Политика монетизации экономики

Насыщение денежного оборота необходимой массой денежных средств сталкивается с разнонаправленными тенденциями: ростом денежной массы и инфляции, причем высокие темпы роста денежной массы не оказывают ожидаемого влияния на рост инфляции, что свидетельствует о повышенном спросе денежного оборота на рублевую массу (влиянии немонетарных факторов на инфляцию). Кроме того, проводимый курс денежно-кредитной политики оказывает влияние на развитие ряда опасных для национальной экономики тенденций.

Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики: сохранение высоких рисков банковского кредитования предприятий реального сектора; рост напряженности на внутреннем валютном рынке и риски, связанные с высоким уровнем долларизации банковских активов и сбережений; ориентация на ограничительную политику ЦБ РФ относительно рефинансирования коммерческих банков и кредитования реального сектора (рост чистых иностранных активов российских банков и использование инструментов стерилизации роста денежной массы).

Сдерживание инвестиционного спроса порождает и проблемы излишней денежной массы и стерилизации рублевой эмиссии. На это направлена политика подавления активной, перераспределительной функции бюджетной системы - сужение бюджетного финансирования до предела, определенного «нормой» профицита федерального бюджета. Сохраняется заведомо конъюнктурный (временный) характер масштабного накопления валютных резервов, эффект которого резко снизится в момент снижения размеров обслуживания государственного долга и с ростом спроса на валюту в связи с неуклонным расширением импорта (вступление в ВТО и другие подобные акции, не считая укрепления валютного курса рубля). Увеличение валютных резервов при коэффициенте достаточности международных резервов, равном 7-8 мес, в то время как международно признанным считается 3 мес, оценивается как фактор владения ЦБ РФ ситуацией на валютном рынке. Такое значительное увеличение золотовалютных резервов направлено на преодоление возможных резких изменений валютного курса рубля.

Экономика в ситуации дефицита денег и неуправляемости сферы финансовых отношений порождает синдром гипертрофии «ценности» денег и спекулятивных операций. В этих условиях преимущество получают экономические субъекты, действующие на финансовых рынках, относительно структур производственной сферы, соответственно инициируется тенденция дезинтеграции финансово-банковской и производственной сфер.

Для рассмотрения кредитно-денежной системы в финансовой безопасности необходимо дать ее четкое определение в нужном контексте. Основными понятиями в данной теме являются:

Денежно-кредитное регулирование – одна из функциональных подсистем обеспечения экономической безопасности государства, представляющая собой целенаправленное воздействие государства на состояние экономики при помощи денежно-кредитного механизма устранения отклонений от намеченного курса.

Денежно-кредитная политика – курс государства в сфере обеспечения его экономической безопасности методами денежно-кредитного регулирования, выражающийся в совокупности мероприятий денежно-кредитного характера.

Необходимость формирования денежно-кредитной политики и адекватного ей инструментария обусловлена действием закона денежного обращения, игнорирование которого формирует угрозу экономической безопасности государства.

При формировании денежно-кредитной политики главным является определение целей и соответствующих им задач. При формировании модели денежно-кредитного регулирования, прежде всего, необходимо целостное восприятие процесса, что требует построения определенной системы, ориентированной на цели денежно-кредитной политики и содержащей адекватный ей денежно-кредитный механизм.

Для воздействия на денежную базу в рыночной экономики традиционно применяются косвенные способы денежно-кредитного регулирования. Благодаря современному финансовому кризису проявились новые способы денежно-кредитного регулирования, которые ранее в теории к таковым не относились. Многие из этих способов тесно связаны с бюджетным регулированием.

Кроме того, следует также обратить внимание на специфический способ денежно-кредитного регулирования, осуществляемый посредством экспорта/импорта инфляции. В случае экспорта инфляции главной целью является обеспечение стабильности собственной валюты через поддержание ее значимости для экономики других стран, что обусловлено потребностью обеспечения экономической безопасности государства через денежно-кредитное воздействие на экономику других государств.

С позиции обеспечения финансовой безопасности государства нетрадиционный подход к классификации способов денежно-кредитного регулирования связан с усилением значимости взаимосвязи денежно-кредитного регулирования с бюджетным регулированием, а также с другими способами экономического регулирования. Самодостаточность способов денежно-кредитного регулирования со стороны только центрального банка уже себя исчерпала. Необходимо синтезированное воздействие разных видов экономической власти для формирования эффективной системы обеспечения финансовой безопасности государства.

Для выработки стратегии и тактики обеспечения финансовой безопасности способами денежно-кредитного регулирования необходимо выявить возможность противодействия угрозам финансового характера, акцентируя внимание на угрозах денежно-кредитного характера.

Установление денежно-кредитных регуляторов должно осуществляться, прежде всего, по отношению к угрозам денежно-кредитного характера. Но следует учитывать возможность их использования для устранения угроз в других сферах. В результате использования денежно-кредитных регуляторов возможно развитие по двум сценариям: желательному и нежелательному.

Реализация желательного сценария предполагает устранение или снижение степени значимости угрозы, в результате чего обеспечивается необходимый уровень финансовой безопасности. Нежелательный сценарий предполагает возникновение новой угрозы или повышение степени их значимости. Наиболее опасной для экономики государства с открытой экономикой является финансовая блокада, осуществляемая со стороны другого государства с целью финансового давления.

При выборе приоритетного воздействия на уровень финансовой безопасности через способы денежно-кредитного регулирования необходимо учитывать их сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится возможность эффективной борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом, достижения более мягкого и быстрого результата (по сравнению с бюджетными методами), меньшего социально-политического резонанса (в случае «непопулярных мер») и определенной изолированности от политического лоббизма. К слабым сторонам относится невозможность прямого воздействия на обеспечение занятости, экономический рост и на социальную сферу.

Формирование системы монетарного воздействия прямо зависит от степени открытости экономики. Закрытый характер экономики упрощает использование денежно-кредитного регулирования в силу отсутствия некоторых видов угроз наднационального характера. Заметим, что замкнутость экономической системы Л. Вальрас рассматривал как одно из условий рыночного равновесия. Открытый характер экономики предполагает необходимость более глубокого постоянного контроля внешних угроз. Отсутствие экспортно-импортных операций значительно сужает круг угроз денежно-кредитного характера. Большинство современных государств реализуют модель открытой экономики, подпадая тем самым под влияние роста интеграции и глобализации.

Характер угроз, наличие которых требует применения денежно-кредитного регулирования, зависит от особенностей развития экономики страны. Но для всех современных государств наиболее важным направлением денежно-кредитного регулирования является инфляция. Эффективность монетарной политики государства с открытой экономикой зависит от степени влияния данного государства на мировые экономические процессы. В этой связи национальная экономика может рассматриваться как «великая» или «малая». Среди современных государств статусом «великой» обладает только экономика США. На уровень финансовой безопасности стран с открытой экономикой оказывают влияние такие ценностные параметры, как: мировые цены экспортные и импортные товары и услуги, процентные ставки по международным кредитам, валютный курс. В «малой» экономике цена товара, выступающего объектом международной торговли примерно должна равняться мировой цене с учетом национального обменного курса. Это правило получило название «правило единой цены». Нарушение этого правила приводит к неравновесному состоянию.

Таким образом, применение способов денежно-кредитного регулирования для обеспечения экономической безопасности государства требует учета множества факторов и специфики развития экономики страны. Неизбежность воздействия глобального экономического роста на монетарную политику большинства государств обусловливает необходимость разработки концепции обеспечения денежно-кредитной безопасности государства в условиях открытой экономики.

Наши рекомендации