Роль СЭЗ в экономике Китая
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.
Основные цели создания СЭЗ:
1) привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
2) увеличение экспортной валютной выручки;
3) стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
4) эффективное использование природных ресурсов;
5) стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
6) мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
7) обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.
СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в 22,4 млрд. долл. США, из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии.
СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80%) капиталла - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и другие инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - 3,5 млрд. долл. США, из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.
СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - 22,3 млрд. долларов.
СЭЗ Пудун (составная часть Шанхая) - 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций 27,3 млрд. долл. США.
СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы.
Фондовый рынок
В 1981 году Правительство КНР начало выпуск облигаций для финансирования бюджетного дефицита, был также санкционирован выпуск облигаций крупнейших государственных предприятий. На первом этапе бумаги были именными и передача их третьим лица исключалась. Это ограничение было постепенно отменено в 1986-1988 г.г., и с этого времени можно говорить о появлении в КНР рынка долговых ценных бумаг. К началу 1990-х годов размещение бумаг государственного займа первой категории постепенно перешло на рыночные условия.
Фондовый рынок появился во многом из-за потребности в объективной оценке эффективности компаний: чем выше ее оценивали инвесторы, тем дороже продавались бумаги. В декабре 1990 года открылась фондовая биржа в Шанхае, а в июле 1991 года – в Шэньчжэне. Формирование рынка акций началось с выпуска ценных бумаг небольших городских и сельских предприятий, так как правительство не решалось проводить акционирование крупных компаний.
Оборот финансовых рынков постоянно рос. В 2010 году объем сделок по краткосрочным облигациям компаний нефинансового сектора составил 27,9 трлн. юаней, по банковским облигациям – 64 трлн. юаней, объем операций репо – 87,6 трлн. юаней. По своим масштабам китайский рынок облигаций занял 2-е место в Азии и 6-е в мире. Общая сумма транзакций на фондовом рынке достигла 309,1 трлн. юаней. Суммарная капитализация компаний, котирующихся на Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых биржах, составила на конец 2010 года – 26,5 трлн. юаней ($ 3,9 трлн.). В финансовом секторе сегодня создается 4, 73 % ВВП и занято 4,5 млн. работников.
Китайские компании предпочитают кредитное финансирование привлечению денег с фондового рынка. В 2010 году организации нефинансового сектора привлекли 11,1 трлн. юаней ($ 1,6 трлн.), причем на кредиты пришлось 8,36 трлн. или 75,3 %, а на поступления от размещения акций и облигационных займов – 1,78 трлн. или 16 %. Облигационные займы намного более значимы, чем финансирование посредством размещения акций. По итогам 2010 года выпуск кратко- и среднесрочных банковских облигаций, а также облигаций и векселей нефинансовых компаний составил 3,13 трлн. юаней, а все размещения (первичные и вторичные) акций типа А на биржах в Шанхае и в Шэньчжэне принесли компаниям 1, 03 трлн. юаней. При этом 40,6 % объема новых размещений пришлось на средние и мелкие фирмы, а 20,1 % - на компании, действующие в сфере новых и высоких технологий.
С 2008 года юань усиливает свое присутствие на внешних рынках, становясь расчетной валютой в региональной торговле и резервной валютой для ряда стран. По статистике Гонконгского комитета по финансам, к концу мая 2011 года здесь на сберегательных счетах находилось 548,8 млрд. юаней, или 15 % от объема хранящейся в банках иностранной валюты. Популярность юаня подталкивает власти к реализации программы по превращению Шанхая в международный финансовый центр. Этот процесс начался еще в 1980-е годы, инициатива принадлежала местному комитету по реформам и развитию государственных институтов и шанхайской мэрии. Первое развернутое постановление центрального правительства на это счет было издано только 25 июня 2009 года, правительство никогда не оказывало проекту финансовой поддержки. В Китае исходят из того, что в мире нет ни одного финансового центра, который мог бы в полном объеме удовлетворить все потребности глобальной экономики, и поэтому, нет причин бояться конкуренции с иными финансовыми площадками.
Китай стремится к большей открытости своих финансовых рынков, не прекращает экспериментов по участию юаня в международных торговых расчетах, развивает оффшорный рынок юаня, продолжает продвигать процесс его вовлечения в международную финансовую систему. Правительство шаг за шагом либерализует финансовый рынок, уверенно превращая Китай в равноправного участника глобальной финансовой системы.