Методы управления расходами организаций
Получение достаточной величины прибыли является одной из важных целей любой корпоративной коммерческой организации. Достижение этой цели в значительной мере зависит от применяемых методов управления расходами.
Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего - в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Разрыв между номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, может быть обусловлен применением регулирующих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями конкретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии.
Методы управления расходами, самостоятельно определяемые организацией на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим положениям [3]:
1. Выбор порядка начисления амортизации по основным средствам.
В соответствии с действующим положением предприятия имеют возможность осуществлять ускоренную амортизацию активной части основных средств. Методы ускоренной амортизации позволяют в более короткие сроки перенести стоимость используемых основных средств на издержки производства и обращения, т.е. их воспроизводства. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и текущего налога на прибыль [1,6,10].
2. Выбор порядка начисления амортизации по нематериальным активам. Предприятия сами определяют порядок начисления амортизации перечень объектов нематериальных активов, по которым она начисляется. Нормы амортизации также устанавливаются предприятием самостоятельно. Имея в виду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяются договорными отношениями, можно заключить, что предприятие имеет немалые возможности в регулировании себестоимости продукции и прибыли [9].
3. Использование организациями амортизационной премии (права включения в состав расходов отчетного периода расходов на капитальные вложения не более 10 % и (не более 30 %, относящихся к 3-7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 % (не более 30 % в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам), расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств [1]. Использование амортизационной премии позволяет быстрее списать стоимость приобретенного имущества на расходы, тем самым снизить налоговую нагрузку организации в первоначальный период его эксплуатации.
4. Использование организациями права в определении срока полезного использования основных средств и начисления амортизации в соответствии с Налоговым кодексом по нормам ниже установленных действующим законодательством предоставляет им хорошие возможности для регулирования сумм амортизации и величины расходов.
5. Выбор метода оценки имущества при приобретении за плату (фактические затраты на покупку), безвозмездном получении (рыночная стоимость), при его изготовлении (фактические затраты по производству, строительству, монтажу). Правильный их выбор оказывает влияние на первоначальную стоимость основных фондов, а, следовательно, на суммы начисленной амортизации, себестоимость проданной продукции и прибыль.
6. Выбор способа оценки потребленных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).
Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов организации разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки [5]:
- по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;
- по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (ФИФО).
Выбор способа оценки производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии оказывает наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому и второму методам ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и, как следствие, к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль или наоборот. Финансовое состояние такого предприятия может резко ухудшиться в последующие периоды, поскольку оно не обеспечит себе необходимых условий воспроизводства капитала.
7. Использование права создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Такие резервы разрешено создавать под запасы, на которые цены в течение года снизились, либо которые устарели или частично потеряли свое первоначальное качество. Создание резерва позволяет организациям увеличивать расходы и уменьшать налогооблагаемую прибыль.
8. Принятие организацией решения об отнесении конкретных предметов в состав производственных запасов или внеоборотных активов, соответственно, материалов или основных средств, что позволяет ему более эффективно управлять расходами.
9. Выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих двух способов:
- фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения;
- создается ремонтный фонд с аккумулированием средств на осуществление ремонта на пассивном счете «Резервы предстоящих расходов» (субсчет «Ремонтный фонд») с последующим списанием фактических затрат по ремонту на себестоимость продукции. При первом способе списания затрат по ремонту основных средств существующие колебания в затратах на ремонт, вызванные неравномерностью ремонтных работ в течение года, прямо переносятся на себестоимость продукции и прибыль. Второй способ свободен от этого недостатка, однако его использование приводит к увеличению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в оборотных средствах.
10. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов. Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
11. Создание резервов предстоящих расходов. Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов. Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продукции и прибыль резких (пиковых) колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года [2]:.
12. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.
Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулирования может осуществляться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих или пропорционально производственной себестоимости. Способ распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности, отдельных видов продукции, работ, услуг.
Распределение косвенных расходов является одним из значимых аспектов учетной политики коммерческих организаций. Одной из болезненных проблем российской экономики является недостаток свободных финансовых средств. Но даже обеспеченный ресурсами проект может потерпеть неудачу из-за непродуманной учетной или ценовой политики.
Выбор ассортиментного ряда тоже может быть ошибочным из-за недостаточно продуманного подхода к разнесению накладных расходов. Снятие с производства формально убыточного товара может ухудшить финансовое состояние предприятия. Особой дискриминации подвергаются товары с высокой долей трудозатрат. Связано это с тем, что российские организации традиционно распределяют накладные расходы на основе трудозатрат производственного персонала.
Все методы распределения косвенных расходов субъективны и небесспорны. Выбор рационального способа их разнесения должен основываться на анализе конкретных обстоятельств данного бизнеса. Для многих российских организаций хорошей базой для этого является сочетание затрат на оборудование (включая амортизацию) и оплату труда производственных рабочих. Такой метод позволяет исправить основные недостатки традиционного, при котором руководство предприятия принимает решение об автоматизации производственного процесса, даже если расходы на оборудование выше, чем затраты на ранее использовавшийся ручной труд.
Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим показателем работы коммерческой корпоративной организации. Величина себестоимости продукции выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.
Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе - смете затрат на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предприятия смета затрат составляется на год с поквартальной разбивкой. В условиях инфляции составляются квартальные сметы затрат на производство и реализацию продукции. Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию [17].
Совокупность затрат по элементам в соответствии с ПБУ 10/99 составляет общий объем затрат на производство продукции [8]. Для определения производственной себестоимости из общей суммы затрат на производство прежде всего исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета, стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своей организации, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т.п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение – увеличивает [11].
Для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде, рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму коммерческих и управленческих расходов. При планировании затрат на реализуемую продукцию следует учесть величину остатков нереализованной продукции, их рассчитывают по производственной себестоимости. Затраты на нее при использовании традиционного метода составят:
Срп = Со1 + Стп — Со2, (1)
где Срп - затраты на реализуемую продукцию по полной себестоимости на предстоящий период (год, квартал);
Со1 - фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода (года, квартала);
Стп - плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде (году, квартале), определяемая в смете затрат на производство и реализацию продукции;
Со2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода (года, квартала).
При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического (ожидаемого) наличия.
Для расчета остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. При годовом планировании используются данные IV квартала, при квартальном планировании - данные соответствующего квартала.
Норма запаса в днях, хоты бы ориентировочно, может быть рассчитана в каждой организации. По готовой продукции на складе норма в днях - это количество дней, в течение которых продукция находится на складе.
Так как выручка от продажи продукции планируется «по отгрузке», то затраты на реализуемую продукцию определяются с учетом изменения себестоимости остатков готовой продукции на начало и конец года только на складе, т.к. отгруженная продукция считается реализованной. Соответственно остатки, как на начало, так и на конец года будут включать только один элемент «готовую продукцию на складе».
Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от продажи продукции (доходов от обычных видов деятельности).
В зависимости от целей планирования выручку от продажи продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, так же как и затрат на реализуемую продукцию организаций , в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное планирование выручки необходимо для определения прибыли, оперативное - в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет корпоративной организации. Выручка может быть рассчитана двумя методами.
- методом прямого поассортиментного счета.
- исходя из выпуска товарной продукции в ценах реализации, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию:
Врп = О1 + ТП – О2, (2)
где Врп - планируемая сумма выручки от реализации продукции;
О1 - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2 - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все составные части расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого периода.
В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков непроданной продукции так же, как и при планировании затрат на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
Стоимость остатков непроданной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости этих остатков, т е. исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, при квартальном - по данным соответствующего квартала.
При планировании выручки остатки нереализованной продукции на начало и конец года принимаются в расчет только по готовой продукции на складе. Отгруженная продукция считается реализованной, и, следовательно, оплаченной в ближайшее время. На случай не поступления платежей от потребителей предусматривается создание резерва по сомнительным долгам.