Тема «Конкуренция в сфере банковской деятельности» 2
1. Банковской конкуренции, ее виды и факторы.
2. Конкурентная среда и современное состояние банковской конкуренции.
3. Конкурентоспособность банка и факторы ее определяющие. Банковские рейтинги.
4. Конкурентоспособность банковского продукта, факторы влияния.
Банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс состязательности коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в рамках которого, они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг.
Именно наличие конкуренции вызывает расширение круга предоставленных услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня, стимулирует банки к переходу на более эффективные способы предоставления услуг.
Выделяют два вида конкуренции: совершенную и несовершенную. Конкурентные отношения на рынке банковских услуг многообразны и включают следующие уровни: конкуренцию между коммерческими банками; конкуренцию банков с небанковскими кредитными организациями; конкуренцию банков с прочими финансовыми посредниками; конкуренцию с нефинансовыми организациями.
Факторы конкурентоспособности банковского сектора: структура собственности, структура капитала, рыночная концентрация, слияния и поглощения, размер банка, филиальная сеть, регулирование банковской деятельности, либерализация рынка банковских услуг.
Под конкурентной средой на рынке банковских услуг следует понимать совокупность действующих извне и внутри банковской системы субъектов и сил (факторов), которые обусловливают включение механизмов саморегуляции отношений на банковском рынке между кредитными организациями.
В настоящее время конкурентная среда в банковской сфере является недостаточно сформированной, что не позволяет в полной степени реализовать потенциал экономического роста страны, не обеспечивает качественного банковского обслуживания населения, сдерживает техническое перевооружение предприятий, ограничивает привлечение средств от инвесторов.
На российском финансовом рынке можно выделить следующие группы конкурирующих структур:
1) мелкие и средние банки, осуществляющие инновации или созданные для обслуживания узкой группы клиентов.
2) специализированные и отраслевые банки, обслуживающие узкие сегменты рынка;
3) крупные универсальные банки, имеющие широкий круг клиентов;
4) банки-монополисты (олигополисты), возникающие в случае вмешательства государства, неравных условий конкуренции, либо наличия существенных барьеров для вхождения на рынок;
5) небанковские финансово-кредитные организации, конкурирующие на ограниченном продуктовом сегменте;
6) нефинансовые организации, реализующие агрессивную маркетинговую стратегию и внедряющиеся на узкие сегменты финансового рынка, не охваченные жестким регулированием государства.
На российском банковском рынке конкурентная среда в значительной степени искажена, наблюдаются признаки ограничения конкуренции
В 2006 г. Дробышевским была предпринята попытка анализа конкуренции в российском банковском секторе. Проведенный в работе анализ показал, что на российском рынке банковских услуг существуют сегменты как с интенсивной, так и со слабой конкуренцией. При этом группа банков, работающих в сегменте со слабой конкуренцией, наиболее многочисленна.
Меры, направленные на увеличение конкуренции в банковской отрасли России, должны включать: увеличение обмена информацией между банками и повышение прозрачности заемщиков, создание условий для увеличения ресурсной базы мелких и средних банков.
Конкурентоспособность банка – способность банка комплексно удовлетворять и удерживать имеющихся корпоративных и частных клиентов, а так же завоевывать предпочтения новых за счет освоения новых инструментов и регионов.
Можно выделить три основных подхода к определению конкурентоспособности:
1. Конкурентоспособность – это комплекс взаимосвязанных показателей, характеристик генерируемых банком продуктов, направленный на раскрытие их потребительской ценности с точки зрения клиентов.
2. Конкурентоспособность – это показатель или комплекс показателей характеризующих положение банка на рынке.
3. Конкурентоспособность – это совокупность возможностей по удержанию имеющихся позиций на рынке и освоению новых.
Важным моментом при определении конкурентоспособности коммерческого банка является учет двух ее составляющих статической и динамической.
Основой оценки статической составляющей конкурентоспособности зачастую служат разнообразные рейтинги.
Наличие высокого рейтинга коммерческому банку дает ряд преимуществ.
Среди зарубежных рейтинговых систем набольшую известность получила система CAMELS (ранее CAMEL), принятая в США.
Среди российских рейтинговых систем известны следующие: методика Агентства банковской информации еженедельника «Экономика и Жизнь», рейтинги КБ газеты «Коммерсант-Daily», рейтинги кредитоспособности КБ московского региона МБО «Оргбанк», рейтинги стабильных КБ Аналитического центра финансовой информации, методика классификации КБ по группам надежности Информационного центра «Рейтинг», банковские рейтинги «Интерфакс-100» и др.
Основными характеристиками конкурентных преимуществ банка являются продолжительность и надежность.
Конкурентоспособность банка зависит от очень многих факторов, среди которых необходимо особо отметить ряд управляемых:
1) надежность банка;
2) эффективность использования всех видов ресурсов банка;
3) уровень цен и издержек банка;
4) ассортимент и качество банковских продуктов;
5) размер и удобство расположения сбытовой сети;
6) имидж банка (ценность брэнда);
7) информационная прозрачность банка;
8) фаза жизненного цикла банка.
Управление банком своими конкурентными преимуществами осуществляется через выработку конкурентных стратегий.
Конкурентоспособность банковского продукта – это совокупность его качественных, стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности его потребителей в условиях конкурентного рынка. Характеристики банковского продукта, влияющие на его конкурентоспособность, можно свести к следующим основным группам параметров:
1. Цена продукта.
2. Качество продукта.
3. Качество обслуживания во время генерации продукта.
4. Степень интегрированности продукта в систему банковского обслуживания.
5. Доступность продукта.
6. Информированность клиента.
7. Стимулирование сбыта.
Кроме того на конкурентоспособность банковского продукта влияет ряд факторов, связанных с деятельностью банка в целом: месторасположение банка и его филиалов, имидж, надежность, государственные гарантии и т.п.
Основными способами повышения конкурентоспособности банковских продуктов является тарифная политика и неценовые методы конкуренции. Особенно важным для российских коммерческих банков будет оставаться увеличение собственного капитала.