Оценка финансовых результатов (тыс. руб.)
№ | показатели | план | факт | Отклонение (+,-) | % выполнения плана |
Прибыль от продаж | +230 | 103,2 | |||
Операционные доходы и расходы (сальдо) | +180 | +242 | +62 | 134,4 | |
Внереализационные доходы и расходы (сальдо) | +35 | -22 | -57 | 62,8 | |
Прибыль до налогообложения | +235 | 103,2 | |||
Налог на прибыль | +193 | 108,6 | |||
Прибыль от оычной деятельности | +42 | 100,8 | |||
Чрезвычайные доходы и расходы (сальдо) | - | - | - | - | |
Чистая прибыль | +42 | 100,8 |
Данные таблицы 7.1 показывают, что план чистой прибыли (нераспределенной) выполнен на 100,8 %. Значительное перевыполнение наблюдается по прибыли от продаж, план выполнен на 103,2 %. Положительное влияние на прибыль оказали операционные доходы. Они возросли на 62 тыс. руб., или 34,4 %. А внереализационные расходы уменьшили прибыль на 178 тыс. руб., но внереализационные доходы увеличили прибыль на 156 тыс. руб. (см. ф. №2). В результате прибыль уменьшилась на 22 тыс. руб. (- 178 + 156) = - 22
В ходе анализа внереализационных результатов следует изучить в динамике каждый их вид, выяснить причины изменений. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек, как правило, свидетельствуют о плохой постановке учета. Значительную долю в расходах составляют штрафы за нарушение договоров поставки.
При анализе .необходимо выяснить, какие меры принимаются по сокращению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций. Как видно из таблицы 7.1, наибольший удельный вес в прибыли до налогообложения составляет прибыль от продаж. В ходе ее анализа необходимо подсчитать влияние факторов на ее изменение. Такими факторами являются:
1) изменение отпускных цен на продукцию;
2) изменение объема продажи продукции;
3) изменение структуры продукции;
4) изменение уровня и структуры затрат.
Влияние этих факторов на изменение суммы прибыли определяется методом цепных подстановок. Разберем это на примере предприятия «Шарм», используя данные плана и отчетного периода (ф. № 2). Для подсчета влияния вышеперечисленных факторов используем следующую аналитическую таблицу.
Таблица 7.2
Анализ факторов изменения прибыли от продаж (тыс.руб.)
№ п/п | Ппоказатели | Пплан | Ппо плану на фактически проданную продукцию | Ффактически | Оотклонение от плана ((+,-) |
Выручка от продажи продукции (ф.№2, стр.010) | ++260 | ||||
Полная себестоимость проданной продукции (ф.№ 2, стр.020+030+040) | ++30 | ||||
Прибыль от продаж (стр.050 ф.№2) В том числе за счет изменений: а) объема продажи продукции [стр.3, гр.1х(стр.2,гр.2: стр.2гр.1-1)] б) структуры продукции (стр.3, гр.2-стр.3гр. 1-стр.За,гр.4) в) полной себестоимости проданной продукции (стр.2,гр.3-стр.2,гр.2) г) отпускных цен на продукцию (стр. 1 ,гр.3-стр. 1 ,гр.2) | 7170 7330 7400 Для расчётов 7170*(16040:16030-1)= (7330-7170-4,4)= (16060-16040)= (23460-23370)= | ++230 + +4,4 +155,6 +20 +90 | |||
++230 |
Данные таблицы 7.2 показывают, что план прибыли от продажи продукции перевыполнен на 230 тыс. руб. или на 3,2% (230:7170)х100%, что было вызвано в значительной степени изменением структуры продукции и повышением цен на продукцию.
Увеличение себестоимости продукции снизило прибыль на 20 тыс. руб. Необходимо выяснить причины удорожания, что поможет в будущем принять меры к снижению себестоимости продукции. Подробно с факторами, влияющими на себестоимость продукции, Вы знакомились в Теме 4.
Наряду с рассмотренными факторами на формирование прибыли может воздействовать леверидж. Леверидж в буквальном смысле означает рычаг. В экономике леверидж определяется как фактор, незначительное изменение которого может привести к весьма существенному изменению результативного показателя. Точнее, это потенциальная возможность влиять на прибыль путем определенного изменения соотношения некоторых факторов.
Применительно к прибыли различают производственный и финансовый леверидж. Производственный леверидж можно определить как потенциальную возможность влияния на формирование прибыли от продажи продукции за счет изменения объема продукции и структуры ее себестоимости. Финансовый леверидж можно определить как потенциальную возможность влияния на формирование прибыли путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов за счет долгосрочных ссуд и займов.
Каждое предприятие заинтересовано в получении прибыли. В связи с этим определяются возможности прогнозирования прибыли исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определения для каждой конкретной ситуации объема продажи (реализации), обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от продажи, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли, принято называть критическим объемом производства (продажи) («мертвой точкой»), или точкой окупаемости (безубыточности). Для его определения может использоваться следующая формула:
V = V + с + р, где
V = объем продажи в стоимостном выражении;
v - переменные расходы;
с - постоянные расходы;
р - прибыль.
Поскольку переменные расходы (у) находятся в непосредственной зависимости от объема продажи (реализации), можем записать, что V = аV, где а - коэффициент пропорциональности, т.е. удельный вес переменных расходов в цене единицы продукции. Тогда V = аV + с + р. Поскольку по определению критическим считают объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения критического объема (Vк) примет вид:
Vк = аVк + с или Vк = с : (1- а)
Допустим, предприятие производит продукцию одного наименования, спрос на которую эластичен, т.е. небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям объема продаваемой продукции. Пусть рыночная цена на продукцию оставалась стабильной и составляла 100 руб. за единицу. Переменные расходы составляли 60 руб. в расчете на одно изделие. Общая величина постоянных расходов 1 млн. руб. Возникает вопрос, при каком объеме продажи продукции предприятие достигнет критического объема.
Подставив данные, получим Ук = 1000000: (1- 0,6) = 2500 тыс. руб., или 25000 изделий (2500000 руб. : 100 руб.), где а=60:100 = 0,6. Таким образом, реализовав 25 тыс. изделий на общую сумму 2500 тыс. руб., предприятие полностью покроет свои расходы и достигнет «критического» объема.
Маржинальный доход (вклад) - это разность между выручкой от продажи (реализации) продукции и переменными расходами, или иначе - это валовая прибыль.
Для эффективно работающего предприятия (коммерческой организации) валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов.
Из данных ф.№ 2 по АО «Шарм» видно, что валовая прибыль (маржа) составила за отчетный период 7600 тыс. руб. Коэффициент валовой маржи составляет 0,3 (7600:23460 = 0,3). Коэффициент валовой маржи - это на самом деле маржинальный доход на единицу продукции (рубль продаж). Отсюда следует, что порог рентабельности составит 200: 0,3 = 667 тыс. руб. Такой расчет необходим для определения запаса финансовой устойчивости или зоны безубыточности предприятия. Рассчитаем зону безубыточности, она составит 23640 - 667 = 22739 тыс.руб. Итак, Вы теперь имеете представление о прибыли, факторах, влияющих на ее изменение. Но для оценки эффективности хозяйствования большое значение имеют показатели рентабельности. Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
• рентабельность инвестиций (капитала);
• рентабельность продаж;
• рентабельность на основе притока денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства; акционерный (собственный) капитал.
Например.
Р активов = Чистая прибыль / Все активы > Р инвестиции = = Чистая прибыль / Инвестиционный капитал > Р собственного капитала = = Чистая прибыль / Акционерный (собственный) капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Специфика данных показателей состоит в том, что они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, финансового менеджера интересует доходность всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д. Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия, т.е. рассчитывается рентабельность продаж, которая определяется путем деления прибыли от продаж на выручку от продажи всей продукции; рентабельность окупаемости затрат, которая определяется путем деления прибыли от продаж или чистой прибыли на полную себестоимость проданной продукции; рентабельность продаж отдельных видов продукции, которая определяется путем деления разности между ценой (ц) и себестоимостью (С) единицы продукции на цену этой продукции, т.е.
Р = (Ц-С):Ц
Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли принимается чистый поток денежных средств. Эти показатели дают представление о возможности предприятия рассчитаться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами от денежного притока. Эти виды рентабельности широко применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Многообразие показателей рентабельности определяет поиск путей ее повышения
Приступая к анализу показателей рентабельности, необходимо:
1) оценить степень выполнения их плана;
2) изучить динамику;
3) выявить факторы и подсчитать их влияние на изменение показателей рентабельности;
4) выявить резервы и наметить мероприятия по их использованию.
Источником информации служат данные плана, бухгалтерский баланс,
отчет о прибылях и убытках (ф. №2), отчет о движении денежных
средств (ф. №4).
Дав оценку уровню рентабельности, установив его изменение в сравнении с планом и прошлым отчетным периодом, можно определить влияние отдельных факторов на анализируемый показатель рентабельности. Так, рентабельность продаж будет зависеть от изменений прибыли от продаж и выручки от продажи продукции (работ, услуг). Рентабельность окупаемости затрат будет зависеть от изменений прибыли от продаж (чистой прибыли) и полной себестоимости проданной продукции.
Рентабельность активов зависит от изменений чистой прибыли и средней величины активов и т.д.
Подсчет влияния факторов осуществляется методом цепных подстановок. Рассмотрим на примере влияние факторов на рентабельность окупаемости затрат, используя данные таблицы 7.3 и ф.№2.
Таблица 7.3
Влияние факторов на изменение уровня рентабельности
№ | показатели | план | При фактической прибыли и плановой себестоимости | фактически | Отклонение от плана |
Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | х | +230 | |||
Полная себестоимость проданной продукции (ф№2,стр.020+030+040) | х | +30 | |||
Рентабельность окупаемости затрат (стр.1:стр2)*100% В том числе за счёт изменений: А) суммы прибыли (стр.3, гр.2-стр.3,гр.1) Б)полной себестоимости продукции (стр.3,гр.3-стр.3,гр.2) | 44,7 | 46,2 46,1 Для расчётов 46,2-44,7= 46,1-46,2= | +1,4 +1,5 -0,1 |
Данные таблицы 7.3 показывают, что рентабельность окупаемости затрат, или хозяйственной деятельности за отчетный период, возросла на 1,4 %, что было вызвано увеличением прибыли. За счет этого фактора рентабельность могла бы возрасти на 1,5 %, но удорожание себестоимости продукции снизило уровень рентабельности на 0,1 %. О причинах увеличения прибыли и повышения себестоимости Вы уже знаете. Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение других показателей рентабельности. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что нельзя считать показатели рентабельности главными (а тем более единственными) индикаторами финансовой успешности предприятия (фирмы). Далее Вы узнаете о целом ряде других показателей, свидетельствующих об эффективности хозяйствования.
Подведем итоги
Прибыль - конечный положительный результат хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, важнейший источник формирования государственного и местного бюджетов.
Значительную долю в прибыли предприятия занимает прибыль от продажи продукции (работ, услуг), на величину которой влияют: а) объем и структура проданной продукции; б) себестоимость и отпускные цены на продукцию. Доходность предприятия характеризуют показатели рентабельности, которые подразделяются на три группы:
а) рентабельность инвестиций (капитала);
б) рентабельность продаж;
в) рентабельность на основе притока денежных средств.
Главная цель анализа финансовых результатов - выявление неиспользованных резервов увеличения прибыли и повышения уровня
рентабельности.
А сейчас проверьте, все ли Вы усвоили из предлагаемого материала, ответив на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является конечным финансовым результатом деятельности предприятия?
2. Почему прибыли уделяется значительное внимание при оценке деятельности предприятия?
3. Назовите главную цель анализа прибыли.
4. Перечислите источники информации для анализа финансовых результатов.
5. Перечислите составные части чистой прибыли предприятия.
6. Как определяется прибыль от продаж? Задачи ее анализа.
7. Назовите факторы, влияющие на изменение прибыли от продаж.
8. Что такое леверидж? Его виды.
9. Что означает понятие «мертвая точка»? Зачем она рассчитывается?
10. Дайте понятие маржинальному доходу.
11. Перечислите три группы показателей рентабельности.
12. Как рассчитываются показатели рентабельности активов, инвестиций, продаж, окупаемости затрат?
13. Напишите формулу расчета рентабельности единицы продукции.
14. Назовите факторы. Вливающие на изменение показателей рентабельности.
Задание
Тема 8. Анализ финансового состояния предприятия
В результате изучения этой темы Вы будете
знать:
• что понимается под финансовым состоянием предприятия;
• задачи его анализа;
• какие показатели характеризуют финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия, деловую его активность;
уметь:
• анализировать статьи актива и пассива баланса, рассчитывать показатели обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, соотношение собственного и заемного капитала, определять коэффициенты ликвидности, утраты платежеспособности, банкротства, оборачиваемости оборотных активов, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
понимать:
• для каких целей необходимо рассчитывать показатели состояния оборотного и заемного капитала, деловой активности, платежеспособности предприятия.
Квалифицированный экономист, финансист, менеджер, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, среди которых значительное место занимает анализ финансового состояния. Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.
Основные задачи анализа финансового состояния:
1. Определение качества финансового состояния.
2. Изучение причин его улучшения или ухудшения за отчетный период.
3. Подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Эти задачи решаются на основе изучения динамики абсолютных и относительных финансовых показателей, что дает возможность проводить анализ в сравнении с другими предприятиями и за ряд лет. Анализом финансового состояния занимаются руководители (финансовые менеджеры) и соответствующие службы предприятия (экономические, технические, социологические, юридические и др.), учредители, инвесторы, банки, поставщики, налоговые инспекции.
В соответствии с этим финансовый анализ делится на внутренний и внешний. Внутренний финансовый анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения прибыли и исключения риска банкротства.
Цель внешнего финансового анализа - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить прибыль и исключить риск потерь, а также определить место предприятия в группе родственных предприятий, что очень важно в рыночных условиях.
Источники информации для анализа финансового состояния
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»,
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,
Форма № 3 «Отчет о движении капитала»,
Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»,
Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», а также данные бухгалтерского учета и необходимые аналитические расшифровки движения и остатков по синтетическим счетам.
Для того чтобы уметь анализировать финансовое состояние предприятия, прежде всего надо хорошо знать строение баланса, содержание его статей, взаимосвязь разделов и статей. Термин «баланс» (от франц. bа1аnсе - весы) употребляется как символ равновесия, равенства. Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе, как Вы помните, отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду), в) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой - пассивы; в этом случае общие итоги актива и пассива совпадают. В российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса. Такое же название используется в США и Франции.
А теперь внимательно изучите бухгалтерский баланс по предприятию «Шарм». С методикой анализа финансового состояния Вы будете знакомиться именно по этому балансу. Основными методами анализа финансового состояния являются горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период.
Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.
Трендовый анализ заключается в сопоставлении величин балансовых статей за ряд лет (или других смежных отчетных периодов) для выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей. Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния. Факторный анализ заключается в выявлении причин изменения абсолютных и относительных финансовых показателей, а также степени влияния различных причин на величину изменения показателя. Итак, Вы ознакомились с понятием баланса и используемыми методами анализа финансового состояния.
А теперь можно перейти к методике анализа финансового состояния.
Анализ структуры баланса
Анализ финансового состояния начинается с изучения структуры имущества (основного и оборотного капитала) предприятия и источников его формирования (собственных и заемных средств), что дает возможность не только оценить имущество, находящееся в распоряжении предприятия или контролируемое им, но также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства, а также определить, за счет каких источников в наибольшей степени сформировалось данное имущество, что можно увидеть из следующей таблицы.
Таблица 8.1
Структура активов и пассивов баланса
(имущества предприятия и источников его приобретения)
|
Из данных таблицы 8.1 видно, что общая стоимость имущества возросла за отчетный период на 12016 тыс. руб. в основном за счет роста оборотных активов (+9357 тыс. руб.). Внеоборотные активы возросли на 2659 тыс. руб. Удельный вес оборотных активов на конец отчетного периода составил 38,2%, в то время как внеоборотные активы составили 61,8%. Поступление, приобретение, создание имущества осуществлялось как за счет собственных .средств (80,7%), так и за счет заемных средств (19,3%), т.е. здесь значительную долю составляет собственный капитал. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала (имущества) и меньше доля заемных средств, тем надежнее для кредиторов и банков финансирование.
Однако следует иметь в виду, что финансирование деятельности только за счет собственных источников не всегда выгодно для предприятия, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. В этом случае, привлекая заемные средства, предприятие может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала.
В то же время, если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, его финансовое состояние будет неустойчивым, т.к. необходим постоянный контроль за своевременным их возвратом и привлечением в оборот на непродолжительное время других капиталов.
Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое состояние.
По пассиву баланса можно изучить структуру заемных средств, вложенных в имущество предприятия. Прирост активов (имущества) на 27,2% (3263:12016)х100 произошел за счет роста кредиторской задолженности, в то время как долгосрочные и краткосрочные заемные средства снизились. Рост кредиторской задолженности и прочих краткосрочных обязательств на 3263 тыс. руб. был обусловлен в значительной степени задолженностью перед поставщиками, бюджетом и персоналом предприятия, но это не ведет к ухудшению платежеспособности предприятия, т.к. выросла сумма денежных средств.
Таким образом, можно сказать, что увеличение имущества предприятия было обусловлено ростом собственного капитала, который возрос на 8653 тыс. руб. и заемного - в сумме 3263 тыс. руб. Не менее важным моментом является изучение структуры оборотных активов. Из таблицы 8.1 видно, что оборотные активы за отчетный период возросли на 9357 тыс. руб. Наиболее существенно возросли запасы (строки 210 + 220 баланса). Увеличение их составило 3170 тыс. руб., дебиторская задолженность возросла на 3450 тыс. руб., денежные средства и краткосрочные финансовые вложения возросли на 2722 тыс. руб. (3920+256) - (1314+140). Удельный вес запасов в оборотных активах составил 51,7% (12720+145):24901 х 100, удельный вес дебиторской задолженности составил 31,6% (7870:24901) х 100, удельный вес денежных средств и краткосрочных финансовых вложений составил 16,7% (3920 + 256) : 24901 х 100.
Анализируя структуру оборотных активов, необходимо установить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами. Наличие собственных оборотных средств определяется как разность итогов III пассива баланса и I раздела актива баланса. Если долгосрочные заемные средства направляются на приобретение основных средств и на капитальные вложения, то оправданно будет добавление суммы долгосрочных кредитов и займов к итогу III раздела пассива. В ходе анализа полезно определить их излишек или недостаток, сравнив фактическое наличие с нормативом (плановый % покрытия финансово-эксплуатационной потребности в оборотных средствах). Об обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами можно судить по коэффициенту обеспеченности, который определяется путем деления фактического наличия собственных оборотных средств на сумму оборотных активов. Нормальным ограничением данного коэффициента является 0,1. Если он выше 0,1, то это означает, что у предприятия имеется излишек собственных оборотных средств.
Поскольку в оборотных активах наибольший удельный вес занимают запасы, то в ходе анализа необходимо установить долю собственных оборотных средств в формировании запасов, а также определить, насколько гибко используются собственные оборотные средства. Доля собственных оборотных средств в запасах определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму запасов. О гибкости использования собственных оборотных средств судят по коэффициенту их маневренности, который определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (итог III раздела пассива баланса). Оптимальное значение данного коэффициента 0,5. Разберем на примере баланса предприятия «Шарм» состояние собственных оборотных средств, используя следующую аналитическую таблицу:
Таблица 8.2
(тыс.руб.)
№ п/п | Показатели | На начало года | На конец отчетного периода | Изменение (+-) |
Собственные и приравненные к ним средства (итоги III и IV разделов пассива) | +8653 | |||
Внеоборотные активы (итог I раздела актива) | +2659 | |||
Наличие собственных оборотных средств (стр. 1- стр.2) | +5994 | |||
Оборотные активы (итог II раздела актива) | +9357 | |||
Запасы (стр.210+стр.220) | +3195 | |||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр.3 : стр.4) | 0,4 | 0,5 | +0,1 | |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (стр.3 : стр.1) | 0,15 | 0,24 | +0,09 | |
Доля собственных оборотных средств в запасах, % (стр.3 : стр.5) *100 | 66,7 | 96,7 | +30,0 |
Данные таблицы 8.2 показывают, что предприятие полностью обеспечено собственными оборотными средствами. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец года составил 0,5 при нормальном ограничении 0,1, т.е. у предприятия явный излишек собственных оборотных средств, отсюда низкий коэффициент маневренности собственных оборотных средств. При оптимальном значении коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5 он составил 0,24. Значительно возросла доля собственных оборотных средств в запасах. На конец года их доля составила 96,7% (0,97) при нормальном ограничении 0,6- 0,8. В условиях рыночной экономики каждый рубль, вкладываемый в запасы, должен приносить прибыль. Накопление запасов является свидетельством спада активности предприятия по производству и продаже продукции. Поэтому важным моментом анализа является изучение состояния текущих активов на предприятии по категориям риска (легкореализуемые и труднореализуемые активы). Но здесь следует учитывать, что классификация оборотных средств на легкореализуемые и труднореализуемые не может быть постоянной, а меняется с изменением экономических условий. Например, в условиях нестабильности снабжения и обесценивания рубля предприятия заинтересованы вложить денежные средства в производственные запасы и другие виды материальных ценностей, что дает основание причислить их к легкореализуемым.
Более подробно с методикой анализа обеспеченности запасов источниками их формирования Вы можете ознакомиться в учебном пособии А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, Е.В. Негашева «Методика финансового анализа», ИНФРА-М, 2000, параграф 4.3.2. Обратите внимание на таблицу, приведенную на стр.158 данного пособия. Было бы совсем хорошо по данным баланса предприятия «Шарм» дать оценку его финансовой ситуации (абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное финансовое состояние), тогда Вы будете иметь представление об устойчивости финансового состояния.
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Наряду с показателями состояния собственных оборотных средств о финансовой устойчивости предприятия можно судить по соотношению собственных и заемных источников.
Важными показателями финансовой устойчивости являются:
1. Коэффициент финансовой независимости (автономии), который определяется путем деления собственных средств на валюту баланса.
2. Плечо финансового рычага, или коэффициент финансового риска (соотношение заемных и собственных средств).
3. Коэффициент инвестирования (доля собственных средств в формировании основного капитала).
4. Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств).
5. Коэффициент финансовой устойчивости (доля собственных источников, долгосрочных кредитов и займов в общей валюте баланса).
Рассмотрим на примере предприятия «Шарм» показатели его финансовой устойчивости, используя для этого следующую аналитическую таблицу.
Таблица 8.3
Финансовая устойчивость предприятия (тыс.руб.)
№ п/п | Показатели | За начало года | На конец отчетного периода | Изменение (+,-) |
Внеоборотные активы (основной капитал) (итог I раздела актива баланса) | +2659 | |||
Собственные источники (итог III раздела пассива баланса) | +8653 | |||
Долгосрочные кредиты и займы (итог IV раздела пассива баланса) | ||||
Краткосрочные кредиты и займы | -1000 | |||
Кредиторская задолженность | +4403 | |||
Валюта баланса | +12016 | |||
Коэффициент финансовой независимости (стр.2: стр.6) | 0,83 | 0,81 | -0,02 | |
Коэффициент финансового риска (стр.3+стр.4+стр.5): стр.2 | 0,21 | 0,24 | +0,03 | |
Коэффициент инвестирования (стр.2: стр.1) | 1,17 | 1,31 | +0,14 | |
Коэффициент финансирования (стр.2: (стр.3+стр.4+стр.5) | 4,8 | 4,2 | -0,6 | |
Коэффициент финансовой устойчивости (стр.2+стр.3):стр.6 ______________ | 0,83 | 0,81 | -0,02 |
В условиях рынка важную аналитическую характеристику приобретает финансовая независимость предприятия. Одним из показателей финансовой независимости предприятия является коэффициент независимости (автономии), равный доле источников собственных средств в общей стоимости имущества. В рассматриваемом примере (Таблица 8.3) этот коэффициент на конец отчетного периода составил 0,81 при теоретически возможном К>0,5. Данный коэффициент означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. Рост коэффициента свидетельствует, как правило, о снижении финансовых затруднений в будущем. Такие тенденции с точки зрения кредиторов повышают гарантии погашения предприятием своих обязательств. В рассматриваемом примере данный коэффициент за отчетный период снизился очень незначительно.
Важным показателем, характеризующим финансовую независимость предприятия от привлечения заемных средств, является коэффициент финансового риска, или коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Привлечение заемных средств позволяет предприятию оплатить срочные обязательства, а также расширить свою деятельность.
Из данных таблицы 8.3 видно, что коэффициент финансового риска к концу отчетного периода несколько возрос (+0,03), т.е. в течение отчетного периода заемные средства на каждый рубль собственных вложений возросли на 0,03, или 3 коп. Если значение данного коэффициента превышает единицу, то финансовая независимость и устойчивость достигает критической точки.