Проектирование бюджета РФ и Бюджетное послание Президента РФ
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов осуществляется Правительством, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта ФБ, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом ФБ, определяются Правительством РФ. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров сред-ого прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана.
Первый этап формирования ФБ - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных характеристик ФБ на очередной финансовый год и распределение расходов ФБ на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расходов ФБ на среднесрочную перспективу. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств ФБ; уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством РФ.
Второй этап формирования ФБ - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической класс-ми расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств ФБ в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта ФБ на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. С 15 июля по 15 августа года Правительство рассматривает и утверждает проект ФЗ о ФБ для внесения его в Гос Думу.
Бюджетное послание является одним из этапов разработки ФБ. В этом послании Президент отражает основные итоги предыдущего периода, формулирует проблемы и приоритеты текущего развития бюджетного процесса, изменения налоговой политики, межбюджетных отношений и т.д. Послание на 2004 год содержит следующие основные положения. Результатыпредыдущего периода: профицит, большая ритмичность финансирования расходов, большая прозрачность таможенных процедур (как следствие снижение доли «серого» импорта), снижение налоговой нагрузки на экономику, понижение ставок налогов, совершенствуются межбюджтные отношения, снижается гос-ый долг, ростет кредитный рейтинг страны. Проблемы: высокая зависимость доходов бюджета от конъюнктуры на сырьевых рынках, несовершенство налогового законодательства, низким остается удельный вес закрепленных на долгосрочной основе источников доходов региональных и местных бюджетов (это снижает заинтересованность соответствующих органов власти в экономическом развитии вверенных им территорий), широкое применение "необеспеченных федеральных мандатов". Задачи: повышение благосостояния граждан, снижение налогового бремени, снижение зависимости от внешнеэкономической ситуации, формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти. Налоговая политика: отмена НСП, снижение ставки НДС до 18%, снижение с 2005 года ставки ЕСН, изменение базы по имущественным налогам для более эффективного использования имущества, налоговое администрирование, автоматизация, рационализации налоговой деятельности инспекций и т.д. Межбюджетные отношения: с 2004 года станет углубленная подготовка к разграничению начиная с 2005 года доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, а соответственно и необходимы изменения в законодательстве, в том числе решения об оптимизации системы льгот, установленных для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, иных федеральных гос-ых служащих, судей, депутатов. Органы гос-ой власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны быть наделены реальными полномочиями по самостоятельному установлению и реструктуризации расходных обязательств в сферах, относимых с 2005 года к их ведению, в том числе по регулированию заработной платы в бюджетной сфере и социальной защите населения.