Общая схема проектного анализа
Прединвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный этапы инвестиционного процесса.
Реализация ИП проходит в несколько этапов. Процесс, включающий в себя все этапы (фазы), связанные с зарождением замысла проекта, его реализацией и достижением заданных показателей эффективности, называется инвестиционным циклом.
В зарубежной литературе принято выделять три основные фазы ИП: прединвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная.
Прединвестиционная фаза связана с поиском и выбором инвестиционной концепции и на практике вызывает наибольшие сложности, так как любое решение затрагивает интересы многих: граждан, юридических лиц, общественных организаций, движений. Успешное осуществление этой фазы возможно лишь при достижении баланса интересов.
Успешная разработка концепции ИП предполагает обязательное выполнение следующих этапов: разработка проекта, технико-экономическое обоснование, маркетинговые исследования, выбор поставщиков сырья и оборудования, переговоры с потенциальными инвесторами и участниками, юридическое оформление; подготовка эмиссии ценных бумаг.
Итогом первой фазы является развернутый бизнес-план ИП. Именно на этом этапе формируется основа конкурентоспособности проекта.
Прединвестиционная стадия начинается с формирования бизнес-идеи и определения инвестиционных возможностей. Эта работа проводится с целью получения убедительных доводов в пользу осуществления ИП и его рентабельности. На этой стадии проводятся патентные и маркетинговые исследования, а для масштабных проектов - экологические и социологические. Многие известные специалисты подчеркивают важность достоверной оценки этой стадии ИП. Липсиц И.В., Коссов В.В. исходят из того, что «без обоснованной уверенности в успешной реализации будущего продукта (услуги) и получении запланированной прибыли, то есть без надлежащей маркетинговой проработки, все последующие расчеты, в том числе по оценке эффективности проекта, станут в значительной степени формальными упражнениями с цифрами, и их результаты могут оказаться, далеки от реальности».[16] Москвин В.А. обращает особое внимание на неопределенность и высокий уровень риска на самой ранней стадии ИП, связанной с оценкой востребованности бизнес-идеи ИП[17].
На основе полученных данных проводятся предварительные расчеты для определения возможностей реализации (финансовой осуществимости) и эффективности проекта.
Бизнес-план является основной составляющей инвестиционного проекта. Бизнес-план составляется на прединвестиционной фазе жизненного цикла проекта, когда проведены необходимые исследования и научно-технические разработки, осуществлен предпроектный анализ. На данной стадии бизнес-план является итоговым документом.
После принятия решения о проектировании конкретного объекта начинается инвестиционная фаза.
Инвестиционная фаза или фаза внедрения проекта характеризуется тем, что, во-первых, начинают предприниматься действия, требующие гораздо больших затрат и носящие необратимый характер (например, строительство объекта); во-вторых, проект еще не в состоянии развиваться за счет собственных средств, поэтому фаза характеризуется широким спектром консультационных и проектных работ. На этом этапе можно скорректировать некоторые параметры ИП, сократив финансирование или, напротив, увеличив его.
Инвестиционная фаза может быть разделена на следующие стадии:
· установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта
· приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы
· Детальная проектная проработка и заключение контрактов, включая участие в тендерах, оценку предложений и проведение переговоров
· Приобретение земли, строительные работы и установка оборудования
· Предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы
· Набор и обучение персонала
· Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия
Необходимо постоянно сравнивать прогнозные величины с данными о реальных инвестиционных и производственных затратах, накапливающимися в течение инвестиционной фазы. Это необходимо для того, что бы наблюдать и контролировать конечные изменения в общей величине прибыльности проекта, что может, в свою очередь, потребовать изменения величин краткосрочных ссуд и акционерной доли инвестиционного проекта.
В прединвестиционной фазе качество и надежность проекта более важны, чем фактор времени, тогда как в инвестиционной значение временного фактора возрастает в связи с необходимостью удержать проект в рамках прогнозных данных, полученных в ТЭО
Эксплуатационная фаза начинается с момента ввода в действие основного оборудования, после приобретения недвижимости или иного вида активов. Она предполагает производство продукции (оказание услуг) и соответствующие поступления и текущие издержки. Влияние на проект оказывает длительность фазы: чем она продолжительнее, тем больше совокупная величина дохода и, следовательно, тем более оправданы ожидания по поводу результатов реализации ИП.
Проблемы фазы эксплуатации нуждаются в рассмотрении как с краткосрочных, так и с долгосрочных позиций. Краткосрочные касаются начала производства, когда могут возникнуть проблемы, связанные с применением технологий, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. Большинство из этих проблем берут начало в фазе осуществления проекта.
Долгосрочный подход касается выбранной стратегии и совокупных издержек на производство и маркетинг, а так же поступлений от продаж.
Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.
Формулировка проекта (иногда используется термин «идентификация»). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес-идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них принять на завершающей стадии разработки.
Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес-идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.
Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.
Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес-идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.
Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов.
Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис.4. представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Анализ коммерческой выполнимости проекта
Принципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:
Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
По статистике последних лет, степень разорения фирм в странах третьего мира составляет около 80%. Основная причина банкротств –недостаточный маркетинг.
Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.
На какой рынок сфокусирован проект - международный или внутренний?
Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?
Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?
Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?
Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше?
Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка.
Рис.4. Общая последовательность анализа проекта
Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке. Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке инвестиционного проекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее с издержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень этой неопределенности.
Сознавая невозможность исчерпать все маркетинговые аспекты инвестиционного проектирования, попытаемся выделить ключевые смысловые разделы маркетинга и дать им краткую характеристику. Полное замыкание всех вопросов маркетинга позволяют сделать четыре следующих блока: анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработка маркетингового плана продукта, обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.
Ниже приведена краткая характеристика указанных блоков.
Цель исследования рынка - выявление потребительских запросов, определение сегментов рынка и процесса покупки для улучшения качества и ускорения процесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта должны быть рассмотрены следующие ключевые вопросы:
Кто является потенциальным покупателем?
Каковы причины покупки продукта?
Как будет производиться покупка?
Какая информация нужна и как ее можно собрать?
Структурное исследование рынка следует начать с выявления конкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных или международных компаний, традиционных или новых, маркированных или немаркированных продуктов. Следует также оценить возможность и значение вхождения на рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков). Ключевые вопросы, требующие обязательного ответа, сводятся к следующему:
Какова существующая структура рынка данного продукта?
Основа конкуренции в данной отрасли?
Как на конкурентную среду влияют институциональные ограничения?
Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны как для самого предприятия, так и для стратегического инвестора. Выделяя так называемые ключевые факторы успеха (КФУ), предприятие сравнивает свое положение со всеми конкурентами, давая ответ в одном из трех видов «лучше», «хуже» или одинаково по отношению к каждому конкуренту. Назначая весовой коэффициент для каждого ключевого фактора, маркетинговый аналитик определяет обобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия.
Маркетинговый план должен быть составной частью проекта. При его разработке маркетолог должен ответить на следующие вопросы:
Насколько хорошо разработан продукт?
Была ли определена правильная стратегия ценообразования?
Была ли определена правильная стратегия продвижения товара на рынок?
Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продавца и покупателя?
Объединены ли элементы маркетинговой смеси в единый работающий маркетинговый план?
В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
Технический анализ
Задачами технического анализа инвестиционного проекта являются:
· определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,
· анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,
· проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.
Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:
· совместное предприятие с иностранной фирмой - частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;
· покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;
· «turn-key» - покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;
· «product-in-hand» - «turn-key» плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;
· покупка лицензий на производство;
· техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия.
Ключевые факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующих аспектов использования технологий.
Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах (масштабы могут быть слишком велики для конкретного рынка).
Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, каковы их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружающей среды).
Коммунальные услуги и коммуникации.
Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию, имеет на нее патент или лицензию.
По крайней мере начальное сопровождение производства продавцом технологии.
Приспособленность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).
Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующее полной производительности.
Безопасность и экология.
Капитальные и производственные затраты.
Расчет обобщенного критерия производится по формуле:
(1)
где W - вес частного критерия; Gn - величина частного критерия.
Наилучшим принимается технический проект, который имеет наибольшее значение критерия. В частности, в рассмотренном примере технические альтернативы А и D почти одинаковые, но можно отдать предпочтение D.
Финансовый анализ
Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Обстоятельному изложению этого вопроса будет посвящено несколько отдельных глав. Сейчас мы очертим лишь комплекс вопросов финансового анализа с их взаимной увязкой. Общая схема финансового раздела инвестиционного проекта следует простой последовательности.
Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.
Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Остановимся кратко на ключевых вопросах финансового раздела инвестиционного проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.
Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности - определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.
Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включает:
· определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,
· установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,
· оценку стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта,
· прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,
· оценку показателей эффективности проекта.
Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта, должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа «стоимости денег во времени». Данный принцип гласит: «Доллар сейчас стоит больше, чем доллар, полученный через год», то есть каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков.
Итак, проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом описанного выше финансового феномена
В процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самом деле, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи с изменением покупательной способности денег. В то же время существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта может быть сделан, игнорируя инфляционный эффект.
Все современные методы оценки эффективности инвестиционных проектов будут рассмотрены в следующей главе работы.
Экономический анализ
Основной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано выше, можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства или достижения им стратегических целей, как-то:
· насыщение рынка определенным товаром,
· создание дополнительных рабочих мест,
· повышение конкурентоспособности отечественных товаров,
· поддержание или укрепление привлекательности региона (страны),
· обеспечение обороноспособности государства,
· цели, связанные с социальными потребностями общества, и другие.
Экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.
Институциональный анализ
Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача - оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме.
Анализ возможностей производственного менеджмента. Хорошо известно, что плохой менеджмент в состоянии завалить любой, даже сверххороший проект. Анализируя производственный менеджмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:
· опыт и квалификация менеджеров предприятия,
· их мотивация в рамках проекта (например в виде доли от прибыли),
· совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.
Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта, должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Данный вопрос становится актуальным в случае использования принципиально новой для предприятия зарубежной или отечественной технологии. Может сложиться ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либо обучать рабочих, либо нанимать новых.
Анализ организационной структуры. Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее сложным, учитывая практически полное отсутствие опыта на российских предприятиях в этом вопросе. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемого инвестиционного проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру, перейдя от иерархической к матричной структуре управления в целом по предприятию.
Основные приоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловлены следующими двумя аспектами.
1. Политика государства, в которой выделяются для детального анализа следующие позиции: условия импорта и экспорта сырья и товаров, возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства и экспортировать товары, законы о труде, основные положения финансового и банковского регулирования.
Данные вопросы наиболее важны для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвестора.
2. Одобрение государства. Данный фактор следует рассматривать главным образом для крупных инвестиционных проектов, направленных на решение крупной задачи в масштабах экономики страны в целом. Здесь наиболее важным является фактор времени для одобрения. Наиболее опасной выглядит ситуация, когда проект безупречен в техническом, финансовом и экономическом отношении, есть инвесторы, готовые сейчас вложить деньги в проект, но решение государства задерживается или откладывается на 1-2 года. В результате инвестор вкладывает деньги в другой проект.
Анализ риска
Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.), являются неопределенными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предполагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, то есть убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.
Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.
Выбирают параметры инвестиционного проекта, в наибольшей степени неопределенные.
Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.
В инвестиционном проекте представляют три сценария:
· базовый,
· наиболее пессимистичный,
· наиболее оптимистичный (необязательно).
Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.
Окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнес-плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечисленные выше вопросы.
В то же время структура бизнес-плана не предполагает повторение разделов настоящей главы. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес-планирования, которым надлежит следовать «во всех случаях жизни». Бизнес-план инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.