Налоговая система Великобритании

Налоги в доходной части государственного бюджета

Более 90% доходов государственного бюджета Великобритании в конце 70-х – начале 80-х гг., как, впрочем, и в настоящее время, составляют налоги. При этом, рассматривая налоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайней нестабильностью и отсутствием согласованности между различными статьями налоговых поступлений. В Великобритании налоговая система в основном сформировалась еще в ХIХ столетии. Однако и она подвергается переменам. Налоговые реформы проходили в 1965, 1973 гг., серьезные изменения, особенно в местном налогообложении, были в 90-х гг. Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.

Общегосударственные налоги – подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, на прирост капитала, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и кциизы, гербовые сборы). Они дают более 90% налоговых поступлений.

Местные налоги – налог на имущество (земли, дома, магазины, учреждения, заводы и фабрики). На их долю приходится около 10% налоговых доходов. В 1990 г. правительство М. Тэтчер отменило поимущественный налог и заменило его подушным налогом. Этот налог носит не местный характер, а национальный. Подушный налог распределяется между местными органами власти в зависимости от количества взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти.

Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета.

Таблица 4

Основные налоги Великобритании

Основные налоги Ставка (%)
Подоходный налог с населения: С первых 1500 ф. ст. дохода С доходом до 2500 ф. ст. С доходом от 2501 до 23700 ф. ст. С доходом свыше 23700 ф. ст.  
Налог на прибыль корпораций
Налог на прибыль для малого бизнеса, т. е. для компаний с прибылью 300000 ф. ст. в год
Налог на наследство До 150000 ф. ст. Свыше 150000 ф. ст.  
НДС 17,5
Акцизы Различные (от 10 до 30%)
Гербовый сбор 0–3,5


На долю подоходного налога с населения приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний – 19%.

В налоговой реформе 1973 г. страны выделены два направления:

– совершенствование личного подоходного обложения (эти мероприятия были завершены в 1987 г.);

– изменения в области подоходного обложения корпораций.

Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1983 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам. Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство с помощью казначейства (Министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.

Органы, осуществляющие сбор и контроль за уплатой налогов

Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Его исторически сложившиеся полномочия шире по сравнению с министерствами финансов других стран. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. С административной точки зрения казначейство представляет собой управление, в состав которого входят первый лорд казначейства (the fist lord of the treasure), он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Значительное число секретарей выполняют различные функции под руководством старших чиновников управления. Налоговое законодательство в Великобритании, как уже отмечалось, утверждается правительством. Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу – Тайному совету (Privy council), министрам и Управлению внутренних доходов (Board of inland revenue). Полномочия этих органов определены в парламентском акте, принимаю-

щемся специально для установления сферы деятельности каждого из приведенных выше органов. В целях разъяснения и уточнения прав налоговых органов даются инструкции, так называемые «приказы Тайного совета» (orders in council). Примерами такого приказа могут служить соглашение об избежании двойного налогообложения, инструкция действующих налоговых правил (statutory instruments), частью которой является система взимания подоходного налога с физических лиц (pay-as-you-earn).

Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА). Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора (chief inspector of taxes), находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде. Печатным органом УВД в отличие от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам. В ведении УПА находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора).

Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2% налоговых доходов, что в 2 раза выше, чем в Швеции или Канаде, и в 4 раза выше, чем в США. При этом штат налоговых органов в США в 2 раза меньше, чем в Великобритании, а налогоплательщиков в 4 раза больше.

Таможенные пошлины взимаются в стране, куда доставляются товары и по ставкам этой страны.

Банк Англии

Банк Англии старейший центральный банк мира, который появился четыре века назад в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов-кредиторов.

Таким образом, Банк Англии был основан актом Парламента 27 июля 1694 г. Первоначально в банке было 19 сотрудников. Капитал Банка представлял из себя первый государственный долг Великобритании.

В следующем 1697 г. Парламент принял закон, запрещающий учреждение в Англии крупных банков и предоставил банку монопольное право эмиссии по Лондону. Согласно этому же закону, подделка банкнот Банка Англии каралась смертной казнью. В 1826 г. был издан так называемый Country Banker's Act of 1826, который ограничил монополию Банка на печать банкнот районом в радиусе 65 миль от Лондона и разрешил создание других банков вне этого региона, которые могли тоже выпускать свои банкноты. Одновременно этот акт позволил Банку создавать свои филиалы во всех районах Англии.

В 1844 г. Парламент страны принял закон (Акт Роберта Пиля), согласно которому за Банком Англии была законодательно закреплена функция исключительного эмитента банкнот. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка.

В настоящее время деятельность Банка Англии регулируется принятым в 1946 г. Законом о Банке Англии.

Согласно этому закону акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций.

Закон предоставил право правительству назначать правление Банка Англии в составе: управляющего и его заместителя, назначаемых на пятилетний срок, 16 директоров. Директора назначаются сроком на четыре года, причем ежегодно заменяются 4 из 16 директоров. Четыре исполнительных директора работают в Банке на постоянной основе, а остальные 12 представляют коммерческие банки, промышленность, научные круги, профсоюзы.

Главной целью монетарной политики Великобритании является достижение ценовой стабильности. Обеспечение оптимального уровня цен в настоящее время имеет два направления: а) достижение уровня инфляции 2,5% и меньше; б) более открытый (свободный) режим проведения монетарной политики. Важнейшим инструментом монетарной политики Англии является механизм регулирования уровня процентных ставок, обеспечивающих достижения инфляционной цели.

Реализацию монетарной политики Банк Англии проводит используя различные инструменты, одним из которых являются операции на открытом рынке.

Также активно используется такой инструмент как валютные интервенции (купля-продажа национальной. валюты путем купли иностранной), но они имеют в Великобритании свою специфику.

Смысл такой почти рекламы заключается в том, чтобы убедить других участников валютного рынка двигаться в направлении, необходимом центральному банку, и сократить таким образом расходы валюты, требующейся для проведения интервенций. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем "словесных интервенций", то есть информируя участников о своей заинтересованности относительно тенденции движения валютного курса.

Наши рекомендации