Понятие и принципы финансовой политики

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-эконо- мических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финан- совую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эф- фективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определя- ет тактику действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия — долговременный курс финан- совой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.

Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния эко- номики, перспектив ее стабилизации и развития производи- тельных сил и производственных отношений, развития потреб- ностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития об- щества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного произ- водства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в центра- лизованных фондах государства. Формирование централизо- ванных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, уч- реждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосудар- ственного и оборонного значения.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспре- деления стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государ- ственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.

3. Определение основных направлений использования фи- нансовых ресурсов государства. Целью выработки основных

направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, ко- торый можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

· методы распределения национального дохода;

· способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных);

· методы образования государственных целевых фондов;

· виды платежей в бюджет и целевые фонды;

· финансовое планирование и прогнозирование;

· финансовый контроль.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная поли- тика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, на- правленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине ХХ в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регули- рования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).

Следует отметить, что финансовая политика не ограничива- ется изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве — это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования важное значение имеют:

· финансовое регулирование и стимулирование производ- ства;

· финансирование научно-технического прогресса;

· страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирова- ния основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налого- вых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

Наши рекомендации