Организация конкурсного отбора проектов
Лекція 11. КОНКУРСНЫЙ ОТБОР ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Вопросы темы:
Роль конкурсов в инвестиционной деятельности
Организация конкурсного отбора проектов
РОЛЬ КОНКУРСОВ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными участниками инвестиционного процесса являются инвесторы, заказчики объектов инвестирования, разработчики инвестиционных проектов и исполнители, реализующие принятый инвестиционный проект. При этом, чем выше привлекательность проекта (уровень доходности, объемы финансирования, перспективы расширения сфер влияния в результате реализации проекта и т.д.), тем больше желающих стать субъектами инвестиционного процесса.
Одним из обоснованных способов формирования наиболее эффективного состава участников инвестиционного процесса из множества претендентов является их конкурсный отбор.
Государственные и муниципальные органы управления в инвестиционном процессе выступают как минимум в двух качествах.
С одной стороны, они выступают как заказчики, заинтересованные в развитии инфраструктуры народного хозяйства, повышении уровня доходов в бюджет и их эффективном использовании. Управление решением стратегических и тактических задач осуществляется на основе разработанных программ социального и экономического развития. В этих программах определены объекты инвестирования и сроки их ввода в эксплуатацию.
В то же время, органы управления являются инвесторами, распоряжающимися бюджетными средствами.
При реализации таких программ естественным состоянием является дефицит бюджетных ресурсов. Поэтому важным условием выполнимости программ считается рациональное использование ограниченных бюджетных средств при максимальном привлечении других инвестиционных ресурсов.
Важным средством реализации данного условия является использование системы конкурсного формирования состава участников инвестиционного процесса.
Основными задачами конкурсного отбора являются:
§ решение социально-экономических задач региона за счет ускорения внедрения важных объектов инвестирования;
§ стимулирование разработки инвестиционных проектов, позволяющих внедрять объекты с максимальным учетом интересов заказчика (органов управления федерации или территории);
§ минимизация расходов бюджетных средств за счет привлечения ресурсов других инвесторов, фактически стимулирование их инвестиционной активности.
Для того, чтобы успешно решать указанные задачи надо максимально выполнить ряд требований к организации конкурсов.
Отметим следующие из них:
o правовые гарантии защиты интересов претендентов, победителей конкурса;
o проведение открытых конкурсов, что позволяет значительно расширить состав претендентов на победу в конкурсе;
o наличие времени, достаточного для подготовки претендентами заявок на участие в конкурсе;
o единые для всех претендентов требования к оформлению заявок на участие в конкурсе;
o объективность сравнительной оценки инвестиционных проектов претендентов.
Для этого надо выработать обязательные для исполнения всеми участниками конкурса правила их проведения. Эти правила должны свести к минимуму влияние субъективных факторов на принятие решений при оценке и отборе конкурирующих проектов.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ПРОЕКТОВ
Для того чтобы получить финансовую поддержку из бюджета инвестиционный проект должен стать победителем конкурса.
Порядок проведения конкурсов регламентируется документами, утвержденными организаторами конкурса.
Например, конкурсы на федеральном уровне регламентируются соответствующими положениями, утвержденными постановлением правительства. Применяется следующий порядок проведения конкурсного отбора проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Министерство экономического развития и торговли совместно с Министерством финансов и другими федеральными органами определяют наиболее приоритетные направления, которым нужна поддержка.
В результате формируется заключительный перечень строек и объектов, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета.
Процесс формирования этого перечня таков:
Минфин и Минэкономики сообщают государственным заказчикам объем выделенных средств на инвестиционные нужды. Государственные заказчики разрабатывают предложения, включая технико-экономические обоснования с указанием сроков реализации проектов и объемами необходимых средств с разбивкой по годам. Предложения представляются в Минэкономики.
Включение заказчиков в перечень инвестиционных объектов допускается в условиях, если переходящие стройки обеспечены финансами полностью (предыдущие бюджеты).
Минэкономики, Минфин, государственный комитет по архитектуре, комитет по промышленной политике рассматривают эти предложения и отбирают лучшие на конкурсной основе.
Принятые в результате решения являются основанием для определения государственным заказчиком застройщика на основе проведения подрядных торгов.
При этом подрядчик не может превысить объемы бюджетного финансирования и по каждому проекту предоставляет объемы необходимых средств с разбивкой по годам.
Заказчик сообщает о выбранном подрядчике в Минэкономики, а также в 10-дневный срок предоставляет полученные сведения в Минфин и Центральный банк, которые доводят до сведения государственных заказчиков, подрядчиков и других юридических лиц, участвующих в проекте, сведения о выделенных объемах государственных централизованных капитальных вложений (ГЦКВ).
Для открытия финансирования ГЦКВ на безвозмездной основе государственный заказчик предоставляет в Минфин выписки из утвержденного перечня строек и государственный контракт с указанием объемов финансирования и сроков.
Финансирование государственных заказчиков производится путем перечисления Минфином средств в течение месяца после утверждения перечня. При этом аванс выплат осуществляется в пределах плановых назначений и регулируется с учетом фактически произведенных затрат.
Государственные заказчики перечисляют средства подрядчикам (застройщикам), которые должны предоставить в уполномоченный банк:
- титульный список (паспорт) стройки;
- государственный контракт;
- сводные сметные расчеты;
- заключения государственной вневедомственной, экологических и других экспертиз;
- уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ.
Финансирование из бюджета на возмездной основе осуществляется по аналогичной процедуре. Цена этих средств существенно ниже, чем рыночных кредитов.
Перечень уполномоченных банков определяется правительственной комиссией и Центральным банком.
Выделенные средства перечисляются в коммерческие банки, которые осуществляют финансирование на основе договора займа.
При заключении договора займа застройщики предоставляют те же документы, а так же расчет срока возврата суммы займа и процентов за пользование.
Общий срок пользования средствами федерального бюджета и дата их возврата устанавливается в договорах займа с учетом продолжительности строительства и производственными мощностями.
Коммерческие банки должны осуществлять контроль за использованием средств строго по целевому назначению. Их нельзя использовать на предоставление кредитов, покупку валюты и другие банковские операции.
Конкурсы, проводимые администрацией Новосибирской области, регламентированы документами, утвержденными губернатором области.
Рассмотрим порядок проведения конкурса администрацией Новосибирской области.
Организация и проведение конкурсного отбора осуществляется специальной конкурсной комиссией, утвержденной губернатором.
Конкурсный отбор инвестиционного проекта осуществляется в следующей последовательности.
1. Не позднее, чем за два месяца до начала конкурса инвестиционных проектов организаторы публикуют объявление о его проведении в своих официальных средствах массовой информации.
В объявлении указываются: конкретные цели проведения конкурса, места, сроки и порядок представления заявки на участие в конкурсе. Определяется состав документов, включаемых в заявку (заявление, бизнес-план инвестиционного проекта, сведения об экономическом состоянии претендента, другая дополнительная информация по усмотрению организаторов конкурса).
2. Все заявки на предварительном этапе проходят независимую экспертизу.
Целями проведения экспертизы являются оценка проекта по следующим критериям:
- определение соответствия представленных проектов приоритетным направлениям инвестиционной деятельности Новосибирской области;
- снижение риска при принятии решений по оказанию государственной поддержки;
- оценки соответствия качественных и количественных показателей проекта параметрам представленного бизнес – плана.
Все эксперты оценивают проект в баллах по каждому критерию. Каждая оценка обосновывается. Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов. На основе оценок экспертов рассчитывается общая взвешенная средняя оценка каждого проекта. Если проект получил среднюю оценку ниже 2,5 баллов, то он не допускается для дальнейшего участия в конкурсном отборе.
3. Этап конкурсного отбора.
Конкурсный отбор проекта проводится специальной утвержденной губернатором конкурсной комиссией.
Критериями выбора победителей конкурса при прочих равных условиях является максимальный положительный эффект от реализации представленных на конкурс инвестиционных проектов, определяемый по показателям:
§ коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации проекта для его участников;
§ бюджетной эффективности, учитывающей влияние реализации инвестиционного проекта на областной бюджет;
§ экономической и социальной эффективности, учитывающей затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, но выходящие за пределы интересов собственно его участников
Победитель конкурса определяется простым большинством голосов членов конкурсной комиссии. Председатель комиссии при голосовании имеет два голоса. Результаты заседания конкурсной комиссии оформляются протоколом. Если в результате конкурса победители не определены, конкурсная комиссия имеет право закрыть конкурс и назначить новый, при этом издержки, которые понесли участники конкурса, не компенсируются.
По итогам конкурса Глава Администрации области издает распорядительный документ, где указываются перечень конкретных действий по оказанию государственной поддержки победителям конкурса в соответствии с законодательством Новосибирской области.