Финансовый контроль в период реформ 90-х годов 20 века
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
9. Финансовый контроль в системе финансового права. Дискуссионные вопросы.
3 точки зрения:
1) отрасль
2) подотрасль
3) институт Фин. права
10. Источники правового регулирования финансового контроля
Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации денежных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.
В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный контроль, внутрихозяйственный контроль, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство, налоговые органы и налоговая полиция, Счетная палата. Федеральное казначейство, Министерство финансов, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.
Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.
Аудит — негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
По содержанию финансовый контроль подразделяется на: 1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Правительство, Счетная палата. Федеральное казначейство, правоохранительные органы; 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, Министерство внутренних дел РФ, иные правоохранительные органы; 3) банковский — проводимый Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), аудиторскими фирмами, правоохранительными органами; 4) валютный контроль — осуществляют ЦБ РФ, Правительство в лице ряда министерств и ГТК РФ, иные органы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы; 5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами; 6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможенным комитетом (ГТК РФ).
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и др.Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц.
11. Принципы финансового контроля
Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.