Государственный долг: основные причины и показатели оценки
Проблема государственного долга приобрела актуальности во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. На современном этапе развития проблема государственного долга является одной из основных для Украины.
Государственный долг – общий объем непогашенных обязательств правительства на внутреннем и внешнем рынке. Главными причинами возникновения и роста государственного долга являются:
· постоянный дефицит государственного бюджета;
· фискальная политика, направленная на уменьшение налогового гнёта без соответственного сокращения государственных расходов;
· влияние политических бизнес-циклов (увеличение затрат накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);
· милитаризация, введение войн и т.д.
Государственный долг может быть как внутренним (задолженность по выпущенным и непогашенным государственным ссудам) так и внешним (финансовые обязательства страны иностранным кредиторам).
Государственный внутренний долг Украины – задолженность прошлых лет и задолженности, которая возникает по долговым обязательствам правительства Украины. К долговым обязательствам правительства Украины относятся выпущенные им ценные бумаги; другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством; кредиты, полученные им. Величина государственного долга регулируется законодательно в Украине с 1992 г. Законом «О государственном внутреннем долге Украины», где указано, что государственным внутренним долгом Украины являются долговые обязательства правительства в денежной форме. Условия и порядок выпуска государственных ценных бумаг и регулирование их обращения определяются Законом Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».
Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 % фактического годового объёма ВВП Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров обязан предпринять срочных мероприятий для уменьшения суммы государственного долга к 60 % и ниже. Объёмы государственного долга является важным индикатором общего состояния экономики. Существует несколько показателей оценки государственного долга: долг на душу населения (сумма государственного долга на каждого гражданина страны); соотношение между долгом и индивидуальными доходами (часть общего неоплаченного долга на каждые 1000 денежных единиц индивидуального дохода); соотношение долга к ВВП (этот показатель зависит от таких факторов: уровня реальной процентной ставки, которая влияет на размер выплат по долгу; темпов роста реального ВВП; объёмов первичного дефицита)
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга. В управлении внутренним и внешним долгом существуют некоторые специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.
Обслуживание долга – это комплекс мероприятий государства по погашению займов, выплате процентов по ним и изменению условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В отдельных случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, то есть погашению задолженности путем выпуска новых займов. Выплата процентов, выигрышей средств на погашение займов составляет основную часть затрат на обслуживание государственного долга. К другим относятся затраты по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведение тиражей выигрыша, тиражей гашения и некоторых других затрат. Обслуживание государственного внутреннего долга Украины осуществляется Министерством финансов Украины через банковскую систему Украины путем проведения операций по размещению облигаций внутреннего государственного займа, других ценных бумаг, их гашения и уплаты доходов по ним в виде процентов и в другой форме. Для финансировании затрат по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Украины в составе государственного бюджета Украины образуется фонд обслуживания государственного внутреннего долга Украины. В него зачисляются средства в размере 50%, полученные от приватизации имущества государственных предприятий. Министерство финансов Украины ежегодно публикует в общедоступном издательстве ведомости про государственный внутренний долг Украины.
Таким образом, можно выделить такие методы управления государственным долгом является конверсия, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Конверсия – это замена доходности займов. Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые должны быть выплачены по займу. Увеличение сроков действия выпущенных займов называется консолидацией. Консолидация и конверсия может проводится также одновременно. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Этот метод экономических обоснований не имеет. Отсрочка погашения займа, как правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее выпущенных займов. Все указанные методы применяются по отношению к внутреннему долгу. Отсрочка погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутреннему, так и внешнему долгу. Аннулирование долгов может быть обусловлено финансовой неспособностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами.