Рынок ценных бумаг в Японии
Фондовый рынок Японии занимает 2-е место после фондового рынка США - относительно и долевых, и долговых ценных бумаг. Крупнейшим рынком в Японии является Токийская фондовая биржа, на которую приходится примерно 95% оборота по акциям. Крупной биржей является также Осакская фондовая биржа. На остальные 6 фондовых бирж приходится несколько процентов всего оборота.
Число фирм-участников Токийской фондовой биржи превышает сотню; некоторые из этих фирм - крупные международные компании по работе с ценными бумагами и инвестиционные банки, такие, как "Морган Стэнли", "Соломон бразерс" и "Джардин Флеминг". Что касается японских фирм-участников биржи, то они, как правило, имеют большое сходство с универсальными американскими инвестиционными банками, причем несколько крупнейших фирм такого рода фактически контролируют фондовый рынок.
На Токийской фондовой бирже ведется торговля опционами, фьючерсными контрактами и облигациями.
Организации фондового рынка Японии аналогична американской, что было связано с чисто политическими факторами: оккупацией Японии после второй мировой войны войсками США.
В Японии сложилась двухуровневая система регулирования, при которой контроль за рынком осуществлялся как государством (министерством финансов), так и саморегулируемыми организациями.
Японский рынок акций отличается большой спецификой. Как правило, акционерный капитал больше развит в тех странах, где у акционеров больше прав. В 1989 г. находящийся в Нью-Йорке научный центр Investor Responsibility Research Center провел специальное исследование прав акционеров в 9 странах (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Австралия, Швейцария). В расчет брались 4 показателя: раскрытие корпоративной информации, право голоса, уведомление акционеров о предстоящем собрании, голосование по доверенности. Права акционеров в США были приняты за 100. Япония оказалась на последнем месте с индексом 48. Центр пришел к выводу, что из всех указанных стран в Японии зашита прав акционеров наименьшая и здесь существует больше всего препятствий для проявления инициативы инвесторов.
С 2003 г. рынок акций по мере роста корпоративных прибылей стал понемногу восстанавливаться, а в 2005 г. показал один из лучших результатов среди развитых стран, поднявшись примерно на 40%. В 2005 г. оборот торговли впервые превысил докризисный максимум. В целом можно констатировать, что, несмотря на свою волатильность, в последние годы японский рынок выглядит все более привлекательным. Дивидендная доходность, хотя и уступает показателям других развитых рынков, все же в полтора-два раза выше, чем еще в недалеком прошлом. О повысившейся привлекательности японских акций свидетельствует и тот факт, что они все в большей степени покупаются иностранными портфельными инвесторами. В 2007 г. доля иностранных инвесторов в торговле акциями на Токийской бирже составила 45%, а доля иностранцев в акционерном капитале японских компаний повысилась с 4% в начале 90-х годов до 10% в 1998 г. и 28% в 2007 г.
По доле в мировом экспорте наукоемкой продукции (11,4%), Япония занимает вместе с Германией 2-3 место, уступая только США (19,2%). Общее количество листинговых компаний в Японии составляло в конце 2007 г. 2976 (2389 на Токийской фондовой бирже -TSE). В Японии кросс-листинг разрешен и весьма распространен, данная цифра исключает двойной (тройной и тому подобный счет). Все крупнейшие корпорации и большинство мелких находятся в собственности других корпораций, причем у многих собственников. Корпоративные акционеры владеют акциями прежде всего в стратегических целях - для укрепления долгосрочных связей, завоевания новых клиентов и защиты от нежелательных аутсайдеров. В отличие от Японии в США половина акций в той или иной форме находится в руках физических лиц. Их цель, как правило, состоит в получении больших дивидендов. Поэтому зачастую возможности управляющих проводить долгосрочную политику ограничены. Дело в том, что менеджеры, направляющие слишком большую часть прибыли на накопление в ущерб дивидендам, вскоре становятся свидетелями того, как цена акций их компании падает, а она сама становится объектом для поглощения "корпоративными пиратами". Таким образом, управляющие в США постоянно сталкиваются с проблемой конфликта интересов компании и акционеров.
В Японии, где основные акционеры - корпорации, владение акциями, как отмечалось выше, преследует с их стороны иную цель, чем просто получение дивидендов. Конечно, в конечном итоге любого инвестора интересует прибыль, но в данном случае выгода инвестора вытекает из всего комплекса отношений, связанных со статусом акционера. Для корпорации приобретение акций - средство получить кредит, заключить новый контракт или приобрести новую технологию. Взаимоотношения между компанией и ее акционерами основаны на взаимных привилегиях. Во многих случаях две фирмы имеют акции друг друга, чтобы быть уверенными в том, что они находятся у "дружественной организации".
Поэтому если в США акционер считает, что курс акций упадет, он продает свои акции. В Японии - нет, поскольку взаимоотношения с компанией, чьи акции ему принадлежат, могут от этого пострадать.
Японский облигационный рынок капиталов осуществляет эмиссии для иностранных заемщиков двумя основными путями: выпуская традиционные, или классические иностранные облигации. Рынок "евробондз" появился в 1963 г. и в возрастающих масштабах стал служить источником привлечения финансовых ресурсов корпорациями и государством многих стран с 1964 г.
При этом на протяжении всей второй половины 60-х и в начале 70-х годов ведущими заемщиками на рынке "еврооблигаций" выступали корпорации США, на долю которых приходилось от 1/4 до 3/5 всей суммы эмиссий. Значительная часть заемного капитала использовалась американскими компаниями для финансирования прироста прямых инвестиций, преимущественно в странах Западной Европы. Однако в последующие годы доля американских эмитентов начала снижаться, и в настоящее время ведущими эмитентами на рынке "евробондз" выступают корпорации и финансовые институты Японии и ряда стран Западной Европы. Рынок "евробондз" - рынок привилегированных заемщиков, куда допускаются преимущественно наиболее надежные заемщики из экономически высоко развитых стран. Развивающиеся страны, как малонадежные должники, имеют весьма ограниченный доступ на этот рынок[10, c. 355].