Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции
Сравнимая товарная продукция – все виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период. Несравнимая товарная продукция – все виды единичного производства, а так же серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное и массовое производство.
Затраты на 1 руб. товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах.
На отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:
1. изменение объёма и структуры продукции;
2. изменение себестоимости продукции;
3. изменение цен на продукцию.
При росте удельного веса тех изделий, затраты на 1 руб. которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на 1 руб. товарной продукции против плана снизится. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на 1 руб. товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на 1 руб. товарной продукции растут. Для анализа себестоимости определяют её структуру, поэтому анализируют затраты по экономическим элементам. Это даёт возможность определять направление снижения затрат и выявлять резервы снижения себестоимости. Различные показатели связаны с изменением структуры затрат. Увеличение удельного веса заработной платы является следствием увеличения трудоёмкости продукции. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда. По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства. Уменьшение доли заработной платы и одновременно рост доли амортизации свидетельствуют о повышении технического уровня производства и росте производительности труда. Снижение удельного веса заработной платы является результатом увеличения доли покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации. Необходимо так же проанализировать косвенные расходы: цеховые и общехозяйственные, которые занимают значительный удельный вес в структуре себестоимости. В процессе анализа косвенных расходов должны быть выявлены причины их изменения.
Резервы снижения себестоимости:
1. экономия затрат по заработной плате;
2. снижение материальных затрат;
3. сокращение расходов на содержание основных средств;
4. экономия косвенныхрасходов.
Тема 2.7 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Источником информации является бухгалтерский баланс и приложение к нему. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию. Прибыль отражает положительный финансовый результат, а убытки – отрицательный или показывают ошибки, просчёты в направлении использования средств, ставя хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключая банкротство. Относительным показателем финансового результата является рентабельность. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.
Основными задачами анализа являются:
1. оценка динамики показателей балансовой прибыли;
2. выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли;
3. оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.
Размер прибыли от реализации продукции зависит от:
1. изменения продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы. Этот фактор прямо пропорционально влияет на изменение прибыли;
2. изменения полной себестоимости объектов реализации. Фактор находится в обратной зависимости;
3. изменения объёма реализации. Этот фактор может оказывать различные воздействия на сумму прибыли. При увеличении объёма реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается;
4. изменения структуры и ассортимента реализованной продукции. Фактор так же оказывает различные влияния: с увеличением доли рентабельных изделий в общем объёме реализации сумма прибыли возрастает.
Рентабельность отдельного вида изделий зависит от:
1. уровня продажных цен;
2. уровня себестоимости продукции.
На рентабельность предприятия оказывают влияние следующие факторы:
1. изменение структуры и ассортимента продукции;
2. изменение себестоимости;
3. изменение уровня цен;
4. изменение прибыли от продажи.
Основными резервами прибыли и рентабельности являются:
1. увеличение объёма реализованной продукции;
2. повышение цен;
3. снижение себестоимости;
4. повышение качества.
Раздел 3 Оценка финансового состояния и деловой активности
Предприятия
Тема 3.1 Финансовый анализ, его содержание и методы
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия. Финансовое состояние проявляется в платежеспособности хозяйствующего субъекта, в способности вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату, вносить платежи в бюджет. Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности. Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Одним из важнейших приемов является чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. Одним из методов финансового анализа является трендовый анализ, который позволяет осуществить сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд. Тренд – основная тенденция динамики показателей, исключающая случайное влияние и индивидуальные особенности отдельных периодов. С помощью тренда определяют возможное значение показателей в будущем.
Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности:
1. горизонтальный (временной) анализ – позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом;
2. вертикальный (структурный) анализ – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3. анализ относительных показателей (коэффициентов) – позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности и определить взаимосвязи показателей;
4. факторный анализ – позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования;
5. сравнительный (пространственный) анализ – может осуществляться как внутри предприятия, так и вне (сравнение показателей данного субъекта с показателями конкурирующих предприятий).