Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Цель – установление соответствия учета расчетных операций с поставщиками и подрядчиками действующим в РФ в проверяемом отчетном периоде нормативным документам и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Источники информации:
1. Юридические документы: Договоры купли-продажи, договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), договоры энергоснабжения, договоры мены, договоры подряда, договоры возмездного оказания услуг, договоры на выполнение НИОКР
2. Первичные документы: авансовые отчеты, платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, платежные ордера, акты о взаимозачетах, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры
3. Регистры учета: журналы регистрации счетов-фактур, Книга покупок, журнал-ордер № 6, ведомость №5, № 5с, №6с, №6а, Главная книга
4. Формы отчетности: Форма №1 «Бухгалтерский баланс» (раздел V), форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
5. Документы по инвентаризации: "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (по форме N ИНВ-17), "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (Приложение к форме N ИНВ-17).
Нормативное регулирование:
1-й уровень – Законодательный: ГК, НК, Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, Закон РФ «Об аудиторской деятельности»
2-й уровень – Нормативный: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, "Учетная политика организации" ПБУ 1/08, «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, "Доходы организации" ПБУ 9/99, "Расходы организации" ПБУ 10/99
3-й уровень – Методический: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, «Об установлении предельных размеров расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» (Указ ЦБ РФ от 14.11.2001г. №1050-У), «О безналичных расчётах в Российской Федерации» (Положением ЦБ РФ от 3.10.2002 г. №2-П), «О порядке отражения операций с векселями, применяемыми при расчётах с организациями за поставку товаров (работ, услуг)» (Письмо Минфина РФ от 31.10.1994 г. №142)
4-й уровень – Организационный: Приказ об учетной политике, План документации, График документооборота, Рабочий план счетов, План инвентаризации, Типовая корреспонденция счетов, Технология обработки учетной информации, План отчетности
План и программа:
1. Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
1.1. Экспертиза договоров с поставщиками
1.2. Экспертиза договоров с подрядчиками
2. Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг
2.2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг
2.3. Проверка законности первичной учетной документации (ПУД)
2.4. Проверка соблюдения графика документооборота
2.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах
2.6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД
3. Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками
3.1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности
3.2. Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию
4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками
4.1. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам
4.2. Проверка расчетов по векселям выданным
4.3. Проверка расчетов по коммерческим кредитам
4.4. Проверка расчетов по претензиям
4.5. Проверка учета курсовых разниц
5. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета
5.1. Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
5.2. Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками
6. Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
6.1. Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам
6.2. Налоговый учет сомнительной задолженности
6.3. Учет НДС
Типичные ошибки:
1. В части организации первичного учета:
-арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
-несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
-отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
-нарушения, допущенные при оформлении первичного документа;
-ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
-несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
-нарушения сроков хранения документации в архиве;
-уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению.
2. В части организации бухгалтерского и налогового учета:
-несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности (проводка: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» — Кт 60);
- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам (проводки Дт 19—Кт 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» и Дт 68-Кт 19);
-возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;
-несвоевременное предъявление претензий поставщикам (проводка: Дт 76 субсчет «Расчеты по претензиям» — Кт 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;
- счетные ошибки при исчислении курсовых ризниц (проводки Дт 91—Кт 60 или Дт 60-Кт 91);
-списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность (проводка Дт 91—Кт 60);
-неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов (проводки Дт 63 или 91—Кт 60 субсчет «Авансы выданные»);
-отсутствие аналитического учета по: поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др. (исходя из требований нормативных актов);
-неверно составленные корреспонденции счетов.