Финансово-кредитная система
Финансовый менеджмент
Наталья Валерьевна Якушина
Экзамен - 17 января
Семинар
Кредиты и вклады (Банковские операции)
Дисконтирование – приведение разрозненных во времени денежных платежей к одному моменту времени. Считается только с использованием сложных процентов.
См. задачи 1 и 2 на листах.
Лекция 1
Сущность и функции финансов
Термин «финансы» появился в конце 13 века. Финансы – это экономические денежные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств для решения социальных, политических и экономических задач государства.
4 признака финансовых отношений:
1) наличие денежных отношений
2) субъекты, участвующие в финансовых отношениях, наделяются различными полномочиями. У одной из сторон их всегда больше.
3) должны формироваться фонды денежных средств
4) регулярное поступление денежных средств в бюджет обеспечивается за счет придания налогам и сборам государственно-принудительного характера
Предпосылки возникновения финансов:
1) После буржуазных революций в Европе сформировался парламент и возникло понятие бюджета. Казной распоряжался глава государства, бюджетом – парламент.
2) формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникла система государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
3) налоги стали собираться преимущественно в денежной форме.
Этапы развития финансов:
1) неразвитая форма финансов – непроизводственный характер финансов. Т.е. основная часть денежных средств от бюджета расходовалась на содержание двора и на военные нужды. При этом практически не оказывала влияния на экономику. Ограниченная финансовая система.
2) Развитая форма финансов – производственный характер финансов.
20-25% направляется на развитие экономики. Множество звеньев финансово-кредитной системы.
Функции финансов:
1) распределительная
Совокупный общественный продукт (СОП) – вся стоимость, созданная государством за определенный срок с учетом ранее произведенных вложений.
2) контрольная. Финансовый контроль бывает общегосударственным, внутрихозяйственный, независимый+ общественно-финансовый контроль.
Общегосударственный контроль осуществляется:
- Счетной палатой: проверяет своевременность и полноту использования доходных и расходных статей бюджета, законность и своевременность движения денежных средств по банковским счетам, проводит финансовую экспертизу проектов ФЗ, определяет эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств и использования федеральной собственности.
- Федеральное казначейство: следит за своевременностью и полнотой поступления налогов и других обязательных платежей, распределяет поступившие средства между уровнями бюджетной системы, а также между получателями и получателями-распределителями бюджетных средств, осуществляет анализ финансового состояния государственных финансов.
12.09
Казначейство входит в Минфин.
Контрольно-ревизионное управление: имеет федеральный, региональный и местный уровень.
- Осуществляет контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих организациях, если они получают средства из бюджета.
Центральный банк:
- организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране
- осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков
Налоговая инспекция:
- осуществляет оперативный финансовый контроль
- проверяет полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей
Внутриведомственный (внутрихозяйственный) финансовый контроль:
- Бухгалтерия
- Аналитический отдел
- Финансовый отдел
- Экономический отдел
- Плановый отдел/центры бюджетирования
К каждому отделу найти финансовую сферу деятельности.
Независимый финансовый контроль:
а) внешний независимый контроль осуществляется независимой аудиторской фирмой и включает:
1. Проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности
2. Экспертиза финансово-хозяйственного состояния компании.
3. Оценка платежеспособности - способность расплатиться по всем долговым обязательствам
4. Рекомендации по налоговой оптимизации, по финансовой стратегии
б) внутренний независимый контроль осуществляется аудиторской службой самого предприятия
Финансово-кредитная система
Финансово-кредитная система - совокупность различных сфер/звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов, а также различной ролью в экономике страны
ФКС делится на централизованную и децентрализованную части.
1. Централизованная:
1.1. Бюджет
1.2. ВБФ (внебюджетные фонды)
1.3. Страхование звено
1.4. Кредитное звено
1.5. Инвестиционное звено
2. Децентрализованная часть
2.1. Финансы предприятий и организаций
2.2. Финансы домохозяйства
! Централизованная часть контролируются законодательно.
Бюджет:
формирование фондов осуществляется путем принудительного изъятия части доходов физических и юридических лиц
расходуются на безвозмездной основе
задача: обеспечение определенных темпов развития экономики страны
Внебюджетные фонды:
формируются и расходуются так же, как и бюджет
задачи: обеспечение определенного социального уровня жизни населения или экономическая поддержка отдельных отраслей или регионов
не ниже минимально допустимого уровня
Страховое звено:
формируются путем принудительного изъятия части доходов либо на добровольной основе
используются на возмещение ущерба в пределах оплаченной страховой ответственности
задачи: обеспечение непрерывности процесса производства/деятельности
Кредитное звено:
формируются фонды путем мобилизации временно свободных денежных средств физ. и юр. лиц
расходуются на принципах возвратности, платности и срочности
задача: повышение эффективности производства
Инвестиционное звено (фондовый рынок):
формируются фонды путем мобилизации временно свободных денежных средств
используются по принципу возвратности и платности
задачи: повышение эффективности использования средств
! Децентрализованная часть регулируется только НК РФ.
На след.неделю форма бух. баланса 12 или 13 года и отчет о фин. результатах
Кредит