Бюджетное послание Президента российской Федерации Федеральному Собранию российской Федерации

Июня 2008 года

(извлечения)

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2009-2011 годах.

I Основные итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года

В Бюджетном послании Президента российской федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики – улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Были реализованы меры по следующим направлениям.

…3. Корректировка налогового законодательства

С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

В 2007 году введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счёт исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при отделении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введён новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.

…5. Межбюджетные отношения

Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Серьезную озабоченность вызывает и тот факт, что ряд субъектов РФ отложило до 2009 года завершение реформы местного самоуправления и формирование связанных с ней инструментов и методов межбюджетных отношений. Далеко не всегда органами государственной власти субъектов РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом РФ принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе – закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов.

II. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям развивающейся страны. Она существенно отличается о структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная политика формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывая все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

«Об итогах исполнения федерального бюджета за 2007 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2008 год и на среднесрочную перспективу»

(извлечения из материалов, подготовленных к расширенному заседанию коллегии Министерства финансов Российской Федерации 8 апреля 2008 г.)

Доходы федерального бюджета за отчетный период, включая безвозмездные и невыясненные поступления, составили 7779104,2 млн. рублей, или:

- 23,6% к предварительной оценке объема ВВП за 2007 год;

- 104,5% к утвержденной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2007 год.

В таблице I представлена динамика поступлений доходов в федеральный бюджет за 2007 год в сравнении с 2006 годом.

В таблице II эти же показатели даны в разрезе федеральных органов исполнительной власти – администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов.

Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 2007 год составил 3747625,6 млн. рублей, или 102,1% к утвержденным бюджетным назначениям федерального бюджета на 2007 год. Поступления по данному администратору учитывают средства от ОАО «НК «ЮКОС» в счет погашения задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам по ним в сумме 309333,3 млн. рублей. Без учета дополнительных поступлений от ОАО «НК «ЮКОС» общий объем доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 2007 год составил 3438292,3 млн. рублей, или 93,7% к утвержденным бюджетным назначениям федерального бюджета на 2007 год.

Доходы федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, за 2007 год составили 3253849,3 млн. рублей, или 102,1% к утвержденным бюджетным назначениям федерального бюджета на 2007 год.

Поступления доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, за 2007 год составило 82162,4 млн. рублей, или 131,4% к утвержденным бюджетным назначениям федерального бюджета на 2007 год. Плановые показатели повышены по следующим факторам:

- поступление дополнительных доходов в виде дивидендов по акциям и прочим формам участия в капитале, находящемся в собственности РФ;

- поступление дополнительных доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий в результате переоформления договоров аренды по объектам недвижимого имущества в соответствии с рыночными ставками.

Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами, за 2007 год составили 695466,9 млн. рублей, или 132,8% к утвержденным бюджетным назначениям федерального бюджета на 2007 год.

Кассовое исполнение за 2007 год учитывает невыясненные поступления в сумме 657,9 млн. рублей, доходы от размещения средств Стабилизационного фонда РФ в сумме 151892,6 млн. рублей и безвозмездные поступления в сумме 231144,7 млн. рублей.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007 году исполнены в объеме 4836,8 млрд. рублей или 14,7% ВВП (14,2% в предыдущем году), что выше уровня 2006 года на 1072,6 млрд. рублей (или на 28,5%) (Диаграмма 1).

Исполнение доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2007 год свыше 130% относительно данного показателя 2006 года сложилось в 57 субъектах РФ, в 25 – от 110 до 130 процентов.

Распределение субъектов РФ по темпам роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ представлено диаграммой 2.

Исполнение доходов субъектов РФ в 2007 году составило 125,3% от первоначально утвержденного плана (в 2006 году – 127,8%). При этом объем утвержденных доходов на 2007 год увеличился к плановым назначениям 2006 года на 915,4 млрд. рублей (или на 31,1%) (Диаграмма 3).

Основную долю в объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007 году составляли налоговые и неналоговые доходы (80,0%). В 2007 году в таких субъектах РФ, как город Москва, Тюменская область, Ненецкий автономный округ, Самарская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, их доля составила свыше 90%.

В целом налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007 году исполнены в объеме 3853,6 млрд. рублей или с ростом к уровню 2006 года на 774,6 млрд. рублей (на 25,2%). В 52 субъектах РФ рост данных доходов превышает средний уровень по Российской Федерации. Наибольший темп роста налоговых и неналоговых доходов отмечается в Сахалинской (45,0%), Архангельской (42,5%), Московской (40,3%), Новосибирской (39,6%), Пензенской (37,9%), Ростовской (37,2%), Белгородской (37,1%) и Мурманской областях (36,7%).

В 2007 году объем поступивших налоговых и неналоговых доходов превышает объем первоначально утвержденных на 718,1 млрд. рублей (на 22,9%). В таблице 1 представлены субъекты Российской Федерации, имеющие в 2007 году существенное повышение фактически поступивших налоговых и неналоговых доходов над плановыми назначениями.

В 2007 году налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составили 3385,5 млрд. рублей (на 24,6%) (Диаграмма 4).

Структура и пропорции распределения налоговых доходов представлены в таблице 2.

Наибольшую долю в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляют налог на прибыль (30,8% в 2006 году и 27,1% в 2007 году) и налог на доходы физических лиц (24,7% в 2006 году и 26,2% в 2007 году).

Наибольший рост по налогу на прибыль организации сложился по Кабардино-Балкарской Республике – на 87,5%, Мурманской области – 70,0%, Республике Адыгея – 66,9% и Республике Тыва – 63,0%, по налогу на доходы физических лиц – в Московской и Тамбовской областях, г. Москве – на 46 процентов.

Удельный вес других видов доходов в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ за рассматриваемые периоды варьируется от 0,3 до 8,5 процента.

В структуре налоговых доходов местных бюджетов наибольший удельный вес составляют поступления налога на доходы физических лиц (18,8 и 20,0% соответственно в 2006-2007 гг.), налогов на имущество (3,6 и 4,2%) и налогов на совокупный доход (3,6% и 3,2%).

В 2007 году неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ выросли с 361,4 млрд. рублей, прирост составил 106,7 млрд. рублей (или 29,5%). Удельный вес данных поступлений в общем объеме доходов консолидированных бюджетов РФ составляет в среднем 9,7 процента.

Основные итоги реализации «Основных направлений налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в 2007 году

«Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы» предусматривают внесений изменений в налоговом законодательстве по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.

4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.

5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организации.

6. Совершенствование налога на добавленную стоимость

7. Индексация ставок акцизов.

8. налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами.

9. Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.

12. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.

13. Создание особых экономических зон портового типа.

14. Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15. Совершенствование налогового законодательства в части регулировании учетной политики налогоплательщиков.

16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

17. Введение в налоговое законодательство понятие индексируемой налоговой единицы.

18. Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.

19. реформирование налога на игорный бизнес.

20. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

Заключение

Подводя итоги рассмотрения бюджетно-фискальной политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-фискальная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Список используемой литературы

1. Авдеев, Ю. И. Экономическая теория: Учебник для вузов [Текст]: учеб. пособие / Ю.И. Авдеев. – М.: ИСПИ РАН, 2001 г. – 343 с.

2. Антонян, Ю.М. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов [Текст]: учеб. пособие / Ю.М. Антонян. – М.: Логос , 2010г. – 288с.

3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (23 июня 2008 года) www.kremlin.ru

4. Витюк, В.В, Финансы: Учеб. для вузов. [Текст]: учеб. пособие / В. В. Витюк. – М.: АН СССР, 2010 г. – 315 с.

5. Горишний, К. В. Макроэкономика [Текст]: учеб. пособие / К.В. Горишний. – М.: ВАФ, 2009 г. – 46 с.

6. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. [Текст]: учеб. пособие / Б.А. Райзберг – М.: ПРТОГ, 2009 г. – 167с.

7. Указ «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2007 год и задачах органов финансовой системы РФ на 2008 год и на среднесрочную перспективу» www.kremlin.ru

Наши рекомендации