Банкротство предприятий и меры по его предупреждению

банкротство — как юридический факт, неспособность организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.

банкротство — как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если в организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 5000 МРОТ рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение — одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.

Существует три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.

Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации. Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).

Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.

Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство. С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой взыскания задолженности, поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" предупреждению банкротства посвящены две статьи (26 и 27). Статья 26 устанавливает, что учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Устанавливая обязанность принимать меры по предупреждению банкротства, Закон не предусматривает ответственности учредителей (участников) должника - юридического лица и собственника имущества должника - унитарного предприятия за невыполнение этой обязанности, поэтому далеко не всегда учредители или собственник принимают необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства.

Меры по предупреждению банкротства наиболее часто носят экономический и (или) организационный характер и заключаются, преимущественно, в покупке государством или муниципальным образованием акций юридического лица, обеспечении кредитов (залог, поручительство, банковская гарантия), предоставлении ссуд, реструктуризации задолженности, предоставлении налоговых льгот или отсрочке уплаты налогов (налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит), реорганизации или содействии реорганизации юридического лица, повышении экспортных квот. Выбор тех или иных мер зависит от причин, порождающих опасность банкротства. Исходными причинами, как правило, являются: низкий научно-производственный потенциал, слабость организационного потенциала, неэффективность системы управления (механизмов управления и организации управления), серия ошибок в принятии решений стратегического характера.

К основным мерам, направленным на оздоровление, которые предприятия могут принимать самостоятельно (в том числе с привлечением заемных средств), относятся;

· выбор приоритетных направлений повышения отдачи (качества использования) имеющихся факторов производства и их обновления с учетом конъюнктуры рынка (рынка факторов производства);

· пересмотр ассортиментной политики с целью рационализации структуры ассортимента по параметрам удельного веса в общем объеме производства и рентабельности продукции;

· полноценное использование существующего социального потенциала и повышение организационного потенциала (на основе эффекта синергизма);

· оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке.

30. Содержание и цели финансового планирования

Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.

Финансовое планирование является важнейшей частью используемого на предприятиях финансового механизма.

Основные задачи финансового планирования деятельности организации:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

· воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

· обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

· предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

· служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Следует отметить, что никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Более того, финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективе.

Принципы финансового планирования:

· Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

· Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс.

· Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

· Принцип рентабельности капиталовложений. Заемный капитал выгодно привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.

· Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

· Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

· Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

31. Виды и методы финансового планирования

· Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

· Текущее финансовое планирование (бюджетирование) рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущий финансовый план составляется на год.

· Оперативное планирование — разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности (месяц, квартал, до года).

Все подсистемы финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является перспективное финансовое планирование и прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации.

Финансовое планирование охва­тывает ряд этапов: 1. анализ выполнения финансового плана за отчетный год и те­кущий год; 2. расчет плановых показателей; 3. составление финансового плана на очередной год и после­дующие два года (плановый период).

На первом этапе финансового планирования применяет­ся метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравне­ния их с фактическими показателями; выявить резервы увеличения доходов; разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

- горизонтальный анализ (сравнение плановых показателей с фактическими и плановых показателей за текущий год с пла­новыми показателями за отчетный год);

- вертикальный анализ (определение структуры плана, доли от­дельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты);

- трендовый анализ (выявление тенденций изменения динами­ки финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет и на этой основе прогнози­рование показателей на плановый период);

- факторный анализ (выявление влияния отдельных факторов на финансовые показатели).

На втором этапе финансового планирования осуществ­ляется расчет плановых показателей - числовых величин, выра­жающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Они делятся на утверждаемые, т.е. обяза­тельные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей базируется на опре­делении условий хозяйствования в плановом периоде и соответст­вующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с пока­зателями других планов и прогнозов.

В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экст­раполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.

Метод экстраполяции. Он используется при определении финан­совых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе коррек­тировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на от­носительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:

- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;

- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;

- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом пе­риоде по сравнению с отчетным периодом.

Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые по­казатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются ка­чественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие фе­дерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации должно базироваться на осно­ве минимальных государственных социальных стандартов, нормати­вов финансовых затрат на оказание государственных услуг и еди­ных методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использо­вание системы разнообразных индексов при расчете плановых фи­нансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физиче­ских объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), де­флятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимо­стных показателей в постоянные цены), деловой активности, про­изводительности труда и многие другие.

Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-эконо­мического развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых про­блем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансиро­вания ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и сро­кам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, орга­низационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффек­тивное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного разви­тия Российской Федерации.

На третьем этапе финансового планирования составля­ется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который подлежит утверждению уполномоченным органом или долж­ностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребно­стями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов. Его применение способствует обеспечению устойчивости бюджетов субъектов хозяйствования.

В рамках третьего этапа финансового планирования в современ­ных условиях широко применяется метод оптимизации плановых ре­шений, сущность которого заключается в разработке нескольких ва­риантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

- на микроэкономическом уровне (минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на обо­рот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложен­ного капитала и т.п.);

на макроэкономическом уровне (максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и другие).

32. Система финансовых планов.

Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В процессе перспективного планирования получают свое экономическое обоснование и уточнение установки, сделанные в стратегическом планировании.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия.

Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Выработка стратегии компании осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:

1) планового отчета о прибылях и убытках;

2) планового отчета о движении денежных средств;

3) прогноза баланса.

Основная цель построения этих документов — оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта на перспективу. Тем самым перспективный план может быть в значительной степени прогнозным, а расчеты — приобретать приближенный характер и отражать общую динамику процессов. При этом чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный характер.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции), потребность в инвестиционных ресурсах, способы финансирования этих инвестиций. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года с разбивкой по годам с дальнейшей конкретизацией по кварталам и месяцам. Начинается прогнозирование объемов реализации с анализа сложившихся тенденций за ряд лет, причин тех или иных изменений. Следующим шагом в прогнозировании является оценка перспектив дальнейшего развития деловой активности предприятия с позиций сформированного портфеля заказов, структуры выпускаемой продукции и ее изменений, рынка сбыта, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия. На этой основе и строится прогноз объемов реализации, точность которого имеет решающее значение, поскольку нереалистическая оценка продаж может привести к искажению остальных финансовых расчетов.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство.

На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который предоставляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли.

Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз баланса на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и источников финансирования организации. Целью разработки прогноза баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего планирования осуществляется в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетирования деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры бюджетирования.

Общее назначение бюджетирования:

· Задать систему координат для развития бизнеса.

· Выявить сравнительную привлекательность различных направлений бизнеса, скорректировать баланс направлений и проектов.

· Повысить финансовую обоснованность управленческих решений.

· Способствовать росту эффективности использования ресурсов и ответственности руководителей.

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В одной компании может существовать несколько видов бизнеса. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и организации в целом.

Банкротство предприятий и меры по его предупреждению - student2.ru

Бюджетирование выполняет следующие основные функции:

· Функция планирования. Оценка финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерской отчетности. Однако, если выявлены какие-либо проблемы, изменить что-то к лучшему бывает уже поздно. Другими словами, инструменты финансового менеджмента применимы, когда есть сведения об ожидаемом будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия.

· Функция учета. Бюджетирование — основа для управленческого учета, т.е. разработка системы координат для бизнеса.

· Функция контроля. Контроль за повышением финансовой устойчивости и улучшением финансового состояния компании в целом и отдельных ее структурных подразделений.

Кроме того, бюджетирование помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.

При рассмотрении бюджетирования как процесса выделяют три его основные элемента:

· Организационное обеспечение — касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб, которые несут ответственность за поддержание процесса бюджетирования, а также предусматривает определение круга лиц, отвечающих за правильное и своевременное выполнение всего процесса.

· Процесс бюджетирования — разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.

· Технологию бюджетирования — включает формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается финансовая структура, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

В целях организации бюджетирования рекомендуется создавать сквозную систему бюджетов:

· Операционные бюджеты. В процессе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Операционные бюджеты состоят из:

o бюджета продаж;

o бюджета запасов готовой продукции;

o бюджета производства;

o бюджета прямых материальных затрат;

o бюджета прямых затрат на оплату труда;

o бюджета общепроизводственных расходов

o бюджета коммерческих расходов;

o бюджета управленческих расходов.

· Финансовые (основные) бюджеты:

o бюджет движения денежных средств;

o бюджет доходов и расходов;

o расчетный баланс.

· Вспомогательные бюджеты:

o план первоначальных капитальных затрат;

o кредитный или инвестиционный бюджет.

Оперативное финансовое планирование

Для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональном расходованием денежных средств в течение года предприятие использует оперативные финансовые планы, которые дополняют текущее планирование.

С помощью оперативных финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением банка.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:

· платежного календаря;

· кассового плана;

· расчета потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь является основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Платежный календарь составляется на очередной месяц с более подробной разбивкой содержащихся в нем сведений на короткие промежутки времени (как правило, на 15, 10, 5 дней). Сроки составления платежного календаря определяются исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и в безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Наши рекомендации