ГЛАВА 3. Роль МВФ в создании архитектуры международной финансовой системы
Финансовый кризис конца 90-х годов, охвативший многие страны Европы, Азии и Латинской Америки, оказался самым глубоким за последние 50 лет по оценке Международного валютного фонда. Он вызвал серьезную обеспокоенность в мировом банковско-финансовом сообществе, подтвердив необходимость укрепления архитектуры международной валютной и финансовой системы, что позволило бы предотвратить в будущем наступление подобных потрясений.
Глобальный финансовый кризис 1997-1999 гг. в настоящее время можно уже считать историей, но именно он дал толчок к реформированию международной валютно-финансовой системы и продолжает определять современные тенденции ее развития; именно поэтому он был выбран в качестве примера.
Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг.стал серьезным испытанием для МВФ. Многие ведущие экономисты и политики упрекали Фонд в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировом финансовом рынке и выявить хрупкость банковских систем ряда стран.
Центральный банк Швеции (Sveriges Riksbank) опубликовал в этой связи отчет, в котором содержалась оценка эффективности прогнозов отдельных аналитических организаций. При этом учитывались прогнозы как ведущих национальных и международных аналитиков, так и малоизвестных организаций. По данным этого исследования, МВФ бы признан «одним из худших аналитиков в мире»1.
Следует отметить, что кризис оказался менее длительным, а спад экономической активности ¾ менее глубоким, чем предполагали ведущие аналитики. Это обстоятельство можно считать признаком того, что современные финансовые рынки обладают способностью к самокоррекции, а глобальная капиталистическая система в ее современном состоянии вполне устойчива, несмотря на жесткую критику. Распространенным является мнение, что причины кризиса кроются в проблемах пораженных им стран, а не в мировой финансовой системе.
Многие проблемы, существовавшие в докризисный период, были успешно решены, однако на их место пришли новые. Так, в период кризиса вмешательство МВФ было направлено на спасение международных кредиторов от банкротства, что в свою очередь привело к возникновению признаваемой многими проблемы морального риска (moral hazard). После кризиса акцент переместился на ужесточение отношения к частному сектору, т. е. предполагается, что кредиторы также должны нести свою долю риска при осуществлении «спасательных операций». Такая политика может обеспечить решение проблемы морального риска и предотвратить бум избыточного кредитования. В то же время не предпринимаются меры для решения проблемы нарастающей неадекватности притока капитала в периферийные страны. В целом глобальная финансовая система стала менее надежной, поскольку значительно пострадали авторитет и репутация МВФ.
В период кризиса было много предложений относительно создания новой глобальной финансовой архитектуры и заявлений о необходимости заключения нового Бреттон-Вудского соглашения. Исторически финансовые кризисы всегда приводили к усилению регулирования. (Примером в данном случае может служить институт центральных банков.) Поскольку финансовые рынки приобрели глобальный характер, то необходимо усиление регулирования на международном уровне. Но кризис 1997-1999 гг. привел к ослаблению регулирования. Это можно объяснить тем, что он затронул страны периферии, а не центра.
В настоящее время осуществляются реформы достаточно ограниченного характера. В целом они направлены на решение структурных проблем в странах-должниках и сокращение объемов рискованного кредитования. Безусловно, недостатки национальных банковских систем явились главным фактором, определившим масштабы экономического краха, вызванного кризисом. Но и глобальную финансовую архитектуру нельзя считать полностью непричастной к этому.
Анализируя деятельность МВФ до наступления мирового кризиса и в период его, экономисты выделяют две главные проблемы. Первая связана с асимметрией между мероприятиями по предотвращению кризиса и по борьбе с ним; а вторая ¾ с асимметрией в отношениях с кредиторами и должниками. Оба вида асимметрии являются неотъемлемой частью самой системы, и поэтому руководство МВФ не может в полной мере нести за них реальной ответственности. Однако за ошибки в области экономической политики Фонда ответственность полностью ложится на его руководство. МВФ настаивал на сокращении государственных расходов, в то время как причины кризиса лежали в частном секторе; он недооценил масштабы возможного распространения кризиса; в отношениях с Индонезией Фонд спровоцировал массовое изъятие банковских вкладов, настояв на банкротстве ряда банков без создания схемы страхованиядепозитов.
В самом начале развития кризиса наиболее полно проявились оба рассмотренных ранее вида асимметрии в деятельности МВФ. Именно ими можно объяснить неудачи в реализации политики МВФ в странах Азии. Таиланд, Индонезия и Южная Корея страдали от проблем структурного характера: компании частного сектора привлекли слишком много иностранных кредитных ресурсов без соответствующего хеджирования, их капитал оказался недостаточным по сравнению с заемными средствами. Девальвации привели к росту соотношения иностранных кредитов и собственного капитала. Высокие процентные ставки и падение внутреннего спроса (в соответствии с рекомендациями МВФ) способствовали росту долгового бремени, поставив под вопрос платежеспособность должников. Предоставление кредитов МВФ не изменило положения. В такой ситуации, по мнению ряда экономистов, была необходима конверсия долга в акционерный капитал, но введение моратория на погашение долгов и осуществление конверсионной схемы затронули бы интересы международных банков и владельцев облигаций. Именно по этой причине МВФ не пошел на такие меры. Применение же Фондом традиционных мер привело к обычному результату ¾ спаду в экономике стран-должников.
Снижение деловой активности не остановило падение курса национальных валют, поскольку задолженность стран еще больше возросла. Должники стремились погасить свои валютные обязательства, а международные кредиторы пытались репатриировать активы. Снижение курсов валют приносило инвесторам огромные убытки.
Затем разразился кризис в России, где признание проблем морального риска не позволило осуществить мероприятия по спасению инвесторов.
На пике бразильского кризиса проблема морального риска вышла на первый план. Правительство Бразилии сопротивлялось оказываемому давлению, предполагая, что в результате выполнения рекомендаций МВФ пострадает кредитный рейтинг страны. Промедление позволило банкирам сократить свои кредитные линии или занять против них краткосрочные позиции, играя на понижение. Это еще более усугубило кризис.
К этому времени МВФ изменил позицию на 180°: вместо оказания помощи странам, пострадавшим от кризиса, его официальной политикой стало ужесточение отношения к странам-должникам.
Требования, предъявляемые МВФ к странам-должникам, обычно предусматривают сокращение бюджетного дефицита и повышение процентных ставок. Результатом этих мер является экономический спад в странах-должниках, способствующий ограничению импорта и стимулированию экспорта. Активное сальдо торгового баланса при этом позволяет должнику обслуживать и погашать свои долговые обязательства. В критический момент возможно оказание давления на кредиторов с целью добиться пролонгации предоставленных кредитов. Но при этом должно сохраняться впечатление добровольности кредитования, с тем, чтобы балансы банков не оказались чрезмерно ослабленными. Когда положение стабилизируется, может быть достигнуто более долгосрочное урегулирование задолженности.
Такой подход возлагает все издержки на страны-должники. Их принуждают обслуживать свои долговые обязательства в пределах всех имеющихся финансовых ресурсов. Убытки кредиторов в этом случае оказываются значительно меньше тех, которые возникли бы без вмешательства МВФ. Владельцы облигаций менее чувствительны к давлению со стороны банковского надзора, чем коммерческие банки, так что переход от прямого кредитования к выпуску облигаций существенно укрепил позиции кредиторов по сравнению с должниками.
Это можно проследить на примере мексиканского кризиса 1994 г. В ходе кризиса владельцы мексиканских казначейских облигаций (tesobonos) сохранили свои средства, хотя доходность тесобонов в момент их приобретения свидетельствовала о высоком уровне риска. Когда Мексика оказалась не в состоянии погашать долг, последовало вмешательство Федерального казначейства США и МВФ, в результате чего инвесторы не потеряли своих средств, а все издержки понесли мексиканские налогоплательщики.
Этим определялись ожидания инвесторов в отношении России. Банки, брокеры и хеджинговые фонды продолжали покупать российские ГКО даже тогда, когда ухудшение ситуации стало очевидным. Расчет был сделан на то, что Россия ¾ слишком большая страна, чтобы ее банкротство могло быть допущено. Инвесторы рассчитывали на вмешательство международных финансовых институтов, направленное на спасение положения. В результате возникло мощное политическое давление против оказания помощи инвесторам, участвовавшим в спекулятивных операциях в расчете на то, что вмешательство МВФ избавит их от убытков. Это обстоятельство обусловило практически полное бессилие финансовых институтов в предотвращении дефолта России2.
Таковы наиболее важные изменения, произошедшие в глобальной финансовой архитектуре в результате кризиса 1997-1999 гг.
Последним и на сегодняшний день еще не закончившимся является кризис в Аргентине. Аргентинский экономический и финансовый кризис, разразившийся в конце 2001 - начале 2002 г., спровоцировал резкую критику в адрес МВФ. Правительство этой страны обвиняет руководство Фонда в нежелании помочь стране. Политические лидеры Аргентины и, в частности, президент Эдуардо Дуальде заявляли о возможности распространения кризиса за пределы страны в том случае, если Фонд не предоставит Буэнос-Айресу новую помощь.
Представители руководства МВФ, участвовавшие в переговорах с Аргентиной, заняли чрезвычайно жесткую позицию, настаивая на том, что главным условием предоставления новой помощи является проведение руководством страны целого ряда экономических и финансовых реформ. По мнению критиков Международного валютного фонда, эти требования являются чрезмерно завышенными и ужесточаются по мере их выполнения страной.
Основным критиком выступает бывший главный экономист Всемирного банка, лауреат Нобелевской премии Джозеф Штиглиц. Он заявляет, что МВФ «является верной марионеткой Вашингтона и Уолл-Стрит, и предписываемая им политика полностью не соответствует потребностям стран, оказавшихся в кризисной ситуации»3. МВФ, в свою очередь, резко опроверг эти утверждения, заявив, что в данной ситуации были приняты все необходимые меры.
Кризис в Аргентине был необычайно тяжелым. Главный экономист МВФ Кеннет Рогофф отмечает, что «в наши дни в настолько тяжелом положении может оказаться только воюющее государство или страна, недавно сошедшая с коммунистического пути развития»4. Экономика, находящаяся четвертый год в рецессии, чрезвычайно высокий уровень безработицы (почти 25%), крах банковской системы и потеря многими простыми вкладчиками своих сбережений ¾ таковы были экономические реалии конца 2001 г. На подобном фоне поведение руководства МВФ, безусловно, выглядит жестоким.
Однако одновременно с обвинениями в нежелании Фонда предоставить помощь аргентинским властям поступают и упреки в адрес организации за неоправданно значительную помощь этой латиноамериканской стране. В частности, осуждается предоставление Аргентине займа в размере 8 млрд долларов США в 2001 г.5. Эти деньги смогли только задержать начало кризиса, вызванного действовавшим в тот период в стране режимом жесткой привязки национальной валюты песо к курсу американского доллара.
Несколько лет назад МВФ поддержал решение о введении системы жесткой привязки курсов, но уже в середине 2001 г. руководители Фонда в частном порядке пытались убедить правительство Аргентины отказаться от этого валютного режима. Но, тем не менее, режим просуществовал в Аргентине вплоть до начала 2002 г.
Сторонники МВФ, в свою очередь, отмечают «вялость» политики аргентинского правительства, а также неспособность местных политических лидеров в течение 1990-х годов добиться исполнения бюджета. Адвокаты Фонда также говорят о том, что ответственность за позицию организации в отношении Аргентины лежит прежде всего на ведущих акционерах МВФ ¾ крупных развитых странах Запада6.
МВФ еще с конца 1990-х годов активно критиковали за то, что он предъявлял к своим должникам слишком много чересчур жестких требований. Некоторые руководители Фонда защищали подобную политику, доказывая ее эффективность. С момента своего избрания на пост управляющего директора МВФ Хорст Келлер отказался от такой политики, заявив, что чем меньше требований предъявляется к должнику, тем проще ему их выполнить и тем больший положительный эффект достигается7.
Согласно действующему Соглашению МВФ Фонд не может активно вмешиваться во внутриэкономическую политику стран-членов, за исключением кризисов, когда соответствующие страны обращаются к нему за помощью. Фонд может направить свои миссии для оценки положения в стране и предоставления консультаций правительству, однако в нормальной обстановке он не имеет ни мандата, ни инструментов для такого вмешательства. Важнейшая задача МВФ ¾ поддержание стабильности международной финансовой системы. При осуществлении вмешательства он руководствуется именно этой целью. Фонд не может проводить мероприятия по снижению долгового бремени стран-должников в период кризиса, поскольку это окажет критическое воздействие на финансовые рынки. Предоставляемые кредиты и требования к странам-должникам направлены на то, чтобы обеспечить ими выполнение своих финансовых обязательств. Все шаги по уменьшению долгового бремени могут предприниматься только после того, как минует пик кризиса8.
У МВФ явно недостаточно ресурсов для выполнения функций кредитора последней инстанции. Для оказания в полной мере финансовой помощи странам он нуждается в поддержке со стороны финансовых рынков, и многие коммерческие и инвестиционные банки пользуются такой ситуацией. МВФ находится под контролем стран, образующих центр капиталистической системы; любые его шаги, наносящие ущерб кредиторам, противоречили бы национальным интересам стран, являющихся его ключевыми акционерами.
После пережитых кризисов деятельность МВФ изменилась. В настоящее время МВФ не склонен предоставлять кредиты странам, вынужденным обеспечивать высокую доходность по своим долговым облигациям, если их держатели не согласны нести свою долю риска.
Одним из новшеств, предложенных МВФ, можно назвать введение применительно к международным облигациям так называемых оговорок коллективных действий(collective-action clauses). Это может облегчить проведение реструктуризации задолженности.
Одновременно было осознано значение мероприятий по предотвращению кризисов. На достижение этих целей направлены различные попытки установления стандартов и определения оптимальной практики ведения операций. Подобную функцию выполняют чрезвычайные кредитные линии(Contingent Credit Lines, CCL).
Предлагаются различные методы, направленные на исправление одного или другого вида асимметрии в деятельности Фонда, а чрезвычайные кредиты даже начинают увязывать их вместе. Доступность этих финансовых ресурсов для стран, осуществляющих здоровую экономическую политику, усиливает стимулы к такого рода увязке. Однако пока еще немногие страны проявили желание воспользоваться соответствующими схемами. Это происходит потому, что отдельные фонды, такие как Генеральные соглашения по займам (General Arrangements to Borrow) и Новые соглашения по займам (New Arrangements to Borrow), доступны только странам, где кризис создает системные риски. Таким образом, менее крупные страны не имеют возможности принять предложенные программы.
По словам М. Камдессю, занимавшего должность директора-распорядителя МВФ, после кризиса цель Фонда состояла в том, чтобы содействовать формированию интегрированной финансовой системы, которая базировалась бы на стабильных экономических политиках, здоровых национальных финансовых системах, открытых рынках капиталов, прозрачном поведении участников рынков и справедливых социально-экономических политиках9. Поскольку центральная роль МВФ в глобальной экономической и финансовой системе очевидна, то Фонду придется пойти на реформы, чтобы соответствовать изменениям системы.
Значительное место в новой финансовой архитектуре отводится вопросам прозрачности в кредитной и финансовой политике, которая приобретает все большее значение. Рабочая группа по вопросам прозрачности и отчетности, созданная по инициативе 22 наиболее развитых стран мира в октябре 1998 г., рекомендовала МВФ осуществлять в рамках его функций надзор за экономической политикой стран ¾ членов Фонда и фиксировать, насколько экономика конкретной страны отвечает признанным в международной практике стандартам раскрытия информации10.
Свое видение «новой международной финансовой архитектуры» ведущие индустриальные страны (G7) сформулировали на саммите в Кельне (1999 г.). По их мнению, эта система должна отвечать интересам мировой экономики, способствовать предотвращению кризисов и эффективному функционированию рынков. Были предложены следующие направления действий:
¨ укрепление и реформирование международных финансовых институтов ¾ Международного валютного фонда и Всемирного банка ¾ и меры в области международного сотрудничества с этой целью;
¨ повышение прозрачности финансовых институтов и рынков, поощрение действий, позволяющих участникам рынка принимать решения с учетом возможных рисков на основе качественной информации;
¨ усиление регулирования финансовых систем индустриальных стран, с тем чтобы укрепить кредитную дисциплину и побудить кредиторов более тщательно взвешивать связанные с их операциями риски;
¨ укрепление макроэкономической политики и финансовых систем стран с формирующимися рынками, с тем чтобы их заемщики могли полностью использовать выгоды от интеграции в международную финансовую систему;
¨ улучшение деятельности по предотвращению кризисов и управлению ими с привлечением частного сектора; создание условий, при которых все участники будут знать, что они не смогут избежать последствий своих рискованных действий; ослабление опасности «эпидемического» заражения финансового рынка;
¨ проведение социальной политики, обеспечивающей защиту бедных и уязвимых слоев населения11.
Понятие финансовой архитектуры охватывает различные учреждения, рынки и те практические меры, которые применяют правительства, предприниматели и отдельные лица при осуществлении экономической и финансовой деятельности. По оценке МВФ, построение прочной и стабильной международной финансовой системы сделает мир менее восприимчивым к финансовым кризисам и позволит всем странам пользоваться преимуществами единого сообщества, включая экономический рост и улучшение жизненного уровня12.
По решению стран «большой семерки» для разработки конкретных предложений о реформировании глобализирующейся финансовой системы в 1999 г. была создана «Группа 20», объединившая «большую семерку» ведущих экономических держав и крупнейшие страны с развивающейся и переходной экономикой, включая Россию. Уже было три встречи министров финансов и председателей центральных банков стран указанной группы. В ее работе участвуют также директор-распорядитель МВФ и президент Всемирного банка. На «Группу 20» возложена задача координировать деятельность других организаций и форумов по наиболее сложным вопросам создания новой архитектуры мировой финансовой системы на основе консенсуса между ее участниками. Были определены главные направления для реформирования МВФ.
Первое направление ¾ это реформы кредитной деятельности МВФ. Предпринимаются шаги к расширению ресурсной базы МВФ. Обсуждается возможность пополнения ресурсов Фонда за счет привлечения средств мирового рынкассудных капиталов. При этом расширяется доступ к ресурсам МВФ. Руководство Фонда постоянно использует возможности превышения установленных лимитов предоставления кредитов «в исключительных целях». МВФ стремится повысить способность к быстрому реагированию на возникновение кризисных ситуаций на финансовых и валютных рынках, для чего создаются новые кредитные механизмы.
Реализация предложенных мер на практике уже начата. Фактически формируемая концепция предлагает частным инвесторам разделение бремени риска, что призвано предотвратить ситуацию, подобную мексиканскому кризису. Это, в свою очередь, может привести к свертыванию объема международного финансирования нуждающихся в нем стран. (Методы реформирования, предложенные в связи с этим Дж. Соросом, рассмотрены далее.)
Ряд экономистов, в том числе Д. Липтон, П. Волкер, К. Хиллз, предложили прямо противоположное направление реформ, выступая за сокращение функций и ресурсов МВФ13. В настоящее время усилия МВФ направлены на ограничение масштабов рискованного кредитования, что вполне оправдано. Однако может возникнуть угроза, что приток капитала в страны периферии окажется неадекватным как по цене, так и по объему. Доминирует точка зрения, что необходимо опираться на рыночный механизм. Общепризнано, что уровень риска при международном кредитовании не полностью учитывался в цене активов ¾ это было обусловлено проблемой морального риска, связанной с действиями МВФ. В настоящее время проблема морального риска преодолена, что повысило уровень риска в международном кредитовании.
Следующее направление «официальных реформ» заключается в детализации и расширении круга вопросов взаимоотношений МВФ со странами-членами. В эту группу мероприятий, считающихся в МВФ реформами второго поколения, входят:
¨ установление «прозрачности», подразумевающее своевременное и полное опубликование и распространение исчерпывающей информации о состоянии экономики стран, их макроэкономической политике и перспективах развития;
¨ выработка, принятие и распространение на все страны кодексов «надлежащей практики» в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и финансовой политики14. Необходимо четкое выделение сектора государственного управления из остальной экономики, определение функций правительств;
¨ укрепление международных национальных и финансовых систем, включающих и частные финансовые учреждения, осуществляющие международные перемещения капиталов. В рамках данной реформы предполагается оздоровление банковских систем, поддержка «здоровых» финансовых структур, установление эффективного надзора за их деятельностью;
¨ разработка эффективных механизмов и процедур, направленных на привлечение национальными властями и международными финансовыми институтами частного сектора к предупреждению и устранению финансовых кризисов, уменьшению долгового бремени развивающихся стран;
¨ проведение социальной политики, способствующей интеграции беднейших стран в мировую экономику с одновременным ростом уровня жизни в этих странах.
Указанные направления реформирования свидетельствуют, что в регулировании мировой финансовой системы должны участвовать многочисленные структуры и институты национального, регионального и глобального уровней. Ведущая роль отводится таким институтам, как МВФ, Всемирный банк, а также Базельский Комитет по банковскому надзору и Международная организация органов надзора за финансовыми рынками. Все они в той или иной степени участвуют в формировании рамочных правил и стандартов, различных кодексов и деклараций. Так, при подготовке Международным валютным фондом проекта Кодекса надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике проводились консультации с Банком международных расчетов, Базельским комитетом по банковскому надзору, Европейским центральным банком, Международной организацией комиссий по ценным бумагам, Организацией экономического сотрудничества и развития, Всемирным банком. В июле 1999 г. Кодекс был утвержден в качестве основополагающего документа, и его положения обязательны для выполнения странами ¾ членами МВФ15.
Согласно Кодексу прозрачность трактуется как среда, в которой цели политики, ее правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, информация, связанная с денежно-кредитной и финансовой политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности. В данном случае термин «агентство» означает государственный орган, на который возложена ответственность за регулирование финансовых и платежных систем, а также надзор и контроль над ними.
Основными элементами прозрачности являются следующие:
¨ специальные нормы распространения сведений, которые обязывают страны ¾ члены МВФ предоставлять детальную и надежную информацию о национальной экономике и финансах, включая соответствующие статистические данные (о международных резервах, внешней задолженности и другие);
¨ открытые информационные обозрения состояния экономики и финансов отдельных стран-членов, подготовленные МВФ на основе предоставленной заинтересованными странами информации. Каждое обозрение состоит из двух частей ¾ из общих сведений об экономике и финансах конкретной страны и оценки Совета управляющих МВФ эффективности проводимой правительством данной страны экономической и финансовой политики. По состоянию на конец сентября 1999 г. такие открытые информационные обозрения были подготовлены по 44 странам. Обозрение по Российской Федерации вышло 2 августа 1999 г.
МВФ, согласно статье IV Соглашения, проводит консультации с каждой из стран-участниц в среднем один раз в год16. Во время таких консультаций особое внимание уделяется вопросам фискальной и монетарной политики; политики валютного курса; платежного баланса и внешнего долга; влиянию проводимой политики на состояние внешних счетов страны; вовлечению региональных и международных партнеров в реализацию политики; а также выявлению потенциальных «слабых мест» в экономике. Ежегодные плановые консультации не ограничиваются обсуждением только макроэкономической политики, но затрагивают и другие области, оказывающие значительное влияние на макроэкономические показатели стран-участниц. В зависимости от ситуации в этот список могут быть включены вопросы трудовой политики и политики в области защиты окружающей среды, а также вопросы, относящиеся к экономическим аспектам руководства страной. В связи с глобальной интеграцией на финансовых рынках МВФ уделяет все большее внимание движению капитала и активности финансового сектора стран-участниц.
Осуществляя постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, МВФ контролирует и состояние мировой экономики. По результатам консультаций с руководством стран-участниц Фонд публикует информационные бюллетени для общественности (Public Information Notices). Как правило, дважды в год при подготовке Исполнительным советом обзоров «Перспективы развития мировой экономики» (World Economic Outlook) и при составлении ежегодных докладов «Международные рынки капитала» (International Capital Markets) проходят многосторонние обсуждения. В этих изданиях МВФ приводит оценку степени вовлеченности стран-членов в мировую экономику, обзор основных экономических показателей и перспектив развития международной валютной системы.
На основе World Economic Outlook МВФ планирует свою кредитную деятельность на следующий год, а также предлагает странам-участницам пути решения возникших проблем. В частности, после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. был проведен ряд семинаров, посвященных перспективам развития мировой экономики. МВФ подготовил отчет о ближайших и долгосрочных перспективах изменения основных мировых экономических показателей. В этом отчете представлены возможные пути развития отдельных стран и мировой экономики в целом.
В соответствии со статьей IV Соглашения МВФ консультации остаются главным способом сотрудничества Фонда со странами-участницами, но существуют и другие формы более тесного сотрудничества:
¨ неформальный мониторинг экспертов, который включает стандартные консультации (предусмотренные статьей IV), подкрепленные предварительными визитами экспертов. В этом случае количественные экономические показатели подвергаются более тщательному обсуждению. Неформальный мониторинг, тем не менее, не может считаться официальным одобрением МВФ политики, проводимой страной;
¨ расширенный надзор, утвержденный в 1985 г., который предполагает тщательный мониторинг экономической политики стран, не использующих ресурсы МВФ17.
Регулярно проводятся обсуждения с региональными экономическими институтами, в частности с институтами, входящими в Экономический и валютный союз в Европе (EMU). МВФ дает странам рекомендации относительно их дальнейшего экономического развития. Так, по итогам 2001 г. МВФ оценил состояние экономики стран Европы как «депрессивное» (особенно это касается Франции и Германии) и предложил Европейскому центральному банку в качестве радикальных мер снижение учетной ставки18.
Третьим направлением реформирования является изменение отдельных структурных элементов международной финансовой системы. Возможны внесение поправок и дополнений в статьи Соглашения МВФ или пересмотр концептуальных установок по отдельным вопросам и модификация требований МВФ к практической политике государств-членов.
Одной из целей, провозглашенных МВФ, является либерализация международного движения капитала, снятие валютных ограничений на операции, связанные с переливами средств.
Для гармоничного функционирования мировой валютно-финансовой системы необходим правильный выбор режима валютных курсов. Этот выбор для каждой страны индивидуален и зависит от ее специфических условий. По мнению С. Фишера, существуют только две стабильные системы валютных курсов: свободно плавающий курс или использование валюты другой страны19.
Еще одним направлением в реформировании мировой валютной системы можно назвать поощрение формирования полюсной, «блоковой» структуры этой системы ¾ как явное, так и неявное. При этом предполагается присоединение развивающихся стран к валютным блокам или зонам, основанным на нескольких валютах ведущих стран.
Для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности, предотвращения финансовых кризисов потребуется реформирование структуры и самого Фонда, а также используемого им инструментария. В плане построения новой финансовой архитектурыМеждународным валютным фондом разработан новый инструмент предотвращения кризисов ¾ целевая кредитная линия (ЦКЛ), которая даст возможность отдельным странам ¾ членам Фонда сохранить стабильность даже в условиях ухудшения общей финансовой обстановки в мире.
ЦКЛ предоставляет краткосрочное финансирование в качестве превентивной меры для сохранения эффективного платежного баланса стран ¾ членов МВФ в случае неожиданного и неблагоприятного изменения обстановки на международном рынке капитала.
Для получения доступа к ЦКЛ необходимо выполнение следующих основных условий:
¨ на момент утверждения Советом управляющих МВФ кандидата на получение целевого кредита страна ¾ член Фонда сохраняет устойчивое финансовое положение и не испытывает потребности в использовании ресурсов Фонда;
¨ экономические показатели кандидата положительно оценены Фондом в последнем информационном обозрении, и страна ¾ член МВФ предоставляет необходимые сведения в рамках специальных норм распространения данных;
¨ наличие реального прогресса в уменьшении зависимости финансового сектора страны-члена от внешних факторов путем регулирования размера и структуры внешнего долга и внешних резервов;
¨ кандидат должен представить на утверждение Совету управляющих убедительную экономическую и финансовую программу, в которую страна-член готова при необходимости внести изменения в соответствии с пожеланиями МВФ.
Если страна-член обращается с ходатайством об использовании средств целевого кредита, Совет управляющих МВФ готовит специальное так называемое активационное решение. В нем подтверждается, что страна успешно выполняет экономическую и финансовую программу, но по независящим от нее обстоятельствам испытывает временные трудности из-за изменения обстановки на международном финансовом рынке и в связи с этим нуждается в дополнительных ресурсах.
Финансовые ассигнования в рамках целевого кредита составляют от 300 до 500% от размера квоты конкретной страны в Фонде.
В тесном контакте с МВФ в построении архитектуры международной финансовой системы принимает участие Всемирный банк (ВБ). Он ежегодно выделяет более 5 млрд долларов на решение вопросов, связанных с реформированием государственной службы, совершенствованием управления в банковско-финансовом и налогово-бюджетном секторах, развитием правовой и судебной реформ в различных странах. Так, Всемирным банком был выделен России кредит на совершенствование банковской системы в рамках Проекта развития финансовых учреждений (ПРФУ). Проект состоял из трех основных разделов:
1) изучение опыта работы крупных западных банков;
2) техническое перевооружение и внедрение новых банковских программ;
3) финансирование перспективных проектов.
Отбор кандидатов на участие в ПРФУ осуществлялся Группой стратегических вопросов, в которую входили представители Банка России, Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка. В передовую группу были включены около 30 крупнейших российских банков.
Реализация Проекта проходила под строгим контролем Всемирного банка. С этой целью в рамках ПРФУ была создана Группа по наблюдению за деятельностью банков (ГНДБ), которая вела постоянный мониторинг финансового состояния банков-участников. Наблюдение осуществлялось по двум направлениям:
1) сбор и анализ подробной банковской информации;
2) инспектирование на местах.
Следует отметить, что вначале ПРФУ пользовался большим спросом в России, и многие не только крупные, но и средние банки стремились войти в число его участников. Однако постепенно интерес к Проекту упал, поскольку затраты банка на участие не соответствовали полученному конечному результату.
Одним из путей реформирования МВФ можно также назвать рекомендации Комиссии Мелтцера. (Комиссия Ме