Система финансов, ее звенья
Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения.
В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем'.
1) государственных и муниципальных финансов,
2) финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости- от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частныеподсистемы (звенья),представленные на рис. 1.3.1.
Государственные и муниципальные финансы:
• бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из:
федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);
• целевые внебюджетные фонды;
• государственный кредит. Финансы хозяйствующих субъектов:
• коммерческие предприятия и организации;
• финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
• некоммерческие организации.
Рассмотрим сферы финансовых отношений отдельных звеньев системы финансов России. Бюджетная система Российской Федерации претерпела коренные изменения в 1991 году. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. В него наряду с республиканским бюджетом входили бюджеты административно территориальных образований на территории республики. Государственный бюджет СССР состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете концентрировалось до 48-50% всего объема ресурсов государственного бюджета. Соответственно, на бюджеты союзных республик приходилось 52-50%, в т.ч. около 35% сосредоточивалось в республиканских бюджетах республик и около 15% — в местных бюджетах.
В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себятри автономных звена:
- республиканский (федеральный) бюджет Российской Федера
ции;
• бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует, серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:
1) снижение дефицита бюджетов за счет укрепления их доходной базы,
2) реструктуризация расходов по приоритетам,
3) создание условий для развития бюджетного федерализма,
4) совершенствование механизма бюджетного регулирования,
5) усиление контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших «общественных потребностей», как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и ряд других. Аккумуляция и использование средств этих фондов государством производится специфическими формами и методами. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:
• внебюджетные фонды социального назначения,
• внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.
В российской действительности концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному использованию этих средств, к многочисленным злоупотреблениям (в конце 1993 г. их насчитывалось более 40). В целях усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация части государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете Российской Федерации. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидируемых фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ (ПРФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН).
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не Л1енее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкое развитие в России. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в широком, современном его понимании включать и систему Центрального банка.
От общей системы государственных финансов перейдем к более предметному рассмотрению подсистемы финансов хозяйствующих субъектов.Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности — относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:
• финансы коммерческих предприятий и организаций,
• финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с фирмой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме — как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами. Финансовая инфраструктура представлена на рис. 1.3.2.
'Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные проработки в "области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам (с теоретических позиций название явно неудачное, т.к. бюджет, налоги — все это относится к финансам). Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законодательства, хозяйствейное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сфера деятельности Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфере налогов. Правительство также издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. № 273.
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях усиления координации деятельности с Министерством по налогам и сборам Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации их руководители входят в состав коллегии Министерства финансов Российской Федерации. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предоставлено Министру финансов РФ (их сейчас 171).
Важнейшими структурными подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты:
• налоговой политики;
• межбюджетных отношений;
• оборонного комплекса и правоохранительных органов;
• макроэкономической политики и банковской деятельности;
• управления государственным внутренним долгом;
• управления государственным внешним долгом;
• международных финансовых организаций;
• отраслевого финансирования и ряд других.
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей.
Министерство государственного имущества РФ также имеет непосредственное отношение к сфере финансов. Оно призвано, эффективно управляя государственным имуществом, обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя программу приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализация части национального богатства на открытых аукционах является дополнительным источником поступления средств в бюджет.
Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует финансовый рынок, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует передиву капитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию доходной базы бюджета.
Система Центрального банка Российской Федерации является важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Одновременно она выполняет регулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим банкам и кредитным организациям.
Непосредственное управление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляют финансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий.
В условиях разразившегося в Российской Федерации финансового кризиса первоочередные меры по его преодолению должны быть направлены на обеспечение функционирования финансовой инфраструктуры. Это может быть достигнуто:
• поддержанием «кровеносной системы» финансов — коммерческих банков, которые для «развязки» взаимных неплатежей требуют помощи со стороны Центрального банка РФ (снижения норм резервирования, проведения взаимозачетов по корреспондентским счетам), а также значительной реструктуризации всей банковской системы;
• проведением взаимозачетов по группам предприятий с выдачей кредита под дебетовое сальдо и пополнения оборотных средств предприятиям, выполняющим определенные требования государства по вопросам ценообразования и выпуска необходимой продукции;
• обеспечением жесточайшего контроля за эффективностью всех расходов и недопущением непроизводительной траты средств;
• реформированием налоговой системы.