесены (хотя Банк России их не считает таковыми) создаваемые на основе других законодательных актов кредитные кооперативы, кредитные союзы, общества взаимного кредита, лизинговые, факторинговые, финансовые и другие организации, осуществляющие кредитные операции без лицензии ЦБ РФ.
Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании банков, количество которых составляет около 1 100, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций), отсутствии единых подходов к надзору за их деятельностью. Появился заметный слой кооперативных учреждений мелкого кредита, который насчитывает уже более 300 организаций. Однако их размер и ресурсы несопоставимы пока с коммерческими банками. В то же время создано значительное число других финансовых организаций, не входящих в кредитный сектор (негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний). Эти организации все активнее конкурируют с банками и другими кредитными организациями за привлечение ресурсов, осваивают новые финансовые услуги, не являющиеся по форме банковскими, но аналогичные им по своему содержанию.