Глава 3. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
В течение длительного времени в Российской Федерации наблюдается утрата земель сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельхозпредприятиями, либо за иными хозяйствами. В данном случае речь идет об утрате земель, обусловленной финансово-экономическими проблемами сельхозпредприятий, с одной стороны, и интересами иных лиц, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, с другой. Во многих случаях при этом используются процедуры банкротства.
В законодательном отношении решение проблем несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных предприятий регулируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».Особенности проведения процедур банкротства сельхозпредприятий отражены в трех специально выделенных статьях 177-179 указанного Федерального закона. Главными особенностями являются следующие:
· - при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ;
· - оздоровительные процедуры банкротства, вводимые в отношении сельскохозяйственной организации, проводятся до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
· - в случае если в ходе оздоровительной процедуры банкротства имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, сроки проведения оздоровительных процедур могут быть продлены;
· - при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством;
· - арбитражный управляющий при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости;
· - при продаже имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника;
· - преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
В настоящее время наибольший интерес заинтересованных лиц направлен на приобретение, в том числе через процедуры банкротства, земельных участков, закрепленных за теми или иными сельхозпредприятиями, особенно за государственными (либо с государственным участием), так как такие предприятия используют (либо использовали) довольно большие участки. Данная проблема обсуждается в средствах массовой информации и в частных беседах, говорится о необходимости включения государственных структур в регулирование протекающих процессов, однако, как правило, все обсуждение носит либо не профессиональный, либо «лукавый» характер.
Указанные обстоятельства не позволяют сельхозпредприятиям законно использовать земельные участки в качестве предмета залога для получения финансовых, либо иных кредитов (право пользования и право аренды не может быть предметом залога, так как носит исключительно субъектно-предметный характер). Кроме того, на сельхозпредприятиях с государственным участием вопрос передачи имущества в залог должен решаться с участием представителей государственных органов.
В случаях банкротств сельхозпредприятий заинтересованные приобрести земельные участки лица обычно используют следующую схему (с небольшими вариациями).
Конкурсный управляющий продает недвижимое имущество заинтересованному лицу, а указанное лицо затем оформляет на этом основании либо аренду земельного участка, на котором расположено приобретенное им недвижимое имущество, либо договаривается о приобретении участка в собственность, также мотивируя свое желание наличием на участке своей недвижимости.[9, с. 26]
Конкурсные управляющие охотно идут на реализацию указанной схемы, так как, обычно в отсутствие финансовых средств, заинтересованное лицо берет на себя финансовое обеспечение оформления первичных прав на земельный участок, а также проведение его оценки. В условиях временной и организационной ограниченности проведения конкурсного производства конкурсный управляющий особенно не раздумывает над сделанными ему предложениями, особенно в случае паевой (долевой) собственности на земельные участки.
Указанная схема особенно хорошо работает в случае бездействия представителей государственных органов в управлении сельхозпредприятием с государственным участием, или в дальнейшем представителей государственного финансового контрольного органа при рассмотрении результатов оценки имущества и имущественных прав должника-банкрота. Указанное бездействие позволяет существенным образом снизить стоимость реализации изложенной схемы, сделать ее вполне личностно-программируемой, что и является особенно привлекательным.
Следует отметить, что участие отраслевых государственных органов в осуществлении контроля и в регулировании вышеуказанных процессов практически не просматривается.
Таким образом, для осуществления эффективной деятельности отраслевых государственных органов в проведении банкротных и связанных с ними процедур, требуется развернуть комплекс работ, включающий в себя:
- кадровое обеспечение проведения процедур банкротства в отношении конкретных сельхозпредприятий;
- оперативное сопровождение собственно процедур банкротства конкретных сельхозпредприятий;
- организацию подготовки и консультирования государственных представителей в управлении сельхозпредприятиями с государственным участием;
- другие предметные работы.
Следовательно, программа таких работ может быть разработана и в дальнейшем методически поддерживаться специализированным консультационным советом, образованным при Министре сельского хозяйства Российской Федерации. В такой совет должны быть включены специалисты, имеющие значительный опыт проведения довольно специфических процедур.