Сущность и необходимость аудита
Понятие аудита
Аудит — с английского переводится как "подсказчик", а с латыни — "он слышит", слушающий, выслушивающий. Это понятие возникло более 2-х тысяч лет назад. Так, в средневековой Европе, грамотные умеющие писать люди встречались крайне редко, поэтому аудитором стали называть человека, который должен был выслушивать отчеты должностных лиц. Позже его функции приобрели контрольный характер.
Аудит в любой стране — лишь элемент ее финансово — экономической системы, что определяет его содержание и функции. Наличие различных трактовок аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. В то же время, если внимательно рассмотреть определения аудита, существующие в странах, где он имеет достаточно глубокие корни, можно прийти к выводу, что основная суть аудита сводится к представлению обществу информации о степени возможного доверия к той или иной деятельности хозяйствующих субъектов.
В зарубежной и отечественной литературе нет единого мнения относительно сущности, содержания и цели аудита, что свидетельствует о том, что процесс его еще не закончен. При определении этого понятия за основу принимаются объекты аудита, его назначение, фактор независимости и другие обстоятельства. К нему часто относят различные виды деятельности, в том числе их сводят к независимой проверке, оценке данных, экспертизе.
Рассмотрим несколько определений аудита.
Аудит — это независимая лицензионная деятельность, основанная на договорных платных условиях, с целью выявления дальнейшего мнения аудитора по поставленному вопросу.
Независимость аудиторской проверки связана с тем, что аудитор независим в своих суждениях от государства, различных партий и течений, от проверяемого субъекта хозяйствования и т.д. В своей работе он руководствуется нормативно-правовой базой, действующей в республике (государстве), применяемыми в аудиторской практике стандартами, кодексом чести аудитора и т.д.
Аудиторская деятельность во всех странах является лицензионной. Порядок лицензирования аудиторов определяется в каждой стране самостоятельно. В Республике Беларусь порядок аттестации аудиторов определяет Совет Министров.
Аудиторские проверки осуществляются на договорной, платной основе. Только по инициативе заказчика и по установленным им вопросам может проводиться аудиторская проверка. Размер оплаты аудиторских услуг также отражается в договоре.
В результате проведенной работы аудитор должен выразить мнение по поставленным вопросам (проблемам) — подтверждение бухгалтерской и финансовой отчетности, налогообложения, приватизации, формирования уставного фонда, составления бизнес проектов, консультирования и т.д. В конечном счете — это является целью любой аудиторской проверки, по различным вопросам. Аудитор должен стремиться к тому, чтобы его мнение было объективным и давало пользователям достоверную информацию.
Наиболее популярно мнение, в зарубежной литературе, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов, т.е. отчет о качестве работы фирмы (банка) необходим для снижения риска о недостоверно полученной информации на основании которой будут сделаны выводы и приняты решения (об инвестициях, рентабельности, эффективности менеджмента и т.д.) (29, стр.5).
Информационный риск — вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения. Инвесторы, кредиторы, профсоюзы, правительственные и частные аналитики, принимая экономические решения, должны полагаться на то, что информация достоверна, но при этом делают поправку на то, что информация не застрахована от определенного риска. Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой информации; учитывая, что информационный риск невелик. Снижение риска появления неточных сведений в отчетности — одна из главных задач аудита. Особое значение имеет рассмотрение внешним аудитором релевантной информации, т.е. существенно значимой, которая может оказывать влияние на принятие управленческих решений (акционирование, инвестирование, приватизация, закрытие, присоединение и т.д.)
Основной предпосылкой такого контроля является взаимная заинтересованность заказчика (акционеров, владельцев, компаньонов и др.), государства и других лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности. В результате аудиторской проверки дается заключение с оценкой проверяемых вопросов. На основании аудиторского заключения пользователи информацией принимают соответствующее решение, в частности акционеры принимают решение об утверждении годового баланса. Заключение по наиболее крупным компаниям публикуют вместе с балансом, финансовым отчетом и счетом прибылей. Заключения независимых аудиторов должны соответствовать общепринятым стандартам, которые могут иметь модификацию либо опираться на экономические нормативы.
Международная практика доказывает, что использование аудиторов в дознании малоэффективно, аудиторские проверки должны носить профилактический характер.
Аудиторы не обязаны и не вправе подменять собой другие контролирующие органы. Аудиторы не могут присваивать себе их права (таможня, различные фонды и т.д.)
Целью внешнего аудита (Audit Objective)является проведение проверки в интересах внешних пользователей финансовой отчетности, а не для руководства компании. Руководство компании выступает исключительно как агент внешних пользователей финансовой отчетности, исполняя их волю. Аудитор самостоятельно (независимо от руководства компании) определяет объем аудита, избирает аудиторский подход; при этом он руководствуется только стандартами аудиторской деятельности, профессиональной этикой, своим опытом и знаниями.
Понятие ''аудиторство'' неравнозначно таким понятиям, как анализ хозяйственной деятельности, документальная комплексная ревизия, счетная проверка баланса или судебно-бухгалтерская экспертиза. Однако при осуществлении своей деятельности аудиторы нередко пользуются процедурами из этих и других областей учетной и контрольно-аналитической деятельности.
Аудиторская деятельность существенным образом отличается от проводимых ревизий, в чем частично может быть выражена ее сущность.
Ревизия — это составная часть системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. Основными задачами ревизии являются следующие:
· осуществление контроля за соблюдением государственной дисциплины, использованием государственных средств;
· сохранностью материальных и денежных ресурсов, правильностью постановки бухгалтерского учета;
· пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства, приписок.
Рассмотрим отличительные признаки аудита и ревизии по основным направлениям.
Таблица 2.1.
Отличительный признак | Ревизия | Внешний аудит |
Постановка задач | Определяется по планам государственных или других органов | Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) |
Задачи | Осуществление контроля за использованием государственных средств, сохранностью материальных и денежных ресурсов, правильностью постановки бух. учета; пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства | Установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, выявление недостатков и нарушений в деятельности |
Цель | Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных, сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений | Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. |
Субъект | Контрольно-ревизионный аппарат органов государственного управления, вышестоящих органов управления, штатные ревизоры данной организации | Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства |
Объект | Проверка соблюдения законодательства в области производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования | Система учета и отчетности предприятия |
Средства | Регламентируются государством («Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций »), разрабатываются внутренние инструкции. | Определяются общепринятыми Аудиторскими стандартами |
Методы | Фактический и документальный контроль | Общие методы с меньшей степенью точности и детализации |
Вид деятельности | Предпринимательская деятельность | |
Организация работы | Определяется ревизором самостоятельно | Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки |
Управленческие связи | в основе взаимоотношений лежит подчиненность и подотчетность перед вышестоящим органом. | Связи горизонтальные, аудитор и проверяемый субъект являются равноправными независимыми партнерами. |
Квалификация | Регламентируется государством | Регламентируется государством |
Оплата | Гарантированная заработная плата | Оплата предоставленных услуг по договору |
Отчетность | Акт ревизии — внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки | Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту |
Форма проведения | Обязательная | Добровольная и обязательная |
Инициаторы проверок | Государственные органы. | Добровольный аудит -собственники, администрация, правоохранительные органы, клиенты, компаньоны, рабочие и служащие банка. Обязательный -хозяйствующие субъекты, согласно законодательству. |
Пользователи | Ограниченный круг лиц, определяемый внутренним нормативным документом | Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности |
Конфиденциальность | Материалы ревизии могут быть опубликованы в печати | Аудитор не имеет права обнародовать полученную информацию |
Страхование ответственности | Не обязательно | Обязательно |
Плановость | Ревизия может носить как плановый, так и внезапный характер | Согласно договора |
Сроки проведения | По усмотрению назначающего ее органа | Проводится согласно законодательства и по договору. |
Нормативно-правовая база | Указ Президента №673 «Порядок проведения ревизии и проверок в Республике Беларусь» «О некоторых мерах по совершенствованию, координации деятельности контролируемых органов РБ и порядка применения ими экономических санкций» | Закон РБ «Об аудиторской деятельности» Указ Президента РБ от 12.02.04 №67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» Постановление «Об утверждении правил лицензирования аудиторской деятельности в банковской системе РБ» Кодекс этики аудиторов |
Кроме того, можно акцентировать внимание на следующих характерных чертах в отличии от ревизии аудита от ревизии:
- аудиторская проверка является добровольной (при обязательном аудите добровольна относительно выбора аудиторской организации, при инициативном аудите — в части необходимости ее проведения и выбора аудиторской организации);
- аудитор в своих суждениях остается независимым;
- аудиторская деятельность лицензионная;
- аудиторская проверка не преследует цели вскрытия ошибок для дальнейшего наказания;
- аудиторы проводят консультации;
- аудиторская проверка направлена в большей степени на рассмотрение рисков деятельности клиента, платежеспособности, ликвидности, финансового состояния субъекта хозяйствования, т.е. на проверку качества его работы в то время как, ревизия — на проверку соблюдения законодательства;
- аудитор не может и не обязан обнародовать полученные сведения;
- аудитор получает доход от выполненной работы, а ревизор гарантированную заработную плату;
- экономия средств государства;
- доброжелательность и квалификация аудитора — "работают" на его престиж (аудиторы должны стремиться к постоянному росту своего мастерства и совершенствованию методов работы, способствовать росту авторитета своей профессии);
- аудитор может снизить риски между партнерами в их обоюдной деятельности, такая задача у ревизоров не стоит;
- в отличие от ревизора, аудитор должен подтверждать не одну-две хозяйственные операции, а общие результаты финансово-хозяйственной деятельности клиента за значительный период.
- полученная аудитором информация является конфедициальной.
Конфиденциальность является одной из основных отличительных черт в отношениях с клиентом. Конфиденциальность должна сохраняться в ''интересах общества'', т.к., если не будет этого, клиент может отказаться от аудиторской проверки. Обязанность сохранения конфиденциальности — неотъемлемое условие договора между аудитором и его клиентом.
В международной практике бухгалтер или аудитор, которому стало известно о совершенном клиентом нарушенииили противозаконности действий, обычно не обязан информировать об этом внешние (по отношению к клиенту) властные структуры. Однако международные акты предусматривают отдельные случаи раскрытия информации.
Рассматривают — обязательное и добровольное раскрытие информации.
Обязательноераскрытие информации:
- подозрение в вовлечение в террористическую деятельность;
- подозрение клиента в измене;
- если это необходимо в ходе судебного разбирательства, например по указанию суда.
- когда раскрытие информации требуется или разрешается законодательными актами.
Существует ряд законодательных актов, в которых раскрытие информации соответствующими органами ставится выше обязанности сохранения конфиденциальности. Например, актом, требующим раскрытия информации, является Акт о торговле наркотиками (1986г.), Акт о банковском деле 1987г., а в качестве примера положения, одновременно допускающего и защищающего раскрытие информации, можно назвать Акт о финансовых услугах (1986г. FSA).
Добровольное раскрытие информации:
1. Если затронуты интересы общества, то при принятии решения о раскрытии информации аудитор должен учесть: сумму, о которой идет речь, в сравнении с размером вероятного финансового ущерба, действительно ли и в каком размере будут затронуты интересы общества, вероятность повторения события или причины, по которым клиент не хочет сам раскрывать эту информацию; серьезность вопроса. Перед принятием решения о раскрытии информации аудитор должен непременно обратиться за консультацией по этому вопросу к юристу. Все решения такого рода должны быть полностью отражены в рабочих документах.
2. Когда раскрытие информации необходимо для защиты интересов аудитора/бухгалтера. Например, раскрытие информации может быть сделано: для защиты от уголовных претензий, претензий связанных с нарушениями в уплате налогов, правовых преследований третьих лиц или о профессиональных дисциплинарных взысканиях, либо как обеспечение возможности обращения в суд по поводу взыскания гонорара.
Следует различать независимость аудита и независимость контроля. Первое есть отсутствие, какого бы то ни было влияния на формирование мнения аудитора о деятельности проверяемой организации и составления аудиторского отчета. Второе означает, что контроль возможен только в том случае, когда информация об одном и том же событии или факте поступает не менее чем от 2-х независимых друг от друга источников информации. Это дает возможность сравнивать и анализировать полученные данные и метод установления достоверности информации.
Одна из основных отличительных черт профессионального аудитора — его понимание ответственности перед обществом.
За проведенную работу аудитор несет ответственность перед заказчиком и пользователем информации. Причиной предъявления претензий к аудитору может быть невыявление злоупотреблений, ошибок или нестабильности финансового состояния или небрежное отношение аудитора к своим обязанностям. Степень виновности определяется судом.
В международной практике ответственность аудитора может рассматриваться с двух позиций:
1-х, нарушения требований законодательства,
2-х, может возникать в соответствии с общим правом — за непроявление должной тщательности и мастерства при проведении аудита.
В первом случае ответственность возникает перед государством, в последнем — перед клиентами или лицами, пострадавшими от результатов недобросовестно проведенного аудита. Ответственность перед государством определена системой штрафов и наказаний, в то время как размер ответственности перед клиентами и третьими лицами определяется в судебном порядке.
Для аудиторской деятельности характерны следующие типы ошибок: неточная интерпретация бухгалтерских принципов — 33%, неточная интерпретация аудиторских стандартов — 15%, ошибочное применение аудиторских процедур — 29%, неумение выявить мошеннические действия клиента — 13%, преднамеренные мошеннические действия аудитора — 7%, прочие –3%.
Во многих странах предусматривается ответственность аудитора за небрежность допущенную при выполнении аудитором своих обязанностей.
Необходимость аудита
Необходимость развития аудита обусловлена рядом факторов:
·возникновением хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности;
·возможностью представления администрации необъективной информации в случаях конфликта между нею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
·требованием иметь специальные знания для проверки информации;
·усложнением контроля и оценки при усложнении всех финансовых операций;
·частым отсутствием у пользователей информации доступа для оценки ее качества;
·невозможностью для пользователей получить информацию самостоятельно в связи с конфиденциальностью информации, а также многочисленностью и сложностью операций;
·расширением круга пользователей экономической информации;
·возможностью негативных экономических последствий из-за принятия хозяйственных решений на основе необъективной информации;
·потребностью в бухгалтерских кадрах в связи с организацией большого числа хозяйствующих субъектов. Они часто не имеют достаточной подготовки, нуждаются в дополнительных консультациях и проверках;
·необходимостью проведения обязательных аудиторских проверок в соответствии с законодательством;
·возможностью экономить средства государства при осуществлении контроля за соблюдением законодательно-нормативной базы хозяйствующих субъектов.