Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации
Фин контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хоз-я и органами гос власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин решений.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: гос фин контроль и негос фин контроль (аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль).
Государственный финансовый контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых органами гос власти, а также специальной созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хоз-я и органами гос власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования фин ресурсов гос-ва.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный ФК, общественный контроль.
Выделяют следующие формы фин контроля.
Признак классификации | Формы финансового контроля |
Время проведения контроля | Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля | Внешний, внутренний |
Место проведения контроля | Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала (информации) | Сплошной, выборочный |
Характер источников контроля | Документальный, фактический |
Периодичность проведения контроля | Систематический, периодический, единовременный |
Полнота охвата проверяемых вопросов | Комплексный, тематический, встречный |
Повторяемость изучения источников контроля | Первичный, повторный, дополнительный |
При проведении ФК используют определенные методы: Обследование. Проверка. Ревизия Надзор. Мониторинг.
Пути совершенствования ФК в РФ.
Совершенствование ФК в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.
- принятие единой концепции гос ФК.
- определении органа, обладающего статусом высшего контрольного органа.
- переход к аудиту эфф-ти гос расходов
- решение нецелевого использования бюджетных средств.
- закрепить основы проведения ревизии
- исключить дублирование действий контрольных
- повышение эфф-ти налогового контроля;
- использование новых информационных технологий;
10. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, организационная структура. Эффективность государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль – совокупность действий и операций, осуществляемых органами гос власти, а также специальной созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хоз-я и органами гос власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования фин ресурсов гос-ва.
Гос ФК охватывает не только гос сектор эк-ки, но и распространяется на субъекты хоз-я всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового зак-ва, выполнения гос и муницип заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эфф-ти предоставления и законности использования налоговых льгот. Объектом гос ФК выступают все ден отношений, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием фин ресурсов гос-ва.
Внутри гос фин контроля можно выделит следующие виды:
1. по отношению к ветвям гос власти: контроль, осуществляемый законодательными органами гос власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию фин нарушений и др.
Президентский контроль в РФ, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам гос финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством.
2. По отношению к уровню гос власти выделяют: федеральные органы гос фин контроля и региональные органы гос фин контроля. К федеральным органам относятся: Счетная палата, Министерство финансов и его федеральные службы. К региональным: контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольные органы администрации субъектов РФ.
3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции – осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (Счетная палата, Главное контрольное управление Президента и т.д.); органы отраслевой компетенции (ФССН); органы межотраслевой компетенции (ФНС, Федеральная таможенная служба).