Состав и значение налоговых доходов федерального бюджета
Существуют различные определения понятия «бюджет». Как правило, каждый автор придерживается своей точки зрения. Рассмотрим некоторые из них, чтобы составить объективное мнение.
Бюджет можно рассмотреть в различных аспектах. Так Н.И. Химичева отмечает: «В материальном аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный, в масштабах определенного государственного или муниципального образования, денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.
В правовом аспекте бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления [21].
П.И. Вахрин и А.С. Нешитой считают, что по экономической сущности бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления [9].
А.М. Бабич и Л.Н. Павлова придерживаются единого определения «бюджет», которое сочетает все вышеперечисленные аспекты. Они считают, что оно должно звучать так: бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления [3].
Рассмотрев и проанализировав все вышеперечисленные определения, нужно отметить, что наиболее четко и полно его выразили А.М. Бабич и Л.Н. Павлова. Но, по мнению автора данной работы, его следует немного дополнить.
Таким образом, бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов; финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год; совокупность бюджетных отношений по формированию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.
С помощью бюджетов, так же как и посредством связанным, с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны одной медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Следовательно, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике [17].
Доходы бюджетов в материальном смысле представляют собой денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы, невыясненные поступления и суммы процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
С правовой точки зрения доходы бюджетов – это бюджетные показатели, определяющие прогнозируемый объем доходов бюджетов, а также планируемые нормативы отчислений доходов в другие бюджеты и суммы поступающих межбюджетных трансфертов.
Рассматривая понятие доход с позиции экономической теории, под ним понимают следующее: материальные блага, вся совокупность денежных средств, которыми обладает социальная группа, семья, человек, государство в целом, или другой рыночный объект в определённый промежуток времени. Доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [23, с.56].
У государства есть способность предоставлять и осуществлять перераспределение общественных благ, которыми оно располагает, а количество благ напрямую зависит от доходов, которые поступают в бюджет РФ. Любое государство без доходов становится бессильным, т.е. теряет политико-экономическую сущность и власть, так как именно способность управлять имеющимися доходами делает государственную власть реальной и эффективной.
Аккумулируя все налоги в бюджетном фонде, государство затем в процессе перераспределения финансирует важнейшие направления жизни и деятельности общества в целом, а также отдельного индивида. Средства из бюджета расходуются на здравоохранение, культуру и искусство, государственное управление, правоохранительную деятельность, образование, инвестиционную деятельность в областях промышленности и многое другое. Необходимо отметить, что именно за счёт налоговых поступлений государство удовлетворяет потребности своих граждан. Неудивительно ведь, доля налоговых поступлений составляет от 70% до 90% всех доходов государства. Именно поэтому налоговые поступления имеют очень большое значение для формирования бюджета, чем меньше налогов поступает в федеральные, региональные, местные бюджеты, тем меньше доходы на развитие страны и на удовлетворение потребностей граждан. Для анализа и прогноза налоговых поступлений, как правило, используют не совокупное поступление всех налогов, а их поступления по отдельным видам. Данный подход позволяет произвести общую оценку наполняемости бюджета, проанализировать эффективность работы налоговой системы, выявить проблемы [21, с.23].
Первичные доходы бюджетов – это доходы, поступающие в соответствующий бюджет непосредственно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств. Эти доходы не являются расходами какого-либо публично-правового образования, чьи бюджеты включаются в бюджетную систему Российской Федерации, и не имеют по общему правилу целевого назначения. Их размер определяется бюджетным законодательством в процентах и, как правило, одинаков для всех публично-правовых образований соответствующего уровня.
Первичные доходы бюджетов, в зависимости от того, по чьей воле они уплачиваются, кто выступает инициатором уплаты, подразделяются на обязательные и добровольные доходы.
Среди обязательных доходов в зависимости от методов изъятия (методов установления) выделяют налоговые и неналоговые доходы бюджетов. В настоящее время основополагающий критерий выделения налоговых доходов – использование специальных методов (юридических конструкций) при установлении налоговых доходов (установление с помощью определения элементов обложения). Включение пени по налогам и сборам в состав налоговых доходов бюджетов связано с её правовой природой, аналогичной природе налогов и сборов, а также направлением её в тот же бюджет, в который уплачивается сам налог или сбор. Отнесение штрафов по налогам и сборам к налоговым доходам не всегда оправдано. Есть основания для включения в налоговые доходы тех из них, которые зачисляются в тот же бюджет, куда направляются налоги или сборы [11].