Сущность государственного (муниципального) кредита (далее ГМК), его формы и роль в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и местных потребностей
Алмосов:
Государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта.
К основным задачам государственного кредита относятся:
1. финансирование бюджетного дефицита;
2. проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;
3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.
Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.
В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.
Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:
· срок предоставления или получения кредита;
· обязанности сторон;
· условия обеспечения возврата ссуды;
· размер процентной ставки за пользование ссудой;
· другие условия.
Особенности данного института – отношения носят государственно властный характер (несмотря на то, что гос-во явл-ся заемщиком и должником именно оно в одностороннем порядке устанавливает условия порядок и сроки осущ-я заимствований, устанавливает механизм и инструменты управления). Как правило гос-во заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким либо залогом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Основа правового регулирования Конституция РФ (75, 104), БК РФ, ФЗ «Об особенности эмиссии и обращения гос и муниц ЦБ». Кроме того бюд. послания президента, законы и решения о бюджете. Акты правительства и Минфина. ЦБ РФ.
Основы муниципального кредита ФЗ 131.
Сущность ГМК в его функциях:
1. Перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
Перераспределение осуществляется между:
· федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
· региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
· международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
· иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
· федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2. Регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект.
3. Функция учета и контроля за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Формами контроля являются:
· контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
· контроль за соблюдением условий кредитного договора;
· контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств и др.
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
· решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
· проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
· поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
· поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.