Состав и структура доходов бюджета. Исчисление и взимание налоговых платежей в бюджет

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с НК РФ от 31 июля 1998 г. (приняты части первая и вторая), а также законами о порядке исчисления и уплаты отде- льных налогов. В этих законоположениях определены принципы построения налоговой системы, ее структура и состав, права, обя-

занности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.

В зависимости от органа, который взимает налог и его исполь- зует, различают: федеральные налоги; региональные налоги — на- логи национально-государственных и административно-террито- риальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги, а также специальные налого- вые режимы (система налогообложения на сельхозпроизводителей, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложе- ния при выполнении соглашений о разделе продукции).

Охарактеризуем федеральные налоги. Первоначально (с началом реформ) насчитывалось 17 федеральных налогов. Затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль, как другие предприятия (организации). С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был упразднен.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль пред- приятий и организаций было отменено обложение сверхнорма- тивной оплаты труда.

В настоящее время действует 8 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физи- ческих лиц, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)1.

Полностью в федеральный бюджет поступают налоги на добавленную стоимость, водный налог. Акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. в виде про-

Состав и структура доходов бюджета. Исчисление и взимание налоговых платежей в бюджет - student2.ru

1 С 1 января 2010 г. единый социальный налог в соответствии с Феде- ральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

центных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета1.

В 2004 г. были подготовлены предложения об увеличении размера налогообложения на добычу полезных ископаемых. Налог этот был введен в 2002 г. вместо действовавших ранее двух налогов — налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагалось также ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учет всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощенность природных ресурсов, дебитность скважин2.

Принятые предложения Правительства РФ об изменении с 2005 г. налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) пре- дусматривают увеличение базовой ставки по НДПИ с 347 руб. до 419 руб.3 за тонну добытой нефти, а также порогового уров- ня мировых цен, до которого налог не взимается, — с 8 до 9 долл./баррель4. Определение ставки НДПИ производится как базовая ставка, умноженная на расчетный коэффициент. При этом расчетный коэффициент (k), связанный с мировой ценой на нефть и номинальным обменным курсом рубля к доллару, определяется как:

Состав и структура доходов бюджета. Исчисление и взимание налоговых платежей в бюджет - student2.ru

Данные о доходах в федеральный бюджет Российской Фе- дерации приведены в табл. 9.1.

Состав и структура доходов бюджета. Исчисление и взимание налоговых платежей в бюджет - student2.ru

1 Нормативы отчислений в бюджеты бюджетной системы РФ от фе- деральных налогов и от специальных налоговых режимов закреплены Бюджетным кодексом РФ (ст. 50, 56, 61, 611и 612).

2 См.: Независимая газета. 2001. 12 апр.

3 См. ст. 342 НК РФ.

4 В Основных направлениях налоговой политики на ближайшие 3 года Минфина РФ предполагается возможное повышение необлагаемой минимальной цены с 9 до 15 долл. (см. Российская газета. 2008. 1 апр.).

Как следует из табл. 9.1, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможен- ные пошлины1). В 1997–2000 гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, в 2001 г. — 75%, а в 2002–2007 гг. — соответственно 72%, 75, 72, 71, 63 и 64%.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную

стоимость, обеспечивающему в 2007 г. 49% всех налоговых до- ходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В РФ НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил дейс- твовавшие два налога — налог с оборота и налог с продаж2. Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с законодательством РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производс- тва и определяемой как разница между стоимостью реализован- ных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Состав и структура доходов бюджета. Исчисление и взимание налоговых платежей в бюджет - student2.ru

1 С 2005 г. таможенные пошлины отнесены к неналоговым доходам.

2 В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Фе- дерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” вновь был введен налог с продаж. Объектом налогообложения являлась стои- мость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за налич- ный расчет, за исключением различных видов товаров и оказываемых услуг, перечисленных в законе. Ставка налога с продаж устанавливалась в размере до 5%. Суммы платежей по налогу с продаж зачислялись в бюд- жеты субъектов Федерации и в местные бюджеты в размере соответс- твенно 40 и 60% и направлялись на социальные нужды малообеспечен- ных групп населения. С 1 января 2004 г. он вновь прекратил действовать, однако дискуссии о его возрождении продолжают возникать.


Наши рекомендации