Меры контроля над ценами
Меры контроля над ценами вводятся с целью поддержания или стабилизации внутренних цен, а также для предотвращения ущерба, который может нанести нечестная торговая практика иностранных конкурентов. К ним относятся:
- административное фиксирование цен, которое заключается в том, что власти страны-импортера, принимая в расчет внутренние цены производителя или потребителя, устанавливают верхние и нижние пределы цен, либо увязывают их с ценами мирового рынка (используются такие методы, как установление официальных цен, минимальных импортных цен или базовых цен импорта);
- "добровольное" ограничение экспортных цен - это ограничительное соглашение, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня.
Предотвратить возможный ущерб национальной экономике или восполнить его последствия из-за поставок зарубежных товаров по неоправданно низким ценам или субсидируемых властями страны-экспортера призваны антидемпинговые и компенсационные меры. Между тем чрезвычайный характер нарушений международной торговой практики, обусловливающий введение указанных мер, требует их особого рассмотрения. Логически оправданным является их включение в перечень мер по защите экономических интересов страны во внешней торговле.
Меры контроля над ценами до сих пор в России не применялись. В арсенале средств нетарифного регулирования нет специальных таможенных доплат для поддержания внутренних цен на определенном уровне.
Меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле
Международное экономическое право предоставляет государствам право на защиту от ущерба их национальным производителям в результате неожиданных изменений на рынке и, так называемой, "нечестной" торговой практики. Положения ГАТТ предоставляют правительствам возможность использовать четыре вида средств торговой защиты:
- защитные (специальные защитные) меры;
- антидемпинговые меры;
- компенсационные меры;
- отход от обязательств, принятых в рамках международных соглашений.
Защитные (специальные защитные) меры
Защитные меры являются примером избирательного применения правительством чрезвычайных мер, необходимых для предотвращения или возмещения серьезного ущерба национальным производителям, который является или мог бы быть результатом возросшего импорта прямо конкурирующих товаров.
Защитные меры (специальные защитные меры - по российскому законодательству) - импортные ограничения, которые применяются на временной основе в тех случаях, когда иностранные товары ввозятся в таких количествах и/или на таких условиях, что это причиняет или может причинить существенный ущерб отраслям, чья продукция конкурирует с импортной.
Существенный ущерб отрасли экономики - подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли, которое наступило вследствие возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, и выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке страны, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.
Угроза причинения существенного ущерба отрасли экономики - подтвержденная доказательствами очевидная неотвратимость причинения существенного ущерба отрасли экономики.
Защитные меры реализуются путем введения количественных ограничений (импортных квот) или импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычных действующих импортных таможенных пошлин.
Специальные пошлины - пошлины, применяемые как инструмент защитных мер, т.е. в тех случаях, когда импорт какого-либо товара осуществляется в таких количествах и на таких условиях, что это наносит ущерб экономике той или иной страны.
Антидемпинговые меры
Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг, представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции. Демпинг - массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
- постоянный демпинг;
- хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг;
- случайный (спорадический) демпинг;
- обратный демпинг;
- встречный (взаимный) демпинг.
Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой, т.е. когда занижение цен носит постоянный характер.
Хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг - временное умышленное занижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующее установление монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства.
Случайный (спорадический) демпинг - временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по заниженным ценам. Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка или у производителей скапливаются большие запасы товаров. Перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешнем рынке по цене более низкой, чем внутренняя.
Обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам, ниже экспортных. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют, обусловливающих расхождение между ценой товара на внутреннем рынке страны экспортера и ценой на рынке страны импортера.
Встречный (взаимный) демпинг - взаимные поставки (встречная торговля) одного и того же товара между двумя странами по демпинговым ценам. Эта разновидность демпинга также встречается редко: в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран. Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам. Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам является политика антидемпинга или антидемпинговые меры. Известны два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:
- введение антидемпинговых пошлин (в том числе в форме предварительных мер - временных антидемпинговых пошлин);
- принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств, предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.
Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины. В настоящее время главное внимание правительств сосредотачивается на содействии сбыту продукции, усиливающей в долгосрочном плане позиции страны на мировом рынке. Одним из наиболее распространенных методов стимулирования экспорта товаров является предоставление экспортных субсидий или премий.
Экспортные субсидии (премии) - это финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.
Специфические субсидии - субсидии, доступ к которым ограничен, т.е. они предоставляются только отдельным предприятиям или отраслям, либо группам предприятий.
Компенсационные пошлины - пошлина, которая применяется при введении мер по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), сверх базовой ставки таможенной пошлины.