Финансово-кредитная система

Финансовый менеджмент

Наталья Валерьевна Якушина

Экзамен - 17 января

Семинар

Кредиты и вклады (Банковские операции)

Дисконтирование – приведение разрозненных во времени денежных платежей к одному моменту времени. Считается только с использованием сложных процентов.

См. задачи 1 и 2 на листах.

Лекция 1

Сущность и функции финансов

Термин «финансы» появился в конце 13 века. Финансы – это экономические денежные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств для решения социальных, политических и экономических задач государства.

4 признака финансовых отношений:

1) наличие денежных отношений

2) субъекты, участвующие в финансовых отношениях, наделяются различными полномочиями. У одной из сторон их всегда больше.

3) должны формироваться фонды денежных средств

4) регулярное поступление денежных средств в бюджет обеспечивается за счет придания налогам и сборам государственно-принудительного характера

Предпосылки возникновения финансов:

1) После буржуазных революций в Европе сформировался парламент и возникло понятие бюджета. Казной распоряжался глава государства, бюджетом – парламент.

2) формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникла система государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3) налоги стали собираться преимущественно в денежной форме.

Этапы развития финансов:

1) неразвитая форма финансов – непроизводственный характер финансов. Т.е. основная часть денежных средств от бюджета расходовалась на содержание двора и на военные нужды. При этом практически не оказывала влияния на экономику. Ограниченная финансовая система.

2) Развитая форма финансов – производственный характер финансов.

20-25% направляется на развитие экономики. Множество звеньев финансово-кредитной системы.

Функции финансов:

1) распределительная

Совокупный общественный продукт (СОП) – вся стоимость, созданная государством за определенный срок с учетом ранее произведенных вложений.

2) контрольная. Финансовый контроль бывает общегосударственным, внутрихозяйственный, независимый+ общественно-финансовый контроль.

Общегосударственный контроль осуществляется:

- Счетной палатой: проверяет своевременность и полноту использования доходных и расходных статей бюджета, законность и своевременность движения денежных средств по банковским счетам, проводит финансовую экспертизу проектов ФЗ, определяет эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств и использования федеральной собственности.

- Федеральное казначейство: следит за своевременностью и полнотой поступления налогов и других обязательных платежей, распределяет поступившие средства между уровнями бюджетной системы, а также между получателями и получателями-распределителями бюджетных средств, осуществляет анализ финансового состояния государственных финансов.

12.09

Казначейство входит в Минфин.

Контрольно-ревизионное управление: имеет федеральный, региональный и местный уровень.

- Осуществляет контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих организациях, если они получают средства из бюджета.

Центральный банк:

- организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране

- осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков

Налоговая инспекция:

- осуществляет оперативный финансовый контроль

- проверяет полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей

Внутриведомственный (внутрихозяйственный) финансовый контроль:

- Бухгалтерия

- Аналитический отдел

- Финансовый отдел

- Экономический отдел

- Плановый отдел/центры бюджетирования

К каждому отделу найти финансовую сферу деятельности.

Независимый финансовый контроль:

а) внешний независимый контроль осуществляется независимой аудиторской фирмой и включает:

1. Проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности

2. Экспертиза финансово-хозяйственного состояния компании.

3. Оценка платежеспособности - способность расплатиться по всем долговым обязательствам

4. Рекомендации по налоговой оптимизации, по финансовой стратегии

б) внутренний независимый контроль осуществляется аудиторской службой самого предприятия

Финансово-кредитная система

Финансово-кредитная система - совокупность различных сфер/звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов, а также различной ролью в экономике страны

ФКС делится на централизованную и децентрализованную части.

1. Централизованная:

1.1. Бюджет

1.2. ВБФ (внебюджетные фонды)

1.3. Страхование звено

1.4. Кредитное звено

1.5. Инвестиционное звено

2. Децентрализованная часть

2.1. Финансы предприятий и организаций

2.2. Финансы домохозяйства

! Централизованная часть контролируются законодательно.

Бюджет:

формирование фондов осуществляется путем принудительного изъятия части доходов физических и юридических лиц

расходуются на безвозмездной основе

задача: обеспечение определенных темпов развития экономики страны

Внебюджетные фонды:

формируются и расходуются так же, как и бюджет

задачи: обеспечение определенного социального уровня жизни населения или экономическая поддержка отдельных отраслей или регионов

не ниже минимально допустимого уровня

Страховое звено:

формируются путем принудительного изъятия части доходов либо на добровольной основе

используются на возмещение ущерба в пределах оплаченной страховой ответственности

задачи: обеспечение непрерывности процесса производства/деятельности

Кредитное звено:

формируются фонды путем мобилизации временно свободных денежных средств физ. и юр. лиц

расходуются на принципах возвратности, платности и срочности

задача: повышение эффективности производства

Инвестиционное звено (фондовый рынок):

формируются фонды путем мобилизации временно свободных денежных средств

используются по принципу возвратности и платности

задачи: повышение эффективности использования средств

! Децентрализованная часть регулируется только НК РФ.

На след.неделю форма бух. баланса 12 или 13 года и отчет о фин. результатах

Кредит

Наши рекомендации