Диффузия инноваций осуществляется как
а) распространение нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности;
б) широкомасштабное освоение нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности;
в) равновесное распространение нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности;
г) ограниченное распространение нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности;
д) распространение нововведений в научно-технической деятельности.
12. Отдельные инновационные проекты в инновационных программах взаимосвязаны между собой:
а) функционально;
б) по срокам выполнения;
в) по ресурсным ограничениям;
г) по целям;
д) проекты не обязаны быть взаимосвязанными.
Основная и дополнительная литература:
Основная литература:
1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. Учебное пособие.– М.: Гардарики, 2006. – 301с.
2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Уч. пос. – М.: Гардарики, 2005. – 224с.
3. Баранчеев В.П. и др. Инновационный менеджмент: Уч. пос. – ЗАО «Финстатинформ», 2000. – 127с.
4. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 312с
5. Гугелев А. В. Инновационный менеджмент: учебник. – «Издательский дом Дашков и К», 2007. - 335 с.
6. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов. Медынский В.Г. – М.: Инфра-М, 2007. – 294с.
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003 – 528с.
8. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Уч. пос. / Под ред. П.Н. Завлина и др. – М.: Изд-во «Экономика», 2000. – 475с.
9. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208с.
10. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пос. – СПб.: Питер, 2005. – 318с.
Дополнительная литература:
1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343с.
2. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Барышева А.В., ред. – М.: Дашков и К, 2007. – 383с.
3. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов. Швандар В.А., Горфинкель В.Я., ред. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 381с.
4. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 335с.
5. Колосов В.Г. Введение в инноватику: Уч. пос. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. – 147с.
6. Кортов С.В. Эволюционное моделирование жизненного цикла инноваций. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2003. – 342с.
7. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. – М.: Изд-во РДЛ, 2001. – 352с.
8. Кристенсен К.М., Рейнор М.Е. Решение проблемы инноваций в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 290с.
9. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М., 1997.
10. Ресурсы инноваций: уч. пос. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 318с.
11. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1990. – 296с.
12.Страус С. Большая идея, или Как бизнес-изобретатели превращали свои идеи в прибыльный продукт. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 224с.
13. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2001. – 240с.
14. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: ФиС, 2003. – 176с.
15.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». 2000 – 400с.
16.Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982.
17.Янсен Ф. Эпоха инноваций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 308с.
Вопросы итогового контроля знаний
1. Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов.
2. Классификации, свойства и функции инноваций.
3. Инновационный процесс.
4.Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса.
5. Жизненный цикл инновации.
6. Длинные волны в экономике.
7. Цели и основные направления инновационного менеджмента (ИМ).
8. Стратегия и тактика в инновационном менеджменте.
9. Функции управления инновациями.
10. Приемы инновационного менеджмента: бенчмаркинг, маркетинговый подход, инжиниринг.
11. Приемы инновационного менеджмента: бренд-стратегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер.
12. Современный системный подход к роли инноваций в конкуренции.
13. Классификация инновационных процессов; диффузионные процессы в инновационной среде.
14. Схема, формы, этапы инновационного процесса.
15. Управление процессами создания новых знаний и освоением новшеств.
16. Инновационная среда предприятия; инновационный потенциал; инновационный климат; структура внутренней среды предприятия, ее анализ.
17. Операционная инноватика; стратегическая инноватика; функциональное управление инновациями; программно-целевое управление.
18. Инновационный менеджер как организатор инновационного процесса.
19. Инновационный процесс в качестве инновационного проекта.
20. Основные понятия, выбор альтернативы при анализе проектов, этапы создания и реализации инновационного проекта.
21. Лидер проекта, концепция проекта; команда проекта.
22. Общие принципы оценки и факторы, влияющие на эффективность.
23. Показатели коммерческой, бюджетной и научно-хозяйственной экономической эффективности.
24. Методы выбора инноваций (инновационного проекта) для реализации (инвестирования).
25. Основные критерии для оценки проекта. Влияние факторов неопределенности и риска.
26. Наиболее популярные методы оценки: чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости, рентабельности проекта, внутренней нормы доходности.
27. Понятие и сущность инновационной стратегии развития организации.
28. Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации.
29. Понятие и особенности инновационной стратегии организации. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации.
30. Общие рекомендации по повышению инновативности организации.
31. Виды инновационной стратегии. Основные типы инновационной стратегии.
32. Специфика стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на разных стадиях инновационного процесса.
33. Субъекты инновационного предпринимательства.
35. Инжиниринговые, внедренческие фирмы, их задачи и роль в инновационной деятельности.
36. Понятие о фирмах – эксплерентах, патиентах, виолентах, коммутантах.
37. Альянс, совместные предприятия, консорциумы, концерны, финансово-промышленные группы; их роль в создании и диффузии инноваций.
38. Технопарковые структуры: инкубаторы; технологические парки; технополисы, регионы науки и технологии.
39. Роль государства в расширении технопарковых структур.
40. Значение, сложность, развитие инновационной сферы в РФ. Пути решения проблемы.
Глоссарий
Антрепренер — ключевая фигура инновационного управления. Это, как правило, энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, что и свои собственные, не боится повышенного риска и неопределенности, способен к активному поиску нестандартных решений и преодолению трудности при воплощении. Для антрепренера характерны и специфические личностные черты: интуиция, преданность идее, инициативность, способность идти на риск и преодолевать бюрократические преграды.
Базисные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль. Потенциальными результатами базисного нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций.
Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.
Бизнес — экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.
Бизнес-инкубатор — организация, обеспечивающая малые предприятия методической помощью, а также физическим пространством для работы, помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса. Деятельность бизнес-инкубаторов способствует осуществлению начальной стадии развития нового, как правило, малого предприятия, освоению новой продукции и реализации инновационных проектов.
Венчурная фирма — коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала).
Венчурный фонд (от англ. Venture — риск) — специализированный фонд, осуществляющий финансирование высокорискованных инновационных проектов.
Генератор идей — один из типов новаторского персонажа. К их характерным чертам относятся способность вырабатывать в короткие сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремление к решению сложных проблем, независимость в суждениях. «Генераторами идей» могут быть не только ведущие ученые и специалисты, выдвигающие новые предложения, но и инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты функциональных служб, выступающие с так называемыми «вторичными» инновациями. Традиционная практика неформального выделения «генераторов идей» в ряде отделений может подкрепляться организационными решениями: выдающимся новаторам присваиваются титулы «генераторов идей» с соответствующими стимулами и льготами, их активность влияет на карьерное продвижение.
«Деловые ангелы» — физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов. В отличие от банков они не требуют от предпринимателей в залог его дома и предприятия в качестве гарантии займа. Они могут оказать рискофирме при необходимости быструю помощь, так как около 2/3 «деловых ангелов» вкладывают деньги в предприятия, расположенные неподалеку от их дома. Недостатком является то, что у них нет средств для вторичного финансирования.
Диффузия инноваций — процесс масштабного распространения инноваций в различных отраслях и сферах экономики.
Жизненный цикл инновации — последовательный (относительно) состав стадий преобразования инноваций по цепочке от исследований до потребления и сервисной поддержки. 1. Исследования (научная идея, прикладное исследование и макет). 2. Разработки — конструкторско-технологические решения и опытный образец. 3. Промышленное производство (производственные решения и серийные образцы). 4. Маркетинговые решения (с помощью обратной связи воздействующие на три предыдущих стадии). 5. Логистика информационных и материально-вещественных потоков (с помощью обратной связи решения логистики воздействуют на четыре предыдущих стадии). 6. Диффузия инноваций (рыночное распространение). 7. Рутинизация инноваций у потребителей (этапы: приобретение; освоение; подготовка к потреблению (адаптация); включение в технологию своего делового процесса и повышение технологического уровня; включение в культуру своей организации и повышение своей компетенции; получение выгоды). 8. Сервисная поддержка.
Инкубатор — многофункциональный комплекс, предоставляющий разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и развития.
Инновационная активность — комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность методов, уровень технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.
Инновационная бизнес-система — система, направленная на устойчивую реализацию данного инновационного бизнес-процесса, которая включает как сам инновационный бизнес-процесс, так и дополняющие его другие инновационные компоненты, в том числе организационные формы инновационной деятельности, инновационную среду, инфраструктуру , динамику развития, стратегические позиции, организационный механизм, систему управления. Инновационная бизнес-система определяется конкретной бизнес-моделью.
Инновационная деятельность — совокупность действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов. Инновационная деятельность может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном. Она может быть межотраслевой и отраслевой. Результатами своей инновационной деятельности участники основного и обслуживающего инновационных процессов обмениваются через рынки.
Инновационная идея — бывает двух типов: 1) направленная на создание инноваций; 2) направленная на их реализацию. Первый тип — это идея, позволяющая создать что-то новое (научная, научно-техническая, инженерно-техническая, организационно-производственная идеи). Такие идеи представляют собой гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой или логистической). Они позволяют преобразовывать инновации, добавлять в них новые признаки, а также развертывать программы действий по решению задачи. Второй тип — это идеи использования новшества. Они служат в качестве гипотезы выбора альтернативной стратегии развития: что использовать, где, как и когда, с каким ресурсом, с какими последствиями (идеи перехода на выпуск нового продукта, оказания новой услуги, перехода на данную новую технологию, приоритетного использования данного ресурса и другие).
Инновационная инфраструктура — это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка
Инновационная позиция — оценка фактического состояния предприятия (организации) в рамках двухвекторного стратегического инновационного пространства, в котором один вектор — стратегический инновационный потенциал, а другой — стратегический инновационный климат. Причем уже известные целевые значения оценки и фактические сравниваются с целевыми, а результат сравнительной оценки может послужить основанием постановки задачи поиска и выбора инновационной стратегии развития.
Инновационная программа менеджера — совокупность рациональных действий и управленческих решений, направленных на нейтрализацию сопротивления инновациям со стороны коллектива и повышение эффективности управления процессами разработки и внедрения инноваций на предприятии.
Инновационная система — часть производственно-хозяйственной системы (ПХС) организации, элементы которой в наибольшей степени участвуют в инновационном процессе и инновационных трансформациях. Совокупность элементов инновационной системы может обеспечить проведение инновационных преобразований. Назначение инновационной системы организации — подготовить свои элементы и инновационный потенциал в целом для успешной реализации инновационных стратегий. Основную роль в инновационных системах при этом играет инновационный механизм в виде инновационного мультипликатора — умножителя инноваций.
Инновационная среда — внешнее окружение инновационной организации, ее инновационной системы, состоящее из дальнего окружения (макросреды), практически малодоступной для оказания со стороны организации какого-либо влияния, и ближнего окружения (микросреды), поведение которого под определенным влиянием организации. В инновационной среде формируется инновационное поведение организации. Внешняя среда составляет инфраструктуру инновационной системы организации.
Основные элементы инновационной среды:
· инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;
· товаропроизводители конкурентоспособной продукции, которые выступают в качестве потребителя тех или иных новшеств;
· инвесторы, обеспечивающие на свой страх и риск финансирование всего комплекса работ по созданию требуемых новшеств;
· инновационная инфраструктура, то есть вся та совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т.п.
Инновационная стратегия — 1) совокупность мер в среднесрочной и долгосрочной перспективе по разработке и внедрению новшеств, воспроизводимых на производстве и востребованных рынком; 2) способ или средство достижения цели инновационного развития организации, представляющее собой какую-либо инновацию, определяющее участие организации в инновационном процессе и осуществление жизненного цикла инноваций, инновационное поведение организации, ее инновационную активность. Разработка и реализация инновационной стратегии представляет собой инновационный проект, через который инновационная стратегия инвестируется.
Инновационная сфера — представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.
Инновационная фирма — по первому подходу, это экономическая единица любой организационно-правовой формы, научно-технический потенциал которой составляет значительную долю ее экономического потенциала, а затраты на НИОКР — весомую долю ее объемов продаж (если ориентироваться на показатель, принятый в Японии, — 3%). По большей части, продукты, составляющие производственную программу подобной экономической единицы, находятся на стадиях освоения или роста жизненного цикла и заменяются новыми продуктами вскоре после стабилизации объема их продаж. Важнейшее место среди активов подобной компании занимают нематериальные активы. По второму подходу, построенному на более упрощенных критериях, это любая фирма, проявляющая большую инновационную активность и участвующая в инновационном процессе.
Инновационная цель — желаемый результат инновационной деятельности, то есть реализации инновационной стратегии (например, должно быть осуществлено производство новой продукции), выраженный качественно (именно новой продукции) и количественно (в заданном объеме выпуска), имеющий ответственного исполнителя (начальник производства), срок достижения (1 марта следующего года) и ограничение по ресурсам (в пределах утвержденной сметы расходов).
Инновационный бизнес-процесс — инновационный процесс, направленный на получение инновационного продукта и коммерческого результата от его реализации на рынке новшеств, и к тому же включающий определенные ресурсы и оператора (трансформатора, преобразователя, механизм) превращения этих ресурсов в инновационный продукт и коммерческий результат, а также возможный блок вспомогательных факторов.
Инновационный климат — интегральная оценка состояния компонентов внешней инновационной среды.
Инновационный менеджмент — совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности.
Инновационный мультипликатор — «умножитель инноваций» в виде формирования инновационных движущих сил организации; комплекса или системы инновационных рычагов (факторов, влияющих на инновационную активность); генерации и аккумулирования идей и знаний логистикой потоков идей, знаний и компетенций, а также системы мотивации. Это сочетание должно обеспечить долговременное увеличение потока инноваций.
Инновационный потенциал — интегральная оценка состояния элементов инновационной системы (активной части производственно-хозяйственной системы — ПХС). Ресурсная база, мобилизованная для реализации инновационной стратегии и на достижение ее целей, включает: 1) предложения по формированию портфеля продукции и услуг; 2) состояние функционально-производственного (делового) блока с его жизненными циклами продуктов и услуг, жизненными циклами инноваций, инновационными системами (механизмами, мультипликаторами и рычагами); 3) материально-техническую ресурсную базу; 4) настройку организационного обеспечения; 5) возможности системы управления.
Инновационный проект — сложная система взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных задач и приоритетных направлений развития науки и техники. Инновационные проекты могут быть разными. 1. Создание нового: бизнеса, продукции, услуги, технологии, метода, предприятия, подразделения, системы. 2. Внедрение новшества (переход на выпуск новой продукции, переход на новую технологию, внедрение новой системы чего-либо, обновление какого-либо элемента производственно-хозяйственной системы). 3. Подготовка предприятия, коллектива, сотрудников, информационно-коммуникационных технологий, материально-технической базы, производства, организационного обеспечения, системы управления к внедрению новшества. 4. Логистика потока информации, идей, инноваций, знаний, компетенций. 5. Маркетинг инноваций. 6. Новые услуги по сервисной поддержке нового товара.
Инновационный процесс — 1) совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций; 2) процесс преобразования научного знания в инновацию; 3) сочетание основного и вспомогательного процесса, когда осуществляется основной процесс преобразования знания в инновацию и инновации в компетенцию, а вспомогательный процесс обеспечивает основной необходимыми услугами. Основной процесс можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых идет созревание идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, и инновация распространяется, затем принимается, осваивается и практически используется, и извлекается выгода. Параллельно идет вспомогательный процесс, обеспечиваемый инфраструктурными звеньями. Инновационный процесс, его организация, управление и инвестирование реализуется через инновационные программы и совокупность инновационных проектов. Инновационный процесс большей части инноваций, носящих научно-технический характер, базируется на процессе создания и освоения новой техники.
Инновационный рычаг — существенное качественное повышение какого-либо фактора, связанного с увеличением инновационного потенциала, которое в результате вызовет усиление инновационной активности и появление (частный мультипликационный эффект) потока инноваций. Такими рычагами могут быть: низкие затраты, быстрый рост, высокие прибыли, сильные торговые марки, повышение гибкости и усиление совместных усилий.
Инновация (нововведение) — рассматривается с нескольких сторон. Во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества; во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы-создателя, рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества; в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате рыночной диффузии новшество дошло до потребителя (то есть оно получено, приобретено), состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать), и проведена рутинизации новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками), потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате чего повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса).
Интрапренер — специалист и руководитель, ориентированный на внутренние инновационные проблемы, на внутреннее инновационное предпринимательство. В его задачи входит организация многочисленных «мозговых штурмов», организация первичного поиска новых идей, создание атмосферы вовлеченности сотрудников в инновационный процесс и обеспечение «критической массы» новаторов, чтобы компания могла считаться в целом новаторской. Как правило, это руководитель подразделения, отличающегося повышенной творческой активностью, но иногда интрапренер и сам возглавляет творческую группу.
Коммерциализация — превращение новации в инновацию посредством внедрения на рынок.
Модель ТАМО — модель Феликса Янсена, описывающая инновации как коммерциализацию чего-то нового, отражающая комплекс инноваций, обеспечивающих постоянный рост и процветание компании, включающий: Т — новую технологию; А — новые приложения к технологии в виде новых продуктов и новых услуг; М — формирование новых рынков и маркетинговых технологий; О — построение новых организационных форм. При этом увеличивается итоговая ценность для потребителей и, тем самым, усиливается их лояльность.
Модифицирующие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.
Новация (новшество) — все, к чему можно приложить определение «новое». Новация — это результат чьей-либо творческой деятельности, который может иметь следующий вид: новый продукт, новая услуга, новая технология, новый метод или способ, новый рынок, новое экономическое, социальное, организационно-управленческое решение. Новшество должно обладать определенными признаками новизны и должно быть предложено потребителю через рынок или какой-либо другой распределительный механизм.
Организационные нововведения — включают в себя три основных типа: нововведения процедурного характера; нововведения, связанные со структурными преобразованиями, и нововведения, связанные с изменением производственных элементов, из которых состоит организация. Наиболее часто встречаются организационные нововведения процедурного типа: изменение набора показателей, методов расчета коэффициентов значимости и т.п. К структурным нововведениям относятся изменения в направлениях соподчиненности, координации, обмена информацией между существующими звеньями и элементами. К наиболее радикальным организационным нововведениям относятся преобразования производственных элементов: введение новых подразделений и звеньев, ликвидация старых структурных единиц, проведение слияния подразделений, поглощение других компаний и т.д. Изменение набора производственных элементов обязательно требует соответствующих структурных и процедурных изменений. Возможен и обратный процесс, так как накопление большого количества процедурных организационных нововведений с течением времени может потребовать структурных, а затем и элементных изменений.
Патент — государственный документ, подтверждающий право интеллектуальной собственности на изобретение.
Показатель инновативности «ТАТ» — характеризует инновативность фирмы. Термин «ТАТ» запущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «turn around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его внедрения на рынок в больших количествах. В цветном телевидении фирме «Мацушита» принадлежит своего рода рекорд — «ТАТ» в 4,7 месяцев.
Псевдоинновации — инновации, несущественно изменяющие базисные или модифицирующие и, зачастую, отличающиеся сомнительной степенью востребованности потребителем.
Рынок инноваций — совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.
Технопарк — гибкая научно-производственная структура, представляющая собой полигон по созданию и эффективному продвижению наукоемкой продукции. Является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.