Контрольные полномочия Федеральной службы фин-бюджетного надзора( Росфиннадзор )
Министерства финансов, осуществляет контроль в бюдж-финансовой сфере и валютный К. Росфиннадзор осущ-ет свою деят-ть непосредственно и через свои территориальные органы. Контрольные функции и полномочия Росфиннадзора определены постановлением правительства РФ № 278 от 15,06,04 «Об утверждении положения о Фед службе фин-бюджетного надзора». Контрольные полномочия: осущ контрол и надзор за: исп ср-в фед бюджета и фед внебюдж фондов, а также материал ценностей нах-ся в фед собственности, соблюд валютного зак-ва РФ; осущ-ет функции гл распорядителя и получателя ср-в фед бюджета; рассматривает обращение граждан и принимает по ним решения в рамках возложенных на него фун-й; осу-ет в рамках своей компетенции про-во по делам об административных правонарушениях; сбор и обработку отч-ти в данной сфере деят-ти; орг-ет подготовку работников службы, повышение их квалификации, стажировку.
1. контроль и надзор:
- за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
- за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
2. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. участвует в формировании и ведении единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
4. оказывает методологическую помощь контрольным и финансовым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
5. осуществляет по поручениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
6. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:
6.1. проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:
- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;
- проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
6.2. проводить в организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
6.3. проводить проверки соблюдения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре, в том числе путем проведения повторных проверок организаций, ранее проверенных этими органами;
6.4. осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также реализации материалов ревизий и проверок;
6.5. направлять в правоохранительные органы информацию по фактам обнаруженных в ходе контрольных мероприятий подлогов, подделок и других злоупотреблений;
6.6. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
6.7. направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
6.8. осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
6.9. требовать от руководителей проверяемых организаций создания надлежащих условий для проведения контрольных мероприятий — предоставления необходимого помещения, оргтехники, услуг связи, транспорта, канцелярских принадлежностей и обеспечения работ по делопроизводству;
6.10. заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.11. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.12. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции территориального управления.
(Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н (ред. от 17.11.2010) «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»)
Для обеспечения эффективного выполнения территориальными органами Росфиннадзора правоприменительных функций в сфере бюджетного контроля, Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее — Административный регламент).
Данный Административный регламент устанавливает не только порядок организации ревизий и проверок органами Росфиннадзора начиная с 01.01.2008, но и регламентирует всю его деятельность (начиная с планирования и заканчивая реализацией выявленных нарушений), а также порядок обжалования его действий.
Территориальные органы осуществляют последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Цель проводимых ревизий и проверок — определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с п.2 ст. 268 БК РФ осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Необходимо отметить, что за нарушение бюджетного законодательства могут применяться меры:
- ответственности, предусмотренные в Бюджетном Кодексе РФ, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения;
- административной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения;
- уголовной ответственности, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления.
В ст.282 БК РФ представлен перечень мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.
Действующий перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, — открытый, так как позволяет применять и иные меры ответственности, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.
В ст. 283 БК РФ закреплены основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом не все приведенные в этой статье основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства расшифрованы в дальнейших статьях БК РФ. В частности, это касается неисполнения закона о бюджете и несоблюдения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.
Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств в соответствии с частью 2 ст.284 Бюджетного кодекса РФ.
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса можно отнести к числу превентивных мер.
Следующая мера принуждения — блокировка расходов (ст.231 БК РФ) — рассматривается как сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств в случаях невыполнения определенных условий, на которые выделялись бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете. Данное действие влечет невозможность расходования средств бюджета, уже выделенных в виде бюджетных ассигнований. С 1 января по 31 декабря 2009 г. положения ст. 231 БК РФ применялись в части блокировки расходов бюджета, осуществляемой по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выявленных до 1 января 2009 г. органами государственного финансового контроля и органом, исполняющим бюджет. В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2008 г.) ст.231 БК РФ с 1 января 2010 г. утратила силу. Однако в действующей редакции БК РФ блокировка расходов так и осталась среди мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.
Изъятие бюджетных средств можно отнести к правовосстановительным мерам, т.е. мерам, которые направлены в первую очередь на недопущение потери средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы (например, изъятие бюджетных средств производится в отношении бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289 БК РФ); при финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись (ст. 296 БК РФ); при финансировании расходов сверх утвержденных лимитов (ст 297 БК РФ) и др.).
Наложение штрафа за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является наиболее распространенной мерой ответственности и применяется в семнадцати статьях гл. 28 БК РФ. Наложение штрафов по указанным в БК РФ основаниям производится в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Однако в КоАП РФ установлена ответственность за совершение только трех из семнадцати видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных ст. ст. 289, 290, 291 БК РФ:
1. За нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов ст. 15.14 КоАП РФ закреплено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ (При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов с 1 января 2001 г. производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.).
2. За нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, ст.15.15 КоАП РФ закреплено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 1000 МРОТ.
3. За нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами ст.15.16 КоАП РФ закреплено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
С 1 августа 2011 г. Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в КоАП введена ст.19.4.1, предусматривающая санкции за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 статьи 19.4.1. КоАП).
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 19.4.1. КоАП).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Приоритетным направлением в деятельности Территориальных органов Росфиннадзора во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета (п.2 Приказа Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7 декабря 1999 г. N 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)»).
По мотивированным обращениям руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов Российской Федерации территориальные органы проводят контрольные мероприятия в отношении получателей средств федерального бюджета, а также выделяют своих специалистов для участия в контрольных мероприятиях, проводимых органами прокуратуры, по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора.
Кроме того, территориальные органы информируют органы прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации о выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий правонарушениях в сфере экономики (п.2 Указа Президента РФ от 3 марта 1998 г. N 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» (в действующей редакции)).