Кредитные организации и парабанки: сущность, виды, порядок государственного регулирования их деятельности
Кредитная система представляет совокупность кредитных отношений и кредитно-финансовых учреждений, реализующих эти отношения. В настоящее время функционирует трехуровневая кредитная система:1 ур. ЦБ РФ;2 ур. Коммерческие банки.3 ур. Небанковские кредитные учреждения.
Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы.
Современные коммерческие банки – это кредитные учреждения, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном кредитной системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Основная цель функционирования комм. банков – получение максимальной прибыли.
Коммерческие банки, подразделяются на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки). СПЕЦИАЛЬНЫЕ БАНКИ многообразны, функциональны и выполняют отдельные формы операций: ипотечные, сберегательные и др.
Деятельность банков проявляется в форме выполняемых ими операций. Основными из них являются: кредитные, расчетные, комиссионные, курсовые, финансовые.
Кредитные операции банков состоят в покупке временных свободных денежных средств посредством приема свободных денежных средств населения: вкладов и депозитов крупных средств юридических лиц. Это пассивные операции. В меру их успешности банк выполняет активные операции: выдает кредиты.
Расчетные операции банков состоят в сборе наличных денег у своих клиентов, хранении и выдаче их им. По поручению клиентов банки осуществляют платежи с их счетов.
Комиссионные операции банков состоят в обеспечении взаимных платежей клиентов.
Курсовые операции: покупка и продажа иностранной валюты, ценных бумаг.
Финансовые операции: выпуск в обращение ценных бумаг предприятий, государства.
В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли важное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений относятся страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, строительные общества, инвестиционные и финансовые компании, кредитные союзы. Порой их называют парабанками.
Структура парабанковской системы РФ:
1.Организации специализирующиеся на основном виде кредита:-факторинговые компании;-пункты проката;-ломбарды;-лизинговые компании.
2.Организации выполняющие роль финансовых посредников:-инвестиционные фонды;-страховые компании;-негос-ые пенсионные фонды.
Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций.Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потреб. Кредитования. Инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения.
При этом нужно отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется прежде всего спецификой пассивных операций каждого вида кредитного учреждения. Так в банковской деятельности действует % ставка по вкладам и представленным кредитам. В страховом деле – страховой тариф. У инвестиционных компаний – курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций.
Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в гос. Ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредиты. Ц.Б.
Парабанковские учреждения ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре.
Его задачи многообразны и состоят, прежде всего, в том, чтобы: -обеспечить устойчивость денежного обращения в стране; -проводить единую финансовую политику; -регулировать деятельность коммерческих банков и др.
Деятельность банков и небанковских кредитных учреждений регулируется Законом «О банках и банковской деятельности». Кредитные учреждения регистрируются в ЦБ РФ и осуществляют деятельность согласно лицензии.
Гос-е регулирование кредитной системы осущ-ся след-ми методами:
1)денежно-кредитная пол-ка ЦБРФ в отношении кредитных орг-й;
2)налоговая пол-ка гос-ва в отношении кредитно-фин-ых институтов;
3)участие гос-ва в гос-ых и полугос-ых финансово-кредитных институтах;
4)законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующая деят-ть кредитно-фин-ых иснтитутов.
Налоговая пол-ка заключ-ся в изменении ставок налога на прибыль орг-ии. Увеличение ставок налога на прибыль способствует сокращению ссудных операций и повышению %ных ставок за кредитные ресурсы и наоборот.
Т.о., налоговое воздействие яв-ся достаточно эффективным инструментом гос-го регулирования кредитной системы.
Участие гос-ва в деят-ти кредитно-фин-х институтов заключ-ся в след-щем:
-приобретение гос-вом кредитно-фин-х институтов путем их национализации;
-создание гос-вом новых кредитно-финансовых институтов в дополнение к частным;
-долевое участие гос-ва путем приобретения акций кредитно-фин-х инст-в.
Законодательные меры предпринимаемые гос-й властью также оказывают большое влияние на регулирование кредитной системы. Эти меры заключ-ся в разработке пакетов законов, положений, инструкций, регламентирующих деят-ть кредитно-фин-х институтов.
22. Центральный банк России: цель, задачи, функции и операции. Направления денежно-кредитной политики на текущий финансовый год и на планируемый период.
Главным звеном любой банковской системы явл-ся Центр-й банк. В каждой стране исторически сложились свои названия ЦБ-в. ЦБи появились как коммерческие банки, к-ые были наделены правом эмиссии банкнот. Впоследствии за ними также закрепилась роль казначея гос-ва, посредника м/у гос-вом и коммерческими банками, проводника, денежно-кредитной пол-ки гос-ва. Будучи коммерческими банками ЦБи были национализированы гос-вом. В настоящее время капитал ЦБа полностью или частично принадлежит гос-ву.
В большинстве стран осн-м нормативным актом регулирующим деят-ть ЦБ явл-ся закон «О ЦБе». В России действует Фед-й закон «О ЦБе РФ (Банке России)».
Цели ЦБРФ:
1)защита и обеспечение устойчивости рубля;
2)развитие и укрепление банковской системы РФ;
3)обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Задачи Банка России сосредоточены по трем направлениям:
1)эк-ка в целом: обеспечить эк-кий оборот необходимыми денеж-ми ср-ми и стабильность нац-й денеж-й ед-цы;
2)по отношению к правительству: обеспечить необходимую помощь в реализации эк-ких программ прав-ва и размещать гос-е цен-е бумаги;
3)Банки и банковская система: по отношению к коммерческим банкам ЦБ выполняет роль банка банков, т.е. при необходимости ЦБ яв-ся кредитором коммерческих банков, предоставляя им кредиты для поддержания их ликвидности, ЦБ выступает органом надзора.
Принципы деят-ти ЦБ – э. основополагающие правила его функционирования, к-ые обеспечивают реализацию его целей и задач:
1)координация деят-ти с задачами гос-но-эк-кой пол-ки;
2)использование преимущественно эк-ких методов регулирования произв-ва и обращения;
3)бесприбыльное функционирование;
4)гласность;
5)законность;
6)соблюдение банковской тайны;
7)ответственность.
В соответствии с фед-м законом о ЦБРФ на Банк России возлагается выполнение 21 функций, к-ые можно объединить в 5 групп:
1)регулирующая;
2)нормативно-творческая;
3)операци-я;
4)информац-но-аналитическая;
5)контрольная (надзорная).
Регулирующая функция:
-во взаимодействии с прав-вом РФ разрабатывает и проводит единую гос-ую денежно-кредитную пол-ку;
-монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует налично-денежное обращение; -выступает кредитором для коммерческих банков.
Нормативно-творческая:
-утверждает графические обозначения рубля в виде знака; -устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
-устанавливает правила проведения банковских операций;
-определяет порядок осуществления расчетов с междунар-ми орг-ми, ин-ми гос-ми. А также с юр-ми и физ-ми лицами.
Операц-я функция:
-осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
-осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами РФ;
-осуществляет выплаты по вкладам физ-м лицам в признанных банкротом банках;
-яв-ся депозитарием ср-в межунар-го валют-го фонда (МВФ) в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные договорами с МВФ.
Информац-но-аналитическая функция:
-устанавливает и публикует офиц-е курсы ин-х валют по отношению к рублю;
-проводит анализ и прогнозирование состояний эк-ки в РФ в целом и по регионам, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Контроль-я функция:
-принимает решения о гос-й регистрации кредитной орг-ии, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действия и отзывает их;
-осуществляет надзор за деят-ю кредитных орг-й и банковских групп;
-регистрирует эмиссию цен-х бумаг кред-х орг-й;
-организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.
Банк России имеет право осуществлять след-щие банковские операции и сделки с рос-ми и ин-ми кред-ми орг-ми, правительством РФ:
1)предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение цен-ми бумагами и др-ми активами;
2)предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более 1 года российским кредитным орг-ям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня;
3)покупать и продавать цен-е бумаги на открытом рынке;
4)покупать и продавать облигации;
5)покупать и продавать ин-ую валюту;
6)покупать, хранить, продавать драг-е металлы и иные виды валютных ценностей;
7)выдавать поручит-ва и банковские гарантии;
8)открывать счета в рос-м и иных кредитных орг-ях на территории РФ и на территории ин-х гос-в;
9)выставлять чеки и векселя в любой валюте;
10)осуществлять др-е банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями ден-го оборота, принятыми в международной банковской практике.
Направления денежно-кредитной пол-ки на 2013, 2014-2015 гг. Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.
В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика будет направлена на контроль над инфляцией.
Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.
Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе.
Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности.
Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости, валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка.
В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу.
Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности.
В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций.
Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.
Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.