Теоретические указания. Дебиторская задолженность–это временное отвлечение средств из оборота
Дебиторская задолженность–это временное отвлечение средств из оборота, а кредиторская–временное привлечение средств в оборот. Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятия.
Уровень дебиторской задолженности определяют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др.
Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет большое значение в периоды инфляции, когда иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.
Управление дебиторской задолженностью включает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.
Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительный фактор, так как:
· Чем больше период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов;
· в условиях инфляции возвращаемые должниками средства обесцениваются, и предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ.
· так как дебиторская задолженность является одним из видов активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник, то поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности связано с соответствующими затратами.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности выполняется по данным аналитического учета ежемесячно. Основная цель анализа–это ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Источниками информации является форма №5 (приложение к балансу) позиция 2, бухгалтерский баланс и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 1 - Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности
Показатели | Алгоритм расчета |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов. | |
Период погашения дебиторской задолженности, дней | |
Доля дебиторской задолженности в общей сумме текущих активов, % | |
Коэффициент загрузки дебиторской задолженности | |
Доля сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме задолженности, % |
Условные обозначения:
В–выручка, тыс. руб. (ф. №2 приложение к балансу строка 010);
ДЗ–дебиторская задолженность, тыс. руб. (ф. №5 приложение к балансу);
Д–анализируемый период, дней;
ТА–текущие активы, тыс. руб. (строка 290 баланса)
СДЗ–сомнительная дебиторская задолженность, тыс. руб. (ф. №5 приложение к балансу).
Примечание: В том случае, если анализ проводится за два периода (отчетный) и за соответствующий период предыдущего периода, то расчеты ведутся по средним величинам.
Таблица 2- Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности
Показатели | Алгоритм расчета |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, оборотов | |
Период погашения кредиторской задолженности, дней | |
Доля кредиторской задолженности в общей сумме задолженности, % | |
Доля кредиторской задолженности на 1 рубль выручки |
Условные обозначения:
КЗ–кредиторская задолженность, тыс. руб. (баланс предприятия строка 620 или приложение ф. №5 позиция 2);
КЗср–средняя величина кредиторской задолженности;
Дкз–доля кредиторской задолженности, %;
ЗК–заемный капитал, тыс. руб. (баланс предприятия строка 590 и 690);
С–полная себестоимость реализованной продукции (форма №2 строка 020+ стр.030 + стр.040).
По выполненным расчетам выполнить анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и разработать мероприятия по улучшению финансового положения предприятия. Таковыми могут быть:
· постоянный контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение ДЗ создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым увеличение дополнительных источников финансирования;
· расширения рынков сбыта и увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам;
· контроль за состоянием расчетов по просроченным задолженностям;
· своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности;
· расширение системы авансовых платежей и платежей с предоставлением скидки с договорной цены при условии сокращения периода погашения дебиторской задолженности.
Расчет предоставления скидки с договорной цены.
В основу расчетов закладываются подходы, базирующие на учете детализации падения покупательной способности денежной единицы. Основными показателями для расчетов являются индекс цен ( ) и коэффициент падения покупательной способности денежной единицы ( ). Сокращая период погашения ДЗ, можно уменьшить величину косвенных потерь. Величина косвенных потерь зависит от двух факторов: уровня инфляции и количества дней, на которое сокращается период погашения дебиторской задолженности. Расчеты выполняются с помощью таблицы «Динамика коэффициента падения покупательной способности рубля» (смотри Приложение А) и используются следующие формулы:
1) Снижение потерь (экономия) в связи с сокращением периода погашения дебиторской задолженности с каждой тысячи:
, (5.1)
где Кп1–коэффициент падения покупательной способности рубля при фактическом сроке погашения дебиторской задолженности (Приложение А);
Кп2–коэффициент при планируемом сроке погашения ДЗ (Приложение А).
2) Экономия от неиспользования дополнительной ссуды банка с каждой тысячи:
(5.2)
где %БК–годовой процент за пользование банковским кредитом;
DД–планируемое сокращение периода погашения дебиторской задолженности, дней:
, (5.3)
где Дф–фактический срок погашения ДЗ, дней;
Дпл–планируемый срок погашения ДЗ, дней.
Общая экономия с каждой тысячи составит:
, (5.4)
Процент скидки:
, (5.5)
Варианты заданий к практической работе 5 «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности»
Исходные данные по вариантам | ||||||
Объем реализации по плану, тыс.руб. | ||||||
Объем реализации по плану, тыс.руб. | ||||||
Дебиторская задолженность на НП, тыс.руб | ||||||
Дебиторская задолженность на КП, тыс.руб | ||||||
% инфляции | 17,5 | 17,5 | 17,5 | |||
Текущие активы на НП, тыс.руб. | ||||||
Текущие активы на КП, тыс.руб. | ||||||
Сомнительная дебиторская задолженность на начало периода, тыс.руб. | ||||||
Сомнительная дебиторская задолженность конец периода, тыс.руб. | ||||||
% банковского кредита | ||||||
Себестоимость по плану, тыс.руб | ||||||
Себестоимость по отчету, тыс.руб | ||||||
Кредиторская задолженность на НП, тыс.руб. | ||||||
Кредиторская задолженность на КП, тыс.руб. |
Контрольные вопросы
Вариант 1 1.Что такое дебиторская задолженность и в каком разделе баланса она отражается? 2.Какие факторы определяют уровень дебиторской задолженности? 3.К чему приводит ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности? 4.Основные пути ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. | Вариант 2 1. Что такое кредиторская задолженность и в каком разделе баланса она отражается? 2. Что такое сомнительная дебиторская задолженность? 3. Что включает в себя управление дебиторской задолженностью? 4. Основная цель анализа дебиторской и кредиторской задолженности. 5. Какое должно соблюдаться условие по периодам погашения ДЗ и КЗ? |
Литература
{5}, {11}, {12}
Практическая работа 6
« Анализ прибыли отчетного периода по абсолютным и относительным
Величинам»
Цель работы:
· закрепление теоретических знаний анализа структуры и динамики прибыли;
· приобретение практических навыков факторного анализа прибыли от продаж;
Средства обучения:
· методические указания;
· индивидуальные задания;
· калькуляторы
Порядок выполнения.
· по данным Вашего варианта заполнить таблицу в рабочей тетради;
· рассчитать относительные показатели;
· выполнить вертикальный и горизонтальный анализ прибыли;
· выполнить факторный анализ прибыли от реализации продукции;
· сформулировать выводы, разработать мероприятия по увеличению прибыли.
Теоретические указания.
Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики. Она является главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности.
В современных условиях роль прибыли в деятельности предприятий значительно возросла; показатель прибыли стал одним из важнейших при планировании и оценке их производственно-хозяйственной деятельности.
Прибыль более полно, чем себестоимость, отражает результаты всей деятельности предприятия, поскольку она непосредственно связана с реализацией продукции.
Для собственника имущества возрастание прибыли предприятия определяет не только рост благосостояния, но и приводит к увеличению фактической стоимости предприятия путем капитализации части прибыли.
Прибыль предприятия является важным критерием эффективности конкретной производственной деятельности и основным регулятором «перелива» капитала в производстве, где его использование наиболее эффективно.
Прибыль выполняет 2 важнейшие функции:
1. Характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
2. Является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета)
Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.
Формирование и распределение прибыли предприятия в настоящее время осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законом РФ «о налоге на прибыль предприятий и организаций», а также Инструкциями Государственной налоговой службы РФ.
На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.
Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:
Пв = Прп + Прф + Пвн (6.1)
Где Пв – валовая прибыль
Прп – прибыль от реализации продукции;
Прф – прибыль от реализации основных фондов, иного имущества предприятия;
Пвн – прибыль от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемым в себестоимость продукции:
Прп = Вд – НДС – А – И (6.2)
Где Вд – выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг);
НДС – налог на добавленную стоимость,
А – акцизы,
И – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью этих фондов и имущества (увеличенной на индекс инфляции).
Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.
Анализ валовой прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в размере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный анализ. В этом случае каждая позиции отчетности сравнивается с аналогичным показателем базового периода. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.
Модель имеет следующий вид:
Пб = TRч – СППТ – Ск – Су – Пупл + Ппол + Дуч + Д оп. проч – Роп.проч + Двнер – Рвнер, (6.3)
Где ТКч - «чистая» выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов), тыс. руб., СППТ – затраты на производство продукции, относящиеся к реализованной продукции, тыс. руб., Ск – коммерческие расходы, тыс. руб., Су – управленческие расходы, тыс.руб., Пупл – проценты к уплате, тыс. руб., Ппол – проценты к получению, тыс. руб., Дуч – доходы от участия в других организациях, тыс. руб., Доп.проч – прочие операционные доходы, тыс.руб., Роп.проч – прочие операционные расходы, тыс.руб., Рвнер – внереализационные расходы, тыс.руб.
Анализ каждого слагаемого аддитивной модели балансовой прибыли позволяет оценить поступления и направления использования финансовых ресурсов. Так рост операционных доходов, связанных с реализацией основных средств, сдачей имущества в аренду, характерен для предприятий, находящихся в кризисном финансовом состоянии.
Позитивным процессом является реализация неиспользуемых основных средств. В этом случае предприятие получает дополнительный источник финансирования и снижает сумму налога на имущество. Негативным процессом считается продажа необходимых предприятию активов. В этом случае снижается производственный потенциал.
Финансирование текущей деятельности отражается в аддитивной модели балансовой прибыли через показатели затрат на производство и реализацию продукции, коммерческих и управленческих расходов, операционных и внереализационных расходов. Для предприятий, находящихся в сложном финансовом состоянии, характерен высокий уровень управленческих расходов (по сравнению с затратами на производство и реализацию продукции).
Одной из главных причин неплатежеспособности является превышение расходов по основной деятельности над доходами, что делает реализуемую продукцию нерентабельной.
Выполнение вертикального и горизонтального анализа производится табличным методом (форма таблицы - в рабочей тетради).
Факторный анализ прибыли от реализации.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Наиболее важными факторами, от которых зависит прибыль от реализации продукции в целом оп предприятию являются:
· Объем реализации продукции. (Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит обратный процесс – уменьшение суммы прибыли);
· Структура реализации товарной продукции (соотношение удельных весов различных товаров к выручке от реализации.). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции сумма прибыли уменьшится;
· Себестоимость производства и реализации продукции. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот;
· Среднереализационные цены. (Изменении их уровня прямо влияет на сумму прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот).
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить одним из способов факторного анализа.
1) Изменение объема прибыли от реализации за счет изменения объема выручки:
Δ П1 = Δ В* / 100, где (6.4)
Δ П1 – изменение объема прибыли от реализации за счет изменения объема выручки, тыс. руб
Δ В – изменение объема выручки, тыс.руб
- Уровень рентабельности базовый, %
2) Изменение прибыли от реализации за счет изменения удельного веса себестоимости:
Δ П2 = Δ УВс* / 100 , где (6.5)
Δ П2 - изменение прибыли от реализации за счет изменения удельного веса себестоимости, тыс.руб.
Δ УВс – изменение удельного веса себестоимости,%
- выручка отчетного года, тыс.руб.
3) изменение объема прибыли от реализации за счет изменения коммерческих расходов, тыс.руб.
Δ П3 = Δ УВур* / 100 , где (6.6)
Δ П3 - изменение объема прибыли от реализации за счет изменения коммерческих расходов, тыс.руб.
Δ УВур – изменение удельного веса управленческих расходов,%
4) Изменение прибыли за счет управленческих расходов:
Δ П4 = Δ УВкр* / 100 , где (6.7.)
Δ П4 – изменение прибыли за счет управленческих расходов, тыс. руб.
Δ УВкр – изменение удельного веса коммерческих расходов,%
5) Общее изменение прибыли под воздействием всех факторов
Δ = Δ П1 + Δ П2 + Δ П3 + Δ П4 , (6.8)
где
Δ - Общее изменение прибыли под воздействием всех факторов
Варианты заданий:
Варианты 1, 2, 3
Наименование показателя | Отчетный период | Аналогичный период прошлого года | Отчетный период | Аналогичный период прошлого года | Отчетный период | Аналогичный период прошлого года |
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | ||||
Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). | 69 200 | 52 300 | 99 100 | 92 300 | 137 300 | 132 600 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг. | 47 136 | 34 380 | 64 415 | 58 887 | 90 240 | 94 540 |
Коммерческие расходы | 3 268 | 4 130 | 3 600 | 4 500 | 6 800 | 5 400 |
Управленческие расходы | 5 612 | 6 215 | 4 800 | 6 370 | 9 300 | 10 800 |
Проценты к получению | 1 860 | 1 900 | 2 100 | 3 300 | 6 500 | 4 300 |
Проценты к уплате | 2 100 | 2 760 | 1 800 | 2 600 | 5 450 | 6 720 |
Доходы от участия в других организациях | 3 820 | 3 100 | 7 300 | 6 800 | 7 800 | 9 200 |
Прочие операционные доходы | 1 100 | 2 350 | 1 740 | 1 800 | 8 400 | 10 100 |
Прочие операционные расходы | 8 350 | 10 200 | 6 700 | 8 400 | 2 600 | 3 800 |
Прочие внереализационные доходы | 16 210 | 14 800 | 5 300 | 4 200 | 3 100 | 4 600 |
Прочие внереализационные расходы | 1 584 | 1 600 | 2 800 | 3 100 | 4 200 | 5 320 |
Варианты 4, 5, 6
Наименование показателя | Отчетный период | Аналогичный период прошлого года | Отчетный период | Аналогичный период прошлого года | Отчетный период | Аналогичный период прошлого года |
Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 | ||||
Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). | 136 200 | 132 800 | 147 300 | 145 800 | 116 800 | 100 470 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг. | 89 085 | 93 226 | 111 064 | 85 400 | 78 300 | |
Коммерческие расходы | 8 600 | 10 200 | 4 820 | 3 640 | 5 600 | 4 320 |
Управленческие расходы | 5 300 | 7 560 | 5 360 | 7 280 | 3 300 | 1 200 |
Проценты к получению | 4 850 | 5 600 | 8 120 | 6 700 | 4 610 | 3 654 |
Проценты к уплате | 2 700 | 3 740 | 4 960 | 3 200 | 5 100 | 2 400 |
Доходы от участия в других организациях | 7 350 | 6 280 | 6 380 | 4 180 | 6 720 | 8 500 |
Прочие операционные доходы | 3 100 | 4 300 | 1 900 | 2 300 | 1 600 | |
Прочие операционные расходы | 10 720 | 11 800 | 11 300 | 12 400 | 4 920 | |
Прочие внереализационные доходы | 2 820 | 4 826 | 2 700 | 3 400 | 2 300 | 1 600 |
Прочие внереализационные расходы | 5 640 | 8 210 | 7 340 | 6 700 | 1 540 | 2 600 |
Вопросы для закрепления:
Вариант 1 1. Дайте характеристику внешних факторов, влияющих на сумму прибыли предприятия. | Вариант 2 1. Факторы учетной политики и их влияние на динамику показателей прибыли. |
Вариант 3 1. Как внереализационная деятельность предприятия отражается на балансовой прибыли? | Вариант 4 1. Дайте характеристику внутренних факторов, влияющих на сумму прибыли предприятия. |
Вариант 5 1. Дайте характеристику степени влияния издержек производства на прибыль от реализации продукции. | Вариант 6 1. Структура балансовой прибыли. Факторы, влияющие на её величину. |
Литература
{5}, {11}, {12}
Практическая работа 7
«Анализ рентабельности продаж»
Цель работы:
· закрепление теоретических знаний анализа показателей рентабельности;
· приобретение практических навыков выполнения факторного анализа рентабельности продаж.
Средства обучения:
· методические указания;
· индивидуальные задания;
· калькуляторы
Порядок выполнения:
· по данным практической работы 6 выполнить факторный анализ рентабельности продаж;
· сформулировать выводы по результатам анализа;
· разработать мероприятия по росту рентабельности продаж
Теоретические указания.
Для целей анализа и оценки деятельности предприятий широко используются показатели рентабельности, характеризующие относительную величину прибыли.
Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена прибыль. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции.
Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия; она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств.
Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется как процентное отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции
Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.
Повышение уровня рентабельности является важнейшей характеристикой улучшения работы предприятия и повышения ее эффективности. Основными путями повышения уровня рентабельности являются, с одной – улучшение использования материальных и трудовых ресурсов предприятия, основных фондов и оборотных средств.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) Показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. [3.,Стр. 522] Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) – это отношение валовой (ВП) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
, или , где ( 7.1)
- рентабельность затрат на производство
- прибыль от реализованной продукции
- затраты по реализованной продукции
ЧП – чистая прибыль
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию и отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) – это отношение прибыли от реализации продукции (Rрп), работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
, или (7.2)
- рентабельность продаж
В – выручка
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продукции. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельно по видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного производственного капитала и т.д.
; ; (7.3)
- рентабельность капитала
БП – балансовая прибыль
KL - среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала
Анализ уровня и динамики рентабельности. Эффективность использования потребленных средств (затрат) характеризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с показателем рентабельности продаж (оборота) является оценочным при исследовании спроса на продукцию. Рентабельность производственных фондов можно определить как по балансовой, так и по чистой прибыли )остающейся в распоряжении предприятия).
Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Основными задачами анализа рентабельности производственных фондов являются:
· Оценка показателя рентабельности в динамике;
· Выявление и измерения действия различных факторов на уровень рентабельности;
Определение мероприятий, возможных резервов дальнейшего роста рентабельности.
Последовательность выполнения анализа рентабельности продаж.
Выполним расчет влияния факторов на изменение рентабельности способом цепных подстановок:
Rпп = * 100, % (7.4)
Объект анализа Δ R = Rоп - Rпп, % (7.5)
Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности, дается общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяют количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (используя метод цепных подстановок). По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованию всей совокупности факторов.
Факторный анализ рентабельности
Для факторного анализа используется метод цепных подстановок, последовательно заменяя базовые показатели отчетными:
1) Влияние изменения выручки на рентабельность:
(7.6)
- выручка отчетного года
- себестоимость базовая
- коммерческие расходы базовые
- управленческие расходы базовые
ΔR1 = R1- (7,7)
ΔR1 - изменения выручки на рентабельность
2) Влияние изменения себестоимости:
(7.8)
- себестоимость отчетного года
ΔR2 = R2 – R1 (7.9.)
ΔR2 – изменение рентабельности под воздействием себестоимости
3) Влияние изменения коммерческих расходов:
(7.10)
- коммерческие расходы в отчетном периоде
ΔR3 = R3 – R2 (7.11)
ΔR3 – изменение рентабельности под воздействием коммерческих расходов
4) Влияние изменения управленческих расходов:
(7.12)
- управленческие расходы в отчетном периоде
ΔR4 = R4 – R3 (7.13)
ΔR4 - изменение рентабельности под воздействием управленческих расходов
5) Общее отклонение от плана по уровню, рентабельность составляет:
ΔRобщ = ΔR1 + ΔR2 + ΔR3 + ΔR4 (7.14)
ΔRобщ - Общее отклонение рентабельности от плана по уровню
На основании анализа прибыли и рентабельности разрабатываются мероприятия по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности на предприятии.
Литература
{5}, {11}, {12}
Практическая работа 8
«Анализ эффекта финансового рычага»
Цель работы:
· закрепление теоретических знаний;
· приобретение практических навыков анализа эффекта финансового рычага.
Средства обучения:
· методические указания;
· индивидуальные задания;
· калькуляторы
Порядок выполнения работы:
· заполнить таблицу исходными данными Вашего варианта;
· выполнить расчет недостающих показателей;
· сформулировать выводы по каждому заданию
ЗАДАНИЕ 1
Определить чистую прибыль, рентабельность собственного капитала и степень финансового риска предприятия при различных объемах заемного капитала.
Ситуация А - предприятие не имеет заемного капитала.
Ситуация Б – доля заемного капитала - 50%
Ситуация В – доля заемного капитала - 60 %.
Предусмотреть три вида экономической ситуации:
· благоприятная – экономическая рентабельность 30%
· средний уровень экономической ситуации – рентабельность 25%
· ситуация неудовлетворительная – рентабельность 5%.
Процентная ставка по кредитам – 25%
Налог на прибыль - 24%
Варианты
Показатели | Варианты заданий | ||||||
Валюта баланса,тыс.руб | |||||||
Прибыль от продаж, тыс. руб. При уровне рентабельности 5% |